Иван Дедов, выпускник школы № 9, золотой медалист: «СЛОЖНО ТОЛЬКО НАЧИНАТЬ, ПОТОМ СТАНОВИТСЯ ИНТЕРЕСНО»

— Иван, позволь поздравить тебя с окончанием школы, с золотой медалью и со столь впечатляющим успехом на итоговой аттестации — знаю, что на ЕГЭ по русскому языку и информатике ты набрал 100 баллов, это максимально возможный результат. Нарушая традицию, хочу сразу спросить о дальнейших планах. Куда собирается поступать стобалльник Иван Дедов?

— Думаю, что моих баллов по ЕГЭ вместе с индивидуальными достижениями достаточно для поступления в Высшую школу экономики на факультет прикладной математики и информатики или Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана. Профессия программиста востребована, в дальнейшем можно будет пробовать себя в самых разных сферах деятельности.

— Почему именно программирование? Ведь это дано далеко не каждому. Что происходит в головах у математиков?

— Заставить полюбить математику и информатику, конечно, нельзя. Но, я думаю, научиться мыслить логически, математически может каждый, если он сам этого захочет. Самое сложное, как и в любом другом деле, это начать. А потом приходит понимание, пробуждается интерес, даже некий азарт. Составляешь план, намечаешь, какой конечный продукт ты хочешь получить, изучаешь теорию. Делаешь черновой вариант, а потом уже начинаются бесконечные проверки и доработки. Наиболее привлекателен для меня именно сам процесс решения задачи или составления программы, но и результат, который удается получить, тоже, конечно, радует и вдохновляет на что-то новое. Это как создание скульптуры, когда некий образ, мечта воплощается в реальные очертания.

— Ты как будущий программист считаешь, что можно запрограммировать все процессы и построить математические модели всего происходящего в нашем мире?

— Нет, конечно, не всего. Ведь были определены семь математических проблем, так называемых задач тысячелетия, решение которых до сих пор не найдено. Одну из них удалось решить Григорию Перельману. Он доказал гипотезу Пуанкаре. Остальные шесть задач пока остаются нерешенными. И будут ли они решены? Ответа на этот вопрос пока нет.

 — Тебя привлекает именно программирование, а не компьютеры?

— Да, мне интересна теория. Работать, как говорят, с железом, то есть, с самими компьютерами, у меня не очень получается.

— Правильность своего варианта решения экзаменационной задачи по информатике тебе пришлось отстаивать перед апелляционной комиссией. Ты настолько был уверен в своем решении?

— Был уверен, иначе бы не пошёл на апелляцию. Я знал, что буду сдавать информатику, еще в 9-м классе, а в 11-м начал основательную подготовку к ЕГЭ. В начале года я много учился по интернету, смотрел прямые трансляции (стримы). Чтобы успешно сдать информатику, нужно знать всего шесть-семь тем, но вы-учить их нужно очень хорошо и иметь сильную математическую базу. Все 23 задачи с кратким ответом из первой части я сделал минут за сорок. Вторая часть содержит четыре задачи с полными ответами. Три из них оказались достаточно простыми и тоже не вызвали затруднений. А вот 27-я решалась методом динамического программирования, который я хорошо знал. Я обрадовался и решил ее, как мне казалось, абсолютно правильно. После экзамена у нас начинаются сомнения в правильности своих ответов, но именно в последней задаче я даже не сомневался. И очень удивился, когда увидел, что потерял два первичных балла именно на 27-й задаче. Просмотрел сканы своих работ, все перепроверил, отправил решение тому человеку, с которым занимался на трансляциях, показал моей учительнице по информатике Ирине Степановне Куценко. Они тоже не увидели ошибки. И я пошел на апелляцию.

— Многие боятся этой процедуры и отказываются от нее, решая не рисковать.

— Нет, я не боялся и не сомневался. Меня поддержала Ирина Степановна, она уже раньше сталкивалась с подобными ошибками экспертов. Апелляция проводилась дистанционно, и мне пришлось ждать три часа, пока появится связь. А сама процедура заняла буквально минут пять-десять. Эксперт из конфликтной комиссии показал мне мои ответы и сказал: «Мы прогнали твою программу на тестах, все правильно, вот тебе твои четыре полных балла». Мне даже не пришлось ничего доказывать, хотя я был готов к тому, что придется отстаивать свою позицию, пояснять, как работает моя программа.

— Обрадовался?

— Я знал, что у меня всё правильно и должно быть 100 баллов. Можно сказать, я получил то, что заслужил. Это справедливо. Хотя осадок какой-то остался. Почему сразу не поставили четыре балла? Я решил для себя, что экзаменующий, должно быть, просто устал и подошел к проверке формально. Словом, не подать на апелляцию было бы глупо с моей стороны.

— По математике ты получил 92 балла. Не получилось 100?

— Вот как раз по математике я планировал максимальный результат. На самом деле, это вполне реально. Но мои учителя говорят, что все-таки мне не повезло с вариантом. Задание было, действительно, очень сложное.

— Ты уже прошел этот путь. Итоговая аттестация позади. Хотелось бы услышать твое, теперь уже взрослое и честное, мнение о ЕГЭ.

— Я считаю, что ЕГЭ — это плохо реализованная хорошая идея. Стоило бы многое изменить. Например, для того, чтобы сдать русский язык или историю, нужно сделать абсолютно все задания и написать сочинение. А стоило бы предоставить выпускнику возможность самому выбирать задание для получения того количества баллов, которое он определил для себя сам, исходя из своего уровня подготовки. Проверка экспертов должна быть более прозрачной, контролируемой. Это их работа, и они должны вникать в то, что проверяют, а не просто механически сверять с распечатанными критериями. Не только на ответ смотреть, а и на ход решения.

— Иван, судя по высшему баллу по русскому языку, твои интересы не замыкаются исключительно на математике и информатике? Что помогло получить 100 баллов на ЕГЭ?

— Проблем с грамотностью у меня не было никогда. Часто я просто интуитивно понимаю: вот здесь нужна запятая, без нее предложение просто не читается, а вот тут нужно написать именно эту букву, потому что иначе слово плохо выглядит.

— Врожденная грамотность — это хорошо. Но вот твоя учительница Людмила Васильевна Зуева утверждает, что ты настоящий трудяга и ни разу не пришел на урок с невыученным правилом или невыполненным домашним заданием.

— Правила, безусловно, нужно учить. Как же иначе? Я рано начал читать и делаю это постоянно. В отличие от многих ребят, всегда читал рекомендованные книги на летних каникулах. Считал, что когда-нибудь это может пригодиться. Каких-либо предпочтений при выборе книг нет. Смотрю отзывы и начинаю читать.

— Ты считаешь удачным выбор произведений для изучения в
школе?

— В целом, да. Школьная программа включает в себя произведения тех авторов, которые должен прочитать каждый. Но, думаю, некоторые стоило бы читать в более старшем возрасте. Например, я не смог прочитать в 6-м классе «Дубровского», мне совсем не понравился роман, но если бы знакомство состоялось несколько позже, то, возможно, я бы воспринял его по-другому.

— Знаю, что твои сочинения отличаются логической продуманностью и стройностью изложения. Это, очевидно, оценили и эксперты ЕГЭ. Но многие ребята, которые собираются в технические вузы, считают изучение литературы и подготовку к ЕГЭ едва ли не пустой тратой времени.

— В чем-то я с этой точкой зрения согласен. Зачем тому, кто собирается заниматься, например, теоретической физикой, писать сочинение на ЕГЭ? Считаю, для проверки его уровня достаточно декабрьского сочинения. Тем более оно позволяет более полно раскрыть свои мысли. Но человек любой специальности должен быть грамотным и хорошо владеть языком. Разве приятно читать безграмотный текст с ошибками? А ЕГЭ вполне отражает уровень грамотности. И потом, важно учить русский язык на протяжении всего школьного обучения, а не за два-три месяца до экзамена.

— Поделись с теми, кому еще предстоит сдавать экзамены, как правильно к ним готовиться?

— У меня не было репетиторов. Я готовился самостоятельно по трансляциям в интернете. Это очень хороший способ подготовки, но здесь важна самодисциплина. Я не очень понимаю тех, кто рассказывает, что сидит за учебниками по 24 часа в сутки. Для меня это просто нереально. И я не думаю, что такая работа «на износ» способна принести хорошие результаты. Главное — регулярность занятий. Я пытался составить для себя план подготовки, но его сложно соблюдать. И вообще, подготовка к экзамену — это дело очень индивидуальное. Каждый решает, как лучше для него самого. Во время учебы стоит принимать участие в олимпиадах. Это отличный способ проверить свои знания, психологически подготовиться к ЕГЭ. И такой тренировкой можно заниматься каждый год.

— Иван, все вокруг меняется, обновляется. Как ты считаешь, нужно ли меняться школе? Каким должно быть образование в XXI веке?

— Думаю, многим учителям нужно искать новые подходы к преподаванию. Объяснение материала должно быть не только понятным, но и интересным. Ведь иногда ученику необязательно зубрить все подряд. Стоит объяснить, когда нужно выучить, а когда понять, помочь применить какие-то новые методы запоминания.

— Но ведь молодежь, которая могла бы учить по-новому, в школу не идет…

— Дело в очень маленьких зарплатах. Если человек получил хорошее образование, он вправе рассчитывать, что за свой труд, который он добросовестно выполняет, будет получать достойное вознаграждение. Это совершенно нормально, правильно. Тем более что с детьми работать действительно сложно. Не стоит валить на учителей все свои неудачи. Сейчас возможностей для самообразования более чем достаточно.

— А если пофантазировать, что зарплаты учителей вдруг чудесным образом станут достойными? Ты пришел бы в школу после окончания вуза?

— Да. Мне довелось иногда заменять учителя. Я старался максимально интересно и доходчиво объяснить материал. Правда, жаль, что большинству ребят все это просто не нужно.

— О какой студенческой жизни ты мечтаешь?

— Хочется оказаться среди ребят, которым интересно то, чем они занимаются. Чтобы мы все оказались на одной волне.

— Желаю исполнения всех надежд и планов! Спасибо за интервью.

Беседовала Ольга ДАБУЛЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *