Олеся Александровна СТОЛЯРОВА, заместитель директора ГБУ «КЦСОН города Ржева и Ржевского района»: «НУЖНА ПОМОЩЬ – ОБРАЩАЙТЕСЬ»

— Олеся Александровна, период пандемиии сказывается на работе всего Комплексного центра социального обслуживания населения?

— Признаюсь, мы предполагали, что число обслуживаемых нашего центра ввиду сложившейся ситуации прибавится, но такого не случилось. За последние два-три месяца активизировались взрослые дети, кто не проживает вместе или рядом с пожилыми родителями — и это радует. Люди звонили, просили присмотреть за близкими. Мы выезжали по указанным адресам, и если пожилой человек был не против, брали над ним шефство.

Подопечные нашего центра очень соскучились по общению, учебе. Они с нетерпением ждут, когда все мы вернемся в привычную, интересную, наполненную событиями жизнь.

— Олеся Александровна, как Вы выбрали свой профессиональный путь?

— После окончания Старицкого педагогического училища по специальности «учитель начальных классов» 11 лет работала в 5-й школе. Случайностей в нашей жизни много, вот и я по воле случая пришла на работу в социальную службу. От детей перешла к людям мудрого возраста. С одной стороны, кардинально сменила деятельность, а с другой — общего много.

Сначала работала заведующей отделением социального обслуживания на дому пожилых граждан и инвалидов КЦСОН Ржевского района.

— Новая сфера деятельности, пришлось учиться…

— Огромная благодарность за помощь и поддержку Анне Павловне Демиденко, на тот момент она была директором КЦСОН Ржевского района, Нине Александровне Антоновой, начальнику ТОСЗН Ржевского района.

В начале 2013 года КЦСОН города и района объединили. Под руководством нашего активного идейного вдохновителя, наставника и помощника директора КЦСОН Ирины Викторовны Цветковой мы взялись за работу с удвоенной силой. В конце 2014 года я сменила в должности Ольгу Григорьевну Петроченкову. Ей я тоже благодарна за помощь.

У нас большой центр, много подопечных, направлений работы. Я курирую направление надомного обслуживания. Оно включает шесть отделений: пять — социальное обслуживание на дому и одно — долговременный уход.

— Слышала, что с 1 апреля отделение семьи и детства отнесено региональным министерством социальной защиты населения к социально-реабилитационному центру для несовершеннолетних.

— Да, и мы активно думаем, каким направлением компенсировать «потерю». Возможно, сделаем еще больший акцент на реабилитационной работе. Хотелось бы открыть реабилитационное отделение.

— Уверена, у такого замечательного коллектива, как ваш, все обязательно получится.

— Спасибо. Будем стараться. Благодаря поддержке министерства социальной защиты населения Тверской области, уверена, реализуем задуманное.

— Олеся Александровна, Вы упомянули такое направление своей работы, как долговременный уход. Программа, как я понимаю, новая и заслуживает особого внимания.

— Да. Система долговременного ухода проходит в нашей деятельности красной нитью. Заниматься им с подачи Ирины Викторовны начали еще в 2017 году.

— Несколько лет назад вопрос о возможности создания на государственном уровне программы, которая решала бы все системные вопросы долговременного ухода за нуждающимися пожилыми людьми, задавала Президенту России директор благотворительного фонда «Старость в радость» Елизавета Олескина.

— Этот фонд и помог нам с развитием направления долговременного ухода. Важно и нужно развивать стационарозамещающие технологии. Мало кто из пожилых людей, если подводит здоровье, согласны переезжать в специализированный интернат.

— Дома, как говорят, и стены помогают.

— Так оно и есть. Стандартная помощь соцработника заключается в том, что он приходит к подопечному два раза в неделю. Но если состояние здоровья человека ухудшается, двух таких визитов недостаточно. Да, мы можем увеличить кратность посещений, но во многих случаях пожилому человеку требуется и санитарно-гигиенический уход.

— Обязанности сиделки и социального работника разнятся?

— Конечно, это разные профессиональные стандарты. В 2017, 2018, 2019 годах фонд оплачивал работу пяти сиделок.

— Скольких человек может обслуживать одна сиделка?

— Не более трех. Ведь это посещение одного человека несколько раз в день.

Важное дополнение: долговременный уход невозможен без медицинского сопровождения. Нам повезло, среди социальных работников нашелся специалист, который согласился работать фельдшером. Татьяна Викторовна Румянцева наблюдает за состоянием здоровья пожилого человека, делает уколы, корректирует рацион питания, обучает сиделок и социальных работников правильно кормить лежачих больных, мыть, переодевать, перестилать постель.

До 1 июля 2019 года с деятельностью этой службы нам очень серьезно помогал фонд «Старость в радость». Технология прижилась, и областное министерство социальной защиты ввело отделение долговременного ухода в наш штат. Сейчас оно продолжает развиваться в системе социального обслуживания на дому.

— Сиделки работают только в будние дни?

— В выходные за нуждающимся в помощи присматривают или родственники, или частная сиделка. Пока в выходные сиделки не работают, но мы рассматриваем возможность установить плавающий график, чтобы перекрыть и выходные. Сейчас сиделки работают по стандартному графику: пять дней в неделю восьмичасовой рабочий день. На одного человека уходит в среднем 4 часа в день, в случае, если этого времени недостаточно или требуется круглосуточный уход, то по существующей типизации настоятельно рекомендуем перевести подопечного в дом-
интернат.

— Сколько в штате сиделок?

— Сейчас на долговременном уходе работает 11 сиделок, они обслуживают 22 человека. (Всего в социальном обслуживании на дому и долговременном обслуживании 665 человек).

Услуга «долговременный уход» востребована, обращений много, поэтому и расширился штат сиделок.

Еще я бы хотела сказать вот о чем: помощь больному человеку частного лица и нашей сиделки отличается. Да, частная сиделка может оказывать услугу по уходу днем и ночью, делать это хорошо, но не у каждого частника есть нужные навыки ухода, например, за лежачим больным.

— Да, здесь только одного желания помочь недостаточно…

— Настоятельно рекомендую обращаться в первую очередь к услугам социальных работников. Фонд «Старость в радость» пошел нам навстречу и оплачивает работу фельдшера (так как наш Комплексный центр — не стационарное медицинское учреждение, в штатном расписании фельдшера нет). Мы учим социальных работников навыкам оказания первой медицинской помощи, знакомим с психологическими аспектами при взаимоотношениях с пожилыми людьми, подсказываем, как найти подход к человеку, обойти конфликтную ситуацию или выйти из нее.

— Олеся Александровна, обслуживание на дому, будь то приход соцработника или сиделки, может быть платным и бесплатным…

— Бесплатно услугами социального работника пользуются те граждане, у кого среднедушевой доход меньше 12 тысяч 949 рублей. Если суммарный доход больше, то стоимость за услугу зависит от пенсии и того, одинокий ли человек или одиноко проживающий.

— При этом, если обслуживание и будет платным, его размер совсем невелик…

— Да. Не нужно бояться платного обслуживания. Самая большая ежемесячная оплата за услуги социального работника — 50 процентов от суммы заключенного договора. В зависимости от размера пенсии эта сумма в среднем может составлять до 1000 рублей в месяц.

В гарантированный перечень услуг входит все, что нужно для жизнедеятельности человека: покупка, доставка продуктов, медикаментов, вынос мусора, уборка в квартире, оплата коммунальных услуг, помощь в проведении гигиенических процедур, помощь в приготовлении еды, сопровождение к врачу; если пожилой человек проживает в частном секторе — помощь в обеспечении дровами, водой и так далее. До того как мы начали работать по направлению долговременного ухода, такая услуга, как, например, смена памперса, входила в дополнительный перечень. Теперь это входит в гарантированный перечень услуг. Это удобнее и выгоднее для человека.

— Если прожиточный минимум до 12 тысяч 949 рублей, то и долгосрочное обслуживание бесплатное?

— Да. Принцип тот же самый, что и при обслуживании соцработником. Причем сиделка ходит не два раза в неделю, а пять.

— Олеся Александровна, Вы сказали, что соцработники, сиделки проходят специальное обучение по уходу за больными, ограниченными в передвижении. Родственники такие занятия посещать могут?

— Для родственников в нашем цент-ре создана «Школа ухода за маломобильными категориями граждан». Столкнувшись с болезнью близкого человека, люди теряются: какие нужны средства реабилитации, как правильно ухаживать за больным. Мы поможем, расскажем, приходите. Нет возможности приехать к нам, Татьяна Викторовна выезжает на дом и на месте дает рекомендации по уходу, обустройству помещения. Многие пожилые инвалиды не знают, что получить технические средства, например, костыли, ходунки, санитарные стулья, инвалидные коляски и другое, а также средства ухода (памперсы, пеленки) можно через фонд социального страхования бесплатно, оформив индивидуальную программу реабилитации инвалида.

— Олеся Александровна, одно время у КЦСОН были помощники в лице молодых волонтеров…

— Волонтерская помощь движения «Молодая гвардия» была существенной, было бы здорово вновь наладить такое общение между молодежью и людьми пожилого возраста.

В системе долговременного ухода у нас есть соглашение о взаимодействии с ЦРБ. Оно налажено на стадии, когда больной, которому потребуется специализированная помощь, находится еще в больнице, мы сразу предлагаем помощь соцработников, сиделки, специалистов отделения.

— Спасибо за полезную информацию. Здоровья, всего доброго Вам и всем сотрудникам КЦСОН.

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *