«Я начинал с чечетки…»

Имя Александра Сергеевича Паршикова хорошо известно в Ржеве. Это очень талантливый человек, педагог-хореограф с многолетним стажем, солист народного танцевального коллектива «Ладанка», актер труппы народного театра Екатерины Лобановой (в прошедшем недавно с большим успехом спектакле «Аз и Ферт» играл роль Августа Фиша), обладатель не одного десятка различных наград, дипломов, Почетных грамот. В настоящее время Александр Сергеевич преподает уроки танца не только в городском Доме детского творчества, но и в Ржевском районе — в Детской школе искусств п. Есинка, при этом сам является постоянным участником совместных концертов учащихся и преподавателей, которые в этой школе проходят регулярно.

Мы попросили Александра Сергеевича рассказать о своей творческой деятельности, о семье, увлечениях, взглядах на профессию и т.д.

— Я не коренной ржевитянин. Родился в городе Мичуринске Тамбовской области в 1947 году. Учился на хореографическом отделении в Калининском культпросветучилище, где и познакомился со своей будущей женой Елизаветой, студенткой режиссерского отделения. Она как раз местная, из Ржева. После окончания училища, по распределению, мы с ней поехали работать в Селижарово. Однако когда Елизавете Константиновне пришла пора становиться матерью, она выразила желание перебраться в родной город. При содействии департамента культуры мы переехали сюда.

Сначала я работал инспектором отдела культуры, потом директором городского ДК, словом, занимал административные должности, к которым у меня душа не лежала. Затем устроился в Дом пионеров, он же ДДТ, уже как преподаватель — и до сих пор там работаю. Несколько лет назад меня «поманил» в Есинку глава Ржевского района, за что я ему очень благодарен. Попросил, так сказать, поднять культуру на селе и обеспечить детям из поселка такое же дополнительное образование, как в городе. Я обещал своим ученикам, что пройдет время, и мы обязательно выйдем на «большую сцену». И обещание сдержал: в 2006 году мы поехали на международный фестиваль в Сочи.

— Какого возраста Ваши ученики?

— Школьного, от первого класса и до старших. Надо сказать, что в Есинке у меня треть учеников — «бесплатники». Это дети из многодетных семей, дети опекаемых родителей, у них просто нет средств для оплаты занятий, что не должно становиться преградой для обучения. Но обойти все материальные препятствия, конечно, не удается. К примеру, на конкурсы и фестивали я обычно вывожу только солистов: везти всех получилось бы слишком дорого.

— Как Вы считаете, что привлекает детей в танцах? И что побудило Вас посвятить им свою жизнь?

12_7— Привлекает, скорее, даже не детей, а их родителей. Ко мне часто приходят мои бывшие ученики и приводят на занятия своих детей, а то и внуков! Такой преемственности поколений можно только позавидовать. Если говорить конкретно — что? — наверное, желание девочек (основного контингента моих учеников) быть красивыми. Ведь те танцевальные движения, которые я с ними разучиваю, сама постановка корпуса и рук — все это помогает выработать правильную осанку и изящество в повседневной жизни. Кроме того, люди, занимающиеся танцами, обычно живут дольше и выглядят лучше своих сверстников, от танца далеких. Мне даже недавно комплимент сделали — во время выступления коллектива «Ладанка», меня, его участника, не узнали и недоумевали: «Что это за молодой человек там танцует?» А я уже не молод…

12_8Как я полюбил танцы? Видите ли, период моего обучения в школе выпал на время, которое теперь именуется «оттепелью», когда из сталинских лагерей освободилось много представителей интеллигенции. Одним из таких людей был наш завуч — удивительной образованности человек, к тому же, умевший танцевать чечётку. Я стал просить его передать это умение мне, вопреки общепринятому мнению, считавшему чечётку «хулиганским» танцем. А ведь он один из сложнейших в мире! Недаром коллективы, исполняющие подобие чечётки — ирландский степ — обладают невероятной популярностью.

Я выучился чечётке и тогда, наверное, понял, что танцы — это мое. Со временем ситуация поменялась: ко мне, как некогда я к своему завучу, начали обращаться желающие с просьбой научить их чечётке. Таких людей немного — как я уже сказал, танец сложный, терпения на него хватает не у всякого, поэтому мастера-чечёточники и поныне наперечет.

— Чем Вы занимаетесь, кроме преподавания?

12_6— Участвую в различных тематических конференциях и семинарах города и района; посещаю открытые уроки преподавателей школы искусств, даю подобные уроки сам; периодически меня приглашают в жюри многочисленных творческих конкурсов, например, «Ржевская Мисс». Добавьте сюда упомянутые выше «Ладанку» и наш народный театр. В период отдыха детей в оздоровительных лагерях, в частности, в «Зарнице», работаю там инструктором по туризму и, конечно, занимаюсь проведением культурных мероприятий, которых в лагере всегда огромное количество.

— А отдыхать как любите?

— Часто езжу за границу, не только со своими солистами, но и на отдых, с семьей. Мы уже объехали всю Европу, побывали на Красном и Средиземном морях, на Канарах. Мое 60-летие отмечали в Испании, там меня поразило то, что вечером, после окончания трудового дня, люди выходят на улицы и площади … танцевать! Удивительное зрелище, у нас такое вряд ли встретишь. Вообще предпочитаем выбирать места, где поменьше соотечественников: знаем, как они могут себя повести. Между прочим, на Канарах русских практически нет, поэтому для местных наше присутствие было в диковинку. Я — сторонник активного отдыха, поэтому, куда бы ни приехал, предпочитаю не валяться на диване, а ходить, смотреть, впитывать все новое и интересное.

— Расскажите, пожалуйста, о своей семье.

— Детей у нас двое, два сына. Старший, Руслан — кандидат наук, доцент, живет и работает в Санкт-Петербурге, в департаменте образования. Прекрасно владеет языками, эрудит, кроссворды «щелкает», как орешки. Младший, Антон — офицер, закончил Военно-космическую Академию им. Можайского, там же, в Петербурге, сейчас служит в ее штабе. Так что оба — «начальники», естественно, уже взрослые, у самих есть дети — наши внуки. Мы с женой часто навещаем их, они тоже к нам ездят. Вот и на мой юбилейный вечер, скорее всего, приедут — морально поддержать.

А Елизавета Константиновна, моя супруга, не только режиссер, но и психолог высшей категории, психолог-тьютор, то есть, обучающий учителей. Между прочим, в нашем городе она — единственный специалист в своем роде.

— Александр Сергеевич, каких правил Вы придерживаетесь в своей преподавательской деятельности?

— Как вы понимаете, успех в обучении искусству танца зависит не только от преподавателя, но и от ученика, его таланта, некой предрасположенности, а главное — от желания заниматься и терпения — ведь танец кажется легким только со стороны. Я занимаюсь со всеми поровну, никого не выгоняю, только говорю тому или иному ученику: «Раньше, чем через год обучения, на сцену лучше не выходить». А ведь большинству детей хочется скорее начать выступать! Конечно, есть исключения — очень талантливые ребята, которым все удается чуть ли не с первых уроков.

Вообще танцевальное мастерство передается и должно передаваться «из ног в ноги». Тем не менее, сейчас встречаются «учителя», мало что понимающие в хореографии, но пытающиеся научить детей танцевать по примерам с экрана. Но если такая «халтура» и проходит в студии, то во время конкурсов, особенно серьезных, она все равно безжалостно разоблачается. Я, разумеется, являюсь противником подобной системы обучения и как представитель «старой школы», испытывающий трепетное отношение к «королеве русского танца» Татьяне Устиновой и к Игорю Моисееву, выработал для себя следующее «золотое правило»: учить так, чтобы твой ученик в будущем мог обучать сам.

— Хорошее правило. И когда же будет отмечаться Ваш творческий юбилей?

— 30 ноября в городском Доме культуры в 16.00. Юбилей моей творческой деятельности, так сказать, «40 лет в танце».

Татьяна САФРОНОВА

Фото

Владимира КУТУЗОВА

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *