Андрей Владленович БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ, директор Центра стратегического инновационного развития высшей школы ТвГУ: ОБРАЗОВАНИЕ КОНСТРУИРУЕТ БУДУЩЕЕ

— Андрей Владленович, рубрика «Гость второй страницы» предполагает представление гостя. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям о себе.

— Я родился в Ленинграде в семье офицера и научного работника. В 1972 году окончил школу с золотой медалью, а в 1978-м — физико-механический факультет Ленинградского политехнического института. По распределению три года работал младшим научным сотрудником в Ленинградском гидрометеорологическом институте (сейчас РГГМУ). В 1986-м защитил кандидатскую диссертацию и стал доцентом кафедры экспериментальной физики атмосферы, с 1990 по 1992 по линии Минобразования СССР находился на научной стажировке в Хоккайдском университете (Япония), затем, защитив докторскую диссертацию, получил звание профессора. В 2001-м году на четыре года был приглашен визит-профессором в Чикагский университет (США), с 2004 по 2009 годы работал проректором РГГМУ, а с апреля 2009 года по январь 2017-го — ректором Тверского государственного университета. В 2016 был избран депутатом Законодательного собрания Тверской области. С января 2017 по март 2020 работал заместителем председателя правительства Тверской области.

— Почему именно физику Вы однажды выбрали своей профессией?

— Я всегда считал её главной наукой, ответственной за технологический прогресс. Всем благам современной цивилизации мы обязаны именно физике (и физикам!). Физика — это наука поиска допустимого решения задач при наличии разных ограничений. Если чистая математика делает то, что можно, так, как нужно, то физика делает то, что нужно, так, как можно. Это вообще универсальный подход. Кроме того, решение нерешенных задач — это очень увлекательно. Вот я и увлекаюсь всю жизнь.

— Андрей Владленович, Вы — автор более 120 научных публикаций в РФ и за рубежом и известный в мире специалист в области, которую я на память воспроизвести не берусь: «адаптивные стохастические методы моделирования мезомасштабных метеорологических процессов». Об этом можно сказать проще, или не стоит и пытаться?

— Это методы прогнозирования течения природных процессов, основанные на самообучающихся математических моделях. Использование элементов искусственного интеллекта для предсказания результатов физических измерений. Знаете, ценность любых моделей определяется их способностью предсказания будущего, которую можно оценить, когда это будущее наступает. Вот по этой точности предсказания модели можно уточнять. Это делает каждый человек в течение всей жизни, корректируя свою модель окружающего мира, но не прибегая к математическому его описанию.

— Более восьми лет Вы руководили Тверским госуниверситетом, работали в Японии и в Чикагском университете… Подходы к системе образования у нас и «у них» совершенно разные, или в последние десятилетия в связи с реформированием российской системы идет сближение? Считаете ли Вы советское образование эталоном, и следовало ли нам отказываться от него?

— Система высшего образования в университетах мира имеет много общего; преподаватели обязательно являются учеными, а наука в принципе интернациональна. Однако одним из самых поразивших меня фактов в США явилось то, что американская система образования была кардинально реформирована в конце 50-х-60-е годы после запуска советского спутника и полетов советских космонавтов: многое в американской системе образования было скопировано с советской. Горькая ирония, что уже в 1990-е мы начали копировать у них ранее заимствованное у нас. О высоком уровне советского образования свидетельствует уровень развития науки и технологии, сгенерированный в нашей стране в 60-80-е годы прошлого века. Я тоже продукт советского образования и этим горжусь. Необходимо сохранять, возрождать лучшие стороны советского образования, по крайней мере, в определяющих технологическое развитие областях. В то же время — активно использовать и внедрять передовые разработки в образовательных технологиях передовых стран мира.

— Одна из Ваших работ называется «Вузы как генераторы регионального развития». Безусловно, если на территории действует сильное учебное заведение, это уже является фактором, способствующим тому, что выпускники школ смогут, никуда не выезжая, получить хорошую профессию. Если они сумеют здесь же применить свои навыки и стать настоящими специалистами и обеспечить достойный уровень жизни, то выправится и демографическая ситуация, а значит, территория не станет угасающей. Именно поэтому сейчас развивается практика создания образовательных кластеров, действующих в одной связке с предприятиями.

— Вы сейчас сформулировали важнейшую мысль. Улучшение демографии — важнейшая задача для Тверской области. Демографическая ситуация зависит от рождаемости, привязанности к семейным ценностям, качества мед-обслуживания, продолжительности жизни — качества жизни. Но есть фактор, который может все перечеркнуть: отток молодежи в поиске возможности получения лучшего образования и профессионального роста. Действительно, одним из возможных путей решения этой проблемы может стать создание образовательного кластера с передовыми предприятиями. Я загорелся идеей в этом направлении и хочется попытаться ее реализовать во Ржеве для всего северо-запада Тверской области.

— Значит, нужно возвращать в малые города филиалы вузов?

— Если мы хотим по-прежнему видеть малые города на географической карте лет через 50, то там обязательно должна оставаться молодежь. Это условие наличия будущего у города. В то же время, наша молодежь должна получать максимальные возможности для развития и реализации своих талантов, чтобы стать полноценными членами общества, быть конкурентоспособными и просто счастливыми, реализовавшими себя людьми.

Важнейшим элементом формирования личности является образование как комбинация обучения и воспитания. Если эти возможности предоставляются на территории — у неё есть шансы для будущего. Да, потребуется немало другого, чтобы быть привлекательным местом для молодых поколений. Вот только если не будет возможности получения качественного образования, можно точно сказать, что лучшие представители молодежи уедут туда, где оно есть. Очень важно, чтобы была возможность его получения в сочетании с работой.

У меня есть идея, которую хотелось бы отработать здесь — создание корпоративного образовательного центра на базе ведущих предприятий Ржева с ТвГУ в качестве его оператора и ресурсного центра, который бы объединил программы дистанционного и электронного образования различных вузов страны, предлагающих высококачественный образовательный продукт. Это высшее образование, которое можно получать на рабочем месте. Здесь большие возможности для корпоративного целевого обучения и допобразования. В случае успеха на ржевской земле  опыт можно было бы распространять на другие крупные города области.

— Какие еще факторы могут стать генераторами регионального (и муниципального) развития?

— Помимо уже перечисленных (городская среда, разностороннее дополнительное образование, досуговая и спортивная инфраструктура, благоприятные условия для семейной жизни, качественное медобслуживание), это наличие успешных высокотехнологичных предприятий, предоставляющих не просто работу, но и перспективу профессионального роста и развития. В эпоху цифровой трансформации и технологической революции те, кто будет способен работать в этих условиях и создавать новые рабочие места, обеспечат рост для всей территории.

— Какие сферы деятельности Вы курировали будучи заместителем председателя правительства Тверской области и что считаете достижениями того периода — для региона, для областной власти, для Вас лично?

— Вы знаете, я пошел работать в правительство области потому, что его возглавил выдающийся человек, который может реально изменить ситуацию в регионе. Поверьте, я повидал немало руководителей, как у нас, так и в самых разных странах мира, поэтому могу сравнивать и судить. И горжусь тем, что в ряде задач, поставленных губернатором, в необходимость решения которых я свято верил, удалось поучаствовать. Я курировал вопросы образования, науки, культуры, спорта и молодежной политики. Достижений много, не все пока видны, но взведена мощнейшая пружина, которая будет еще долго приносить заметные результаты. Могу упомянуть видимое, в чем под руководством губернатора принимал участие: выбор, разработка и реализация проекта Ржевского мемориала Советскому солдату, реставрация обелиска, организация работы поисковой экспедиции «Ржев. Калининский фронт», создание и открытие Кванториума и IT-куба, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию трех современных инновационных школ, создание образовательно-промышленных кластеров в профессиональном образовании… Как физик, нацеленный на решение задач, я удовлетворен большинством из них, но остались и нерешенные, над которыми все время думаю.

— Андрей Владленович, что Вы считаете главным в жизни?

— Я верю, что основная причина недостатков в нашей жизни — это недостаток или образования, или духовно-нравственных ценностей тех, кто принимает решения, в том числе технологические. Образование — способ конструирования будущего. Будущее таково, каким мы его сделаем, оно начинается сегодня, прямо сейчас смотрит на нас глазами школьников и студентов. Наша задача — чтобы эти глаза загорались в процессе конструирования будущего и не отражали разочарования при его наступлении.

— Андрей Владленович, что Вас связывает со Ржевом и почему Вы, вроде уже отойдя от политики, приняли решение баллотироваться в ЗС?

— Знаете, для меня есть два города, которые вызывают совершенно особые чувства. Первый, это мой родной Ленинград, Санкт-Петербург. Не только потому, что это один из красивейших городов мира. Я бывал в не менее красивых городах в разных странах. Вот то, чего нет нигде — это история, связанная с блокадой. Мои родители, множество моих родственников испытали блокаду на себе, а город всегда имел особую атмосферу, создаваемую людьми, пережившими и выстоявшими в нечеловеческом испытании. Второй такой город с особой атмосферой, которую я всегда ощущал — Ржев. Здесь произошла кровавая битва, изменившая ход мировой истории огромной ценой невероятного мужества и героизма советских солдат. Поэтому я так горячо принял поручение губернатора заниматься проектом Ржевского мемориала, которое теперь считаю одним из главных завершенных дел в своей жизни. Поэтому проект по созданию корпоративного образовательного центра, который рождается сейчас в ТвГУ, хочется реализовать именно в Ржеве.

Я должен сказать, что я политиком никогда не был, моя сфера — наука и образование, очень мощные стратегические инструменты, которые создают и меняют будущее. Иногда для решения конкретных научно-образовательных или трансформационных задач было необходимо участие в политических процессах, но это было лишь средство, а не цель. Именно с верой в преобразующую и созидательную силу образования я приехал из Санкт-Петербурга в Тверской университет. Именно для применения преобразующей силы образования, науки и культуры принял приглашение губернатора работать в правительстве. Именно поэтому я намерен активно участвовать в решении задач преобразований в Ржеве, втором городе региона.

Беседовала Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *