ЗОРКО ОДНО ЛИШЬ СЕРДЦЕ

«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». «Единственная роскошь на свете — это роскошь человеческого общения». «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Цитаты из мудрой и человечной сказки-притчи «Маленький принц», в которой просто и проникновенно говорится о дружбе и любви, о долге и чести, давно уже стали крылатыми. Эта книга переведена на 118 языков и вторая по читаемости после Библии. Со дня рождения ее автора, французского писателя, журналиста, художника, летчика, изобретателя и борца против фашизма Антуана де Сент-Экзюпери 29 июня исполнилось 120 лет.

На страничке Ржевского выставочного зала «ВКонтакте» подготовлен интересный материал о творчестве писателя, а мир Маленького принца показан через призму восприятия картин современных художников, в том числе и ржевских (представлены работы из фонда Выставочного зала).

Давайте и мы снова побываем на планете, где «зорко одно лишь сердце».

Около 80 лет назад Антуан де Сент-Экзюпери открыл человечеству мир своего Маленького принца. «Моя вселенная не от мира сего», — пишет он в одном из своих писем. И по его книгам мы познаем эту вселенную, с удивлением отмечая, что все, о чем он пишет, мы уже знали когда-то давно, это такое близкое и родное нам, вот только оставили этот прекрасный мир
далеко в детстве. Художественный образ Маленького принца был создан также самим писателем. Он же являлся иллюстратором первого и многих последующих изданий сказки.

«На этом свете меня огорчает только одно — то, что нужно становиться взрослым». Единицы из нас сохранили в себе способность видеть мир глазами Маленького принца, и среди них — художники. Благодаря своему прекрасному дару, они и нам дают возможность заглянуть в этот мир и задуматься о темах добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы и многих других, которые поднимал в своих произведениях летчик-писатель Экзюпери.

Картина художника Геннадия Васильева «Березовый звон» показывает, как прекрасна планета, на которой мы живем. На ней
нашлось место и для нашего города, изображенного Галиной Матвеевой в работе «Ржев». «Красота недолговечна», — горестно замечает главный герой, и Сент-Экзюпери призывает нас
бережнее относиться ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя — красоту души и сердца.

А вот таким мог бы быть и сам Маленький принц, как этот прекрасный юноша на панно «Цветущий сад» Людмилы Литвинчук. Он рассказывал старому географу о своих путешествиях и тех мирах, которые повидал… А ведь действительно, этих миров миллионы, миллиарды! В каждом из нас, в каждом живом существе таится свой мир с радостями и печалями, добром и злом, встречами и разлуками.

Как хрупок мир «Одуванчика» на картине художника Игоря Орлова, на краях его листочков, в надежде вздымающихся к небу, на кончиках лепестков, ожидающих солнечных лучей. Мир пумы с «Африканского силуэта» Аркадия Кузьмина тревожен и таинственен. Из зарослей следит она за нами, людьми… Кто мы с ними, животными, на этой планете: соперники или добрые соседи? И кто знает, какой этот мир на самом деле. «В действительности все совершенно иначе, чем на самом деле».

Непонимание, отчужденность людей — это еще один важный философский вопрос. Сент-Экзюпери не просто затрагивает тему непонимания между взрослым и ребенком, а рассматривает эту тему, а также одиночества в космическом масштабе. Об этом, наверное, рассказывает нам художник Анатолий Патерилло в картине «Стул», как на той планете, что постоянно сужалась. Каким символом пустоты выглядит он здесь!

Эту же тему раскрывает Константин Медведев в картине «Паук на снегу».

Но самое главное о прекрасном Маленький принц узнает от Лиса. Внешне красивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств. Они мертвы для него. Главный герой открывает истину для себя, автора и читателей — прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом. «Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться». Прекрасно иллюстрируют тему «Розы» Галины Матвеевой.

«Теперь, создав свой собственный мир, он мог устроиться в нем поудобнее…»
Но почему-то люди стремятся разрушить прекрасный мир, который до этого с таким усердием и любовью создавали из поколения в поколение. И приобретает это ужасные, уродливые формы войны. «Война — не приключение. Война — болезнь. Как тиф». Баобабы, грозившие разорвать планету на части, — это не только образ зла вообще, но и фашизма. Работы художника Леонида Шмелева «Не прошел» и «Дороги войны» отражают неприятие зла и накал противостояния с врагом.

«Хотя человеческой жизни нет цены, мы всегда поступаем так, словно существует нечто еще более ценное». Наверное, Антуан де Сент-Экзюпери мог бы рассказать нам еще о многом, но именно война оборвала его жизнь, унеся к далеким неведомым планетам… И в жизни писатель любил ночные полеты: они позволяли ему предаваться размышлениям, а огни внизу напоминали о людях, которые, как и он, бодрствуют на своей ночной вахте, охраняя покой мирной прекрасной Земли, как «Белый город» художника Панова.

«Хотел бы я знать, зачем звезды светятся. Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою». Каждый из нас, вглядываясь в звездную бездну ночного неба, наверняка пытается отыскать свою планету. Где-то там есть планета Маленького принца, которую он так любил и заботился о ней, где он продолжал холить свою Розу, самую прекрасную из всех, только потому, что это его Роза… И может быть, по его примеру будем беречь свою Землю, свой город, своих близких. «Быть человеком значит буквально то же самое, что и нести ответственность».

Подготовила Елена Сооляттэ 

(по материалам Выставочного зала г. Ржева «А. де Сент-Экзюпери»)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *