«Я ВЕРНУЛСЯ НА СВОЁ МЕСТО»

Девять лет тому назад мне посчастливилось беседовать со знаменитым глебовским учителем физкультуры Петром Хреновым, воспитавшим не одно поколение детей, которые, благодаря этому замечательному человеку, тренеру, навсегда полюбили спорт, да и просто выросли хорошими людьми. И тогда, во время беседы, я поинтересовалась, есть ли у учителя преемник. Петр Васильевич ответил:

— Я очень надеюсь, что такой появится. Сейчас с детьми в свободное от работы время занимается мой бывший ученик, а теперь сотрудник милиции Саша Тимофеев. Он ведет у ребят лыжную и волейбольную секции.

Петр Васильевич тогда сразу разглядел в Тимофееве того, кто продолжит дело его жизни. Правда, самому Александру Валентиновичу потребовалось для этого долгих 20 лет.

ПРИМЕР УЧИТЕЛЯ

Глебово — это, можно сказать, его вторая родина, поскольку почти всю свою сознательную жизнь Александр прожил в этой деревне, куда он переехал в совсем юном возрасте вместе с родителями. В Глебовскую школу Саша попал второклассником, а в четвертом — стал заниматься на уроках физкультуры у Петра Васильевича. Хренов преподавал не только спортивные дисциплины, он преподавал жизнь, именно такую, какой она должна быть — честную и порядочную, а своих учеников воспитывал трудолюбивыми, целеустремленными и ответственными. Петр Васильевич искренне верил и доказывал на практике, что неспособных к спорту детей не бывает.

Быть может, поэтому среди его учеников так много тех, кто после окончания школы выбрал профессию педагога. Ученики равнялись на учителя, мечтали стать такими, как он.

Александр Тимофеев — не исключение, после окончания школы поступил в Торжокское педучилище получать профессию учителя физкультуры и спорта. Получив отличную спортивную подготовку в школе, Тимофеев даже играл за сборную Торжка в соревнованиях по волейболу. Но проучился всего год — забрали в армию.

После службы продолжать учебу он не стал. Парню предложили работу в милиции. Время такое сложное настало — 90-е, кругом разруха, и только в госструктурах можно было рассчитывать на твердую зарплату.

Но свою деревню и спорт Александр не бросил. Петр Васильевич предложил ему вести спортивные секции по вечерам. И так, в одной связке со своим учителем, Тимофеев тренировал школьников, занимался с детьми и взрослыми в волейбольной секции, а зимой — в лыжной.

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

В родную школу в качестве педагога Тимофеев вернулся 7 лет назад. Работать его пригласил Георгий Иванович Волков (тогда директор школы), узнав, что Александр ушел из правоохранительных органов на заслуженный отдых по вы-слуге лет. Хорошо, что в МВД на пенсию выходят рано, иначе Глебовская школа так и не дождалась бы такого учителя физкультуры.

Сам Тимофеев говорит: я вернулся на свое место. По большому счету, так оно и есть. Все эти 20 лет он был внештатным организатором всех спортивных соревнований, вел секции, занимался с детьми в свободное от службы время. Поэтому из всех перемен — только запись в трудовой книжке о приеме на работу. Доучиваться в пед-училище пришлось тоже 20 лет спустя.

— И это было намного интересней, чем в юности, — рассказывает Александр Валентинович. — Учиться никогда не поздно, а в зрелом возрасте еще интересней, потому что за плечами жизненный опыт, понимаешь, какие знания тебе необходимы, да и практики уже огромный багаж. Группа у нас подобралась — все взрослые, самостоятельные люди, сложившиеся профессионалы в том или ином виде спорта. Сейчас ведь спортивные секции нельзя вести без педагогического образования, поэтому даже мастера спорта учились.

Одно дело — вести секции, совсем другое — стать школьным педагогом.

— Переход был органичным, — продолжает Тимофеев. — Тем более что почти всех глебовских ребят я знал, многие занимались у меня в спортивной секции. Да и со школой я, по сути, никогда не расставался.

Уже сейчас, спустя годы, он понимает, что работа в милиции была временной, а нынешняя, в школе — постоянная. Конечно, милицейская закалка сейчас немало помогает в педагогической деятельности. Чего греха таить — подростки любят испытывать на прочность характер учителей. Но у Тимофеева не забалуешь.

Он — единственный представитель сильной половины в педагогическом коллективе. Мужчина-учитель в современной школе сейчас скорее исключение, чем правило. Мальчишкам в школе нужен мужской пример, а уж на уроках физкультуры — тем более.

Александр Валентинович — еще и классный руководитель у беспокойного 8-го класса. Находить общий язык с детьми для него несложно, непререкаемый авторитет у учеников заработан не строгостью, а взаимопониманием. Тимофеев общается с ними на равных и воспитывает собственным примером, как когда-то его самого воспитывал пример Петра Васильевича.

ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ

В прошлом году Александра Тимофеева наградили благодарностью губернатора Тверской области. Правда, об этом я узнала вовсе не от него: своими наградами Александр Валентинович кичиться не любит. Зато когда речь заходит о спортивных достижениях глебовских школьников, он буквально преображается. И гордиться действительно есть чем. Несколько лет подряд глебовские ребята держат пальму первенства в школьной спартакиаде, стабильные призовые места в кроссе, теннисе, стрельбе из пневматической винтовки. Впервые в районе проходили соревнования по гимнастике, и этот вид спорта оказался по плечу глебовским — взяли второе место. Спортивный школьный год обычно заканчивается турслетом, в котором воспитанники Тимофеева почти всегда занимают первое место. И, наконец, лыжи.

— Это наше все, — говорит Александр Валентинович. — Мы практически всегда в лидерах в этом виде спорта. У нас есть единственный сильный соперник в районе — Итомлинская школа. В Глебовской школе дети становятся на лыжи еще в начальных классах, экипировка для занятий имеется для всех.

Отдельное слово о волейболе. Сильную основу подготовки команд заложил когда-то еще Петр Хренов. Поэтому уже многие годы глебовские волейболисты — сильнейшие в районе.

— Мои девчонки — первые на планете. Бывает, и команду 10-й гимназии обыгрываем, — улыбаясь, продолжает Тимофеев. — Наши самые сильные волейболистки уже закончили школу, но подрастает смена. В прошлом году семиклассники начали выступать на соревнованиях, в этом году они займут место в основном составе команды. К сожалению, у нас нет возможности создать стабильную волейбольную команду, чтобы выступать на областном уровне. К примеру, наша юношеская команда вся разновозрастная. То, что мы совмещаем ребят с 11-го по 7-й класс в одну команду и они слаженно играют таким разновозрастным составом, уже успех. Конечно, в городе в этом плане проще набрать сверстников и тренировать их вплоть до окончания школы. К 10-11-м классам вырастает настоящая профессиональная команда. У нас, в сельской школе, такого нет, у нас одиночки.

Тимофеев — требовательный тренер. Он считает, что спорт — это ежедневный труд. Если не заниматься дома самостоятельно, помимо тренировок в школе и в спортивной секции, результатов не будет.

— Как научить ребенка, например, подтягиваться на перекладине только лишь на уроках физкультуры? Природные физические данные — это прекрасно, а если их нет? Но если постепенно увеличивать нагрузку, закрепляя результаты спортивными упражнениями дома, тогда можно достичь успеха. И у нас в школе немало таких положительных примеров. Важно иметь стремление к победе и к достижению результатов. Как говорят: половина успеха — это вера в свои силы и упорство, — уверен Александр Валентинович.

Отличная спортивная подготовка — это своего рода школьное наследство, которое помогает глебовским выпускникам в дальнейшей учебе и жизни. Они играют в волейбольных сборных своих вузов и колледжей, многие даже выступают за городские сборные.

МЕСТО СИЛЫ

У каждого человека есть место силы, где он по-настоящему счастлив. Для героя моего очерка — это Глебово и Глебовская средняя школа. Где коллеги — это друзья и соседи, работа — место, где его увлечение спортом стало делом всей жизни. Кстати супруга Александра Валентиновича Ольга тоже трудится здесь — поваром в дошкольной группе. А живут Тимофеевы через дорогу от школы. Словом, все настолько органично переплетено, что иначе и быть не может.

Совсем скоро начнется новый учебный год, будем надеяться, не дистанционный. Александр Валентинович каждый день с утра на рабочем месте, приводит школьное спортивное хозяйство в порядок. Спортзал уже сияет новой краской в ожидании шумных и беспокойных глебовских учеников, которые, уверена, с нетерпением ожидают уроков физкультуры с любимым учителем.

Светлана КУДРЯВЦЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *