С ОБНОВЛЕНИЕМ АВТОПАРКА

На днях парк предприятия «Автотранс» пополнился двумя новенькими современными автобусами. Эта позитивная новость получила обсуждение и одобрение ржевитян, что вполне закономерно, ведь от эффективности работы муниципального перевозчика зависит качество жизни большинства из нас. И хотя уже много лет курсирующие по городу неказистые трудяги «ПАЗики», благодаря усилиям коллектива МУПа, неплохо справлялись с возложенной на них задачей по перевозке пассажиров по внутригородским маршрутам, ржевитянам хотелось бы видеть на улицах своего города более современные автобусы, такие, которые смогут обеспечить большую комфортность передвижения, а также перевозку людей, относящихся к маломобильной части населения.

И вот наконец, несмотря на сложную экономическую ситуацию, которая усугубилась ограничительными мерами пандемии коронавируса, два первых белоснежных автобуса марки SIMAZ прибыли в Ржев, и в скором времени мы сможем стать их пассажирами, оценить удобства и соответствия современным стандартам.

Нужда в обновлении парка назрела давно, и эту задачу перед директором МУП «Автотранс» Ильей Гороховым поставили администрация Ржева как учредитель МУПа и лично глава города Роман Крылов. Несколько месяцев шла работа по поиску оптимальных путей ее решения.

— Я досконально изучил наш парк, — рассказывает Илья Николаевич. — Удалось сделать это как бы «изнутри», совмещая свои прямые обязанности руководителя с работой инженера, начальника гаража, мастера в период их отпусков. Это очень важный и интересный для меня опыт. Я лишний раз убедился, что автопарк не соответствует требованиям, которые диктует нам сама жизнь. Автобусы устарели и вдобавок требуют постоянного ремонта, а значит — серьезных денежных вложений. То есть, по сути, мы несем постоянные убытки. Самые старые наши автобусы буквально сыплются, мы вкладываем много сил и средств, ремонтируем, делаем косметические ремонты, спасая их от разъедающей изнутри ржавчины. Но и новые ПАЗы, к сожалению, очень недолговечные машины. Автобусы, купленные в конце 2019 года и имеющие всего 10 тысяч километров пробега, уже тоже постоянно приходится ремонтировать. Они еще даже не окупились, а на них уже пришлось заменить целый ряд дорогостоящих деталей и даже целых узлов. Это серьезные расходы.

Илья Николаевич рассказал, что глава города не просто настаивал на поэтапной замене парка, но и убеждал, что нужно покупать хорошие, надежные машины, не пытаясь экономить на качестве. И хотя определенные сомнения у Горохова все же были, понимание того, что нужно отказываться от старых ПАЗов, заменяя их более современными машинами, а также поддержка руководства города, ускорили поиск оптимальных путей решения вопроса. Для этого нужно было хорошо изучить рынок, выбрать, что называется, лучшее из возможного.

Но для начала стоило определиться, на какие средства это делать. Прибыль предприятия от внутригородских пассажирских перевозок невелика и не позволит быстро и эффективно заменить парк. Значит, нужно искать источники дохода, активизировать коммерческую деятельность, зарабатывать дополнительные деньги. И работа в этом направлении оказалась вполне успешной.

— Мы решили, что нужно максимально использовать все ресурсы, которые есть в нашем распоряжении, в том числе помещения и территорию. Расчистили многолетние завалы, привели в порядок все неиспользуемые площади и стали сдавать их под парковочные места. Сейчас у нас сложились хорошие партнерские отношения с районом — у нас стоят их школьные автобусы. Мы значительно расширили спектр оказываемых услуг и у нас есть немало вполне конкретных и эффективных задач, которые обязательно реализуем в ближайшее время. А изучение рынка и анализ экономических возможностей МУПа показали, что оптимальным способом приобрести новые современные автобусы может стать лизинг (аренда с правом выкупа).

Знакомство с опытом других автотранспортных предприятий и укрепило уже в общем-то принятое решение отказаться от приобретения очередных ПАЗов. Даже такой новый красивый низкопольный автобус, как ПАЗ Вектор Next, который работает в тверском «Транспорте Верхневолжья», при пристальном изучении оказался лишь слегка модернизированной копией своих старших собратьев. И со временем он обязательно потребует таких же вложений сил и средств на ремонт и содержание. ЛИАЗы и МАЗы белорусского производства, например, более надежны и комфортны, но цена на них, даже в современных реалиях, неоправданно высока. А вот машины «СИМАЗ» с дизельным двигателем и шасси «Исудзу» производства Симбирского автомобильного завода оказались наиболее оптимальными по критерию «цена-качество». Производитель оперативно ответил на все интересующие ржевитян вопросы, предоставил всю необходимую документацию. А рабочая поездка на завод окончательно укрепила решение приобрести именно эту технику.

— Мы увидели, например, — рассказывает Горохов, — что кузову уделяется не меньшее внимание, чем силовому агрегату, изготовленному по японским стандартам. Впечатлило наличие на предприятии собственного сильного конструкторского бюро. Порадовала и обратная связь. В первые дни после того, как мы пригнали автобусы, нам регулярно звонили с завода, интересовались, как доехали, есть ли замечания или вопросы. То, что производитель отвечает за свое «детище», беспокоится за него и свою репутацию — хороший знак. У нас были небольшие замечания, которые из сервисного отдела сразу же были переданы на производство. Нужно сказать, что генеральный директор «СИМАЗа» Андрей Лукьянов сам лично вникает во все этапы производства, более того, лично им придуман дизайн нового автобуса. Продолжительное время он руководил аналогичным предприятием в Сербии и успешно применяет этот опыт, организовав работу предприятия по европейским стандартам. Было приятно видеть, как он, презентуя нам автобусы, мог ответить практически на любой вопрос, вплоть до марки применяемой стали или наименования грунтовки. Мы поняли, что не ошиблись в выборе партнера. Конечно, мы осознаем, что простым росчерком пера или взмахом руки наш парк не обновится. Но приобретение первых двух автобусов — это лишь первые шаги на этом пути. Думаю, что сохраняя имеющийся парк в рабочем состоянии и постепенно приобретая новые машины, мы справимся с поставленной учредителем и главой города задачей.

Водители МУПа, по словам Ильи Николаевича, покупку новых автобусов поддержали, но отнеслись к ней с некоторой долей настороженности. Конечно, они полностью разделяют саму идею обновления парка. Но состояние ряда ржевских дорог пока еще ставит под сомнение эффективное использование низкопольных автобусов. Причем речь не столько о дорогах, учитывая их планомерный ремонт, сколько о подъездах к некоторым остановкам с высокими бордюрами. Но новенькие СИМазы пока пойдут по центральным маршрутам, и по мнению руководства предприятия, никаких серьезных проблем с их эксплуатацией не возникнет.

Сейчас белоснежные СИМазы пока стоят «на приколе», проходя сложную и долгую процедуру оформления. А потом новые машины будут доверены добросовестным и хорошо себя зарекомендовавшим водителям: Юрию Герле и Маису Агаджаняну. Именно они ездили в Ульяновск и за достаточно долгий путь до Ржева смогли познакомиться с машинами.

Юрий Иосифович сейчас пока работает на старом автобусе на маршруте № 1. Он всегда заранее приходит на работу — осмотреть автобус, подготовить его к выходу на маршрут, что-то отладить… Юрий производит впечатление человека серьезного и немногословного. Даже собираясь в командировку за новыми машинами, он обстоятельно подготовился: нашел и прочитал о них все информацию в интернете. Да и опыт работы водителем автобуса у него немаленький — более шести лет.

— Для водителя автобус, конечно, замечательный. Быстрый, надежный и, по сравнению с ПАЗами, очень тихий, — говорит Герле. — А уж как их оценят наши пассажиры — время покажет.

К работе с маломобильными гражданами Юрий, в принципе, готов. На тех остановках (а таких на его маршруте все-таки большинство), где есть хороший подъезд и нормальная высота бордюра, с теми графиками, которые действуют сейчас, можно спокойно подождать человека, опустить платформу, помочь расположиться в салоне. Но вот у тех остановок, где нужно будет откручивать и выносить пандус, в график уложиться будет сложно. Это отнимет много времени, и данный вопрос нужно будет как-то прорабатывать. Поэтому стоит налаживать взаимодействие и находить взаимопонимание с такой категорией пассажиров.

Юрий провел нам небольшую экскурсию по салону автобуса. Чистый и светлый уютный салон буквально располагает к неторопливой поездке по преображающемуся родному городу. Очень хочется надеяться, что ржевитяне полюбят свои новые автобусы, отнесутся к ним бережно и с любовью.

Конечно, два новых автобуса не решат всех проблем пассажироперевозок. Впереди у коллектива МУПа много работы и придется приложить немало усилий для того, чтобы более уверенно чувствовать себя в современном нестабильном мире. Но дорогу осилит идущий, а первые шаги по пути к модернизации и улучшению качества перевозок муниципальным предприятием уже сделаны. И хочется сказать коллективу МУПа «Автотранс: «В добрый путь!»

Ольга ДАБУЛЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *