«В Ржеве сердце бьется, как при встречи с первой любовью»

Юрий Александрович РОЗУМ, Народный артист России, лауреат международных конкурсов, профессор, зав. кафедрой фортепиано РАМ им. Гнесиных:

«В Ржеве сердце бьется, как при встречи с первой любовью»

10 октября наш город посетил пианист с мировым именем Юрий Розум. В зале ДШИ N№ 2 было организовано для него выступление воспитанников школы, а затем состоялся концерт маэстро, где прозвучали произведения Шопена, Рахманинова, Бетховена и Чайковского. В заключение Юрий Розум пообщался с местными журналистами.

— Юрий Александрович, Ваш рабочий график расписан по часам. Как удалось выкроить время для поездки в Ржев?

— Кроме педагогической и концертной деятельности, я еще являюсь президентом Международного благотворительного фонда, который при содействии министерства культуры России осуществляет долгосрочный проект по поддержке целостности системы художественного, музыкального образования страны. В рамках этого проекта проводится Всероссийский смотр-конкурс детских школ искусств и музыкальных школ «Где рождается искусство» с присуждением почетных званий «Лучшая ДМШ года» и «Лучшая ДШИ года». Наша цель — обратить внимание руководителей на региональном и муниципальном уровне, а также на уровне федеральной исполнительной власти на проблемы художественного и музыкального образования. Лет пять тому назад было спланировано движение с Дальнего Востока к центру России, и за первые полтора года мы прошли весь дальневосточный регион. А потом произошла реорганизация: министерство культуры было преобразовано в Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Сменилось руководство. Проект взял тайм-аут. Сейчас, благодаря министру культуры Владимиру Мединскому, мы его реанимировали. Члены комиссии, участвующие в смотрах-конкурсах, которые проходят в 12-ти городах (начиная от Камчатки и заканчивая Брянском), дают мастер-классы и концерты. Вот и я после просмотра выступил перед ржевскими зрителями, которые любят классическую музыку.

— Поделитесь впечатлениями от встречи с нашими юными талантами.

— У вас замечательная, уютная школа искусств. Свое творчество показали воспитанники всех отделений ДШИ. Дети пели, танцевали, играли на разных музыкальных инструментах, показывали отрывки из театральных постановок. Познакомился я и с работами юных художников. Спасибо за то, что школа приняла участие в нашем смотре. Каждый год дети из ДШИ N№ 2 становятся губернаторскими стипендиатами, а это значит, что у них хорошие наставники-педагоги, которые помогают им правильно развиваться. В России столько талантливых детей, что нам может позавидовать любая страна, но мы не всегда их ценим. Юные таланты надо поддерживать, вдохновлять, направлять. И тогда придет успех. Наша задача — сделать все для того, чтобы «звездочки» превратились в большие «звезды», засияли на культурном небосклоне.

Этот проект — дитя непростое. Он не может существовать только нашими усилиями. Имея статус федерального, проект должен поддерживаться государством. Судьба ДШИ и музыкальных школ сейчас в подвешенном состоянии. Постоянно то здесь, то там возникают дискуссии: а нужны ли в России в таком количестве эти школы? Правительство стремится экономить на всем, что имеет духовную ценность. Наши фестивали, смотры-конкурсы наглядно показывают, сколько у нас талантливых детей и какова положительная роль ДМШ и ДШИ. Я не хочу верить в то, что нас сознательно хотят сделать некультурной нацией. Но как-то становится тревожно и обидно, когда возникают бредовые идеи. В России много благотворительных фондов и организаций, которые помогают больным детям, детским домам и больницам. И это хорошо. Из трехсот концертов в год, которые я даю, больше половины — благотворительные. Средства направляются на лечение детей и содержание сирот. И так поступают многие. Но в то же время срабатывает другая схема: зачем помогать талантливому ребенку, который и так Богом поцелован? В этом мы сильно отличаемся от Запада и Америки, где все наоборот: меценаты стараются помочь талантам, а заботу о проблемных детях берет полностью на себя государство.

— 10 ноября одновременно с Ржевом подобный смотр-конкурс проходил и в Твери, куда отправился в качестве эксперта вице-президент вашего Благотворительного фонда, заслуженный артист России Юрий Богданов. Почему Вы областному центру предпочли наш город?

— Потому что здесь мои корни. И мне хочется быть полезным здесь. Когда я приезжаю в Ржев, у меня сердце бьется, как при встрече с первой любовью. Хомутово, Сытьково, Раменье, Итомля — деревеньки в Ржевском районе мне знакомы с детства. Много десятков летних месяцев я провел в этих красивейших местах. Недаром московские художники до сих пор едут сюда за вдохновением. В хуторе, что находится рядом с Хомутовым, родилась моя бабушка по маминой линии. Она была полунемка. В юности — Катарина Вальдемаровна Штраух. Потом ей сделали документы на Екатерину Владимировну. Розум — южнославянская фамилия, встречается у белорусов и украинцев. Графская династия Разумовских берет начало от Розумов. Юная графиня Елизавета влюбилась в одного из Розумов, певчего в церковном хоре, тайно с ним обвенчалась, поменяла ему фамилию на Разумовского и дала графский титул.

Подруга моей бабушки Зинаида Преображенская работала учителем начальных классов в деревне Нестерово. В летние отпуска я с родителями довольно часто ходил в гости в дом Ильи Ивановича Кабанова. Застолья проходили весело. Папа пел, мама играла. Семья Кабановых — интеллигентная, эрудированная. С ними интересно было общаться.

— Жители Итомли рассказали мне об этой семье много интересного. Илья Иванович — выпускник Тимирязевской академии, участник Великой Отечественной войны, дошел до Берлина, много лет работал председателем колхоза «Итомля». А его сын Вадим Ильич стал гидроинженером, во времена Советского Союза был первым советником СЭВ в Москве. Здание Совета экономической взаимопомощи до сих пор украшает Новый Арбат. Но вернемся к Вашей семье. Расскажите немного о своих родителях.

— Родился я в Москве в семье музыкантов. Отец Александр Григорьевич Розум — певец (баритон), мама Галина Дмитриевна Рождественская много лет работала дирижером-хормейстером Академического хора русской песни Всесоюзного радио и Центрального телевидения. В доме всегда звучала музыка. Первое произведение, которое я услышал и благодаря которому полюбил музыку, была «Лунная соната» Л. Бетховена в исполнении маминой студентки, которая работала с хором концертмейстером. Родители во время встреч всегда просили ее сыграть это произведение. Финал «Лунной сонаты» я сегодня исполнил на концерте для воспитанников ДШИ N№ 2. Моим первым учителем музыки была Анна Даниловна Артоболевская — педагог, умевшая удивительным образом передавать своим ученикам сильнейший эмоциональный заряд, который навсегда связывал их жизнь с музыкой. Так случилось и со мной. Учителями в Московской государственной консерватории им. Чайковского были профессоры Е. Малинин и
Л. Наумов. После окончания консерватории началась концертная деятельность, участие в разного ранга конкурсах, в основном, международных.

— С концертами Вы объездили весь мир, выступали в качестве солиста с ведущими оркестрами мира в самых престижных концертных залах, имеете множество наград за победы на конкурсах. Помимо концертной деятельности, регулярно проводите мастер-классы и уже 4 года преподаете в РАМ им. Гнесиных. Плюс еще работа в международном благотворительном фонде. Остается ли время для отдыха?

— Я уже привык жить в таком режиме. Репетирую по ночам. Сплю 3 часа. Утром встаю, душ, зарядка, завтрак, а дальше — по расписанию. Сегодня после прослушивания и концерта в ДШИ хочу заехать в Итомлю. Послезавтра выступаю с концертом в Швейцарии, потом улетаю, меняю самолет и отправляюсь в Хабаровск, где у меня репетиция с оркестром, затем в Красноярск. Недавно я открыл музыкальную школу им. Розума на Мальте. Идею создать здесь на базе общеобразовательной интернациональной школы еще и музыкальную предложил мне президент страны после концерта в мае этого года. В разговоре он сказал, что хорошо знает мою биографию, видел репортаж о деятельности Загорянской детской школы искусств им. Ю. Розума, расположенной в Московской области, и просил дать согласие на присвоение школе моего имени. Я согласился, съездил на открытие. Пока набрали 45 учеников, на следующий год планируется уже 150. Надо подобрать педагогов из России. Можно только порадоваться за маленькое государство, которое стремится расширить школу русского направления.

— Юрий Александрович, года три тому назад у Вас было намерение создать неподалеку от Ржева, в районе Детского оздоровительного центра «Зарница», Центр искусств для одаренных детей под эгидой вашего Благотворительного фонда. Почему этот проект не осуществился?

— Потому что в области поменялось руководство. Проект завис на уровне кадастровых оформлений. Для создания такого Центра нужна заинтересованность и помощь на уровне областной и местной администраций. Финансирование должно быть долевым. Хочется верить, что властные структуры пойдут нам навстречу и помогут осуществить этот проект.

— В разных городах Вы проводите прослушивания, находите талантливых детей. Какое участие Вы принимаете в их дальнейшей судьбе?

— Одаренные дети учатся в самых разных школах, преимущественно в московских, таких как ЦМШ, колледж им. Шопена, Гнесинский колледж. Суперталантливые дети были привезены в Москву, где учатся и живут в интернате. Есть среди них и те, кого мы нашли в глубинке. Но если я вижу, что они правильно развиваются, не надо их выдергивать в раннем возрасте. Лучше, чтобы дети жили в домашних условиях. Если талант гибнет — тогда надо что-то делать. Мы помогли талантливой скрипачке, которая училась в ЦМШ и играла в переходах метро. Сегодня эта девушка в числе лучших музыкантов, собирает залы. Другой музыкант, который сейчас, благодаря поддержке нашего Фонда, учится в Австрии, спал на матрацах в музыкальной школе, а утром умывался и шел на занятия. Сейчас он берет на международных конкурсах первые премии.

Наш Фонд 10 лет занимается благотворительностью. Сегодня у нас 80 стипендиатов. Каждый месяц надо собрать большую сумму. Деньги поступают от наших благотворительных концертов и от меценатов, среди которых есть банкиры, предприниматели, известные артисты, общественные деятели.

— Многие российские музыканты востребованы за рубежом. Некоторые основательно «осели» в других странах. Ваши студенты остаются в России или уезжают за границу?

— Я стараюсь, чтобы они остались в России. Сейчас обстановка у нас изменилась. В 90-е годы наблюдалось повальное бегство. Я сам был вынужден жить большую часть времени в Германии, получил там вид на жительство. Гастролировал по разным странам. Если раньше я играл по 10 концертов, то теперь более трехсот, из них 250 — в России. Классическая музыка становится востребованной. Несколько лет тому назад предложить какое-либо классическое произведение для исполнения на корпоративе было абсурдным, теперь сами звонят и просят поучаствовать в концерте. Такому духовному возрождению можно только порадоваться.

— Спасибо за интервью и за прекрасный музыкальный подарок. Искренне восхищены Вашим талантом. Желаем дальнейших творческих успехов!

— Спасибо.

Беседовала Элиса ЗАПОЛЬСКАЯ

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *