Итоги, или 25 лет спустя

  О некоторых событиях сложно говорить кратко. Вот, например, открывшаяся 15 ноября выставка «Итоги». С одной стороны, нынешняя экспозиция Выставочного зала собрала 98 произведений, представленных 27-ю ржевскими художниками. Картины и скульптуры выполнены в разных техниках, разном стиле, и если о каждом произведении говорить отдельно, то рассказ сильно затянется. С другой стороны, нынешняя выставка — юбилейная: в ноябре Выставочный зал празднует свое 25-летие. Открытие было богато на торжественные речи и памятные подарки. Но, думается, главное на выставке все-таки картины. Ради них мы, собственно, и посещаем Выставочный зал.

Первое, что бросается в глаза, — это большая разница в содержании работ, что неудивительно, когда в одном зале собраны произведения почти трех десятков уже состоявшихся художников. Способы выражения тоже разные. Восемь работ — это скульптуры заслуженного художника РФ Анатолия Бурова, изображающие живую природу. Остальные девяносто — живопись и графика. Привлекли внимание пейзажи Льва Клюшина, выполненные маслом. Картина «Поздний вечер» подтверждает: не только фотографы, но и художники любят вид на новый мост; у меня в архиве есть снимок, сделанный с того же ракурса. Пейзажи маслом любят и другие художники: Ирина Аввакумова отправляет зрителя в «Зимний Торжок», Галина Матвеева дает возможность увидеть «Осень в Кашине», ее дочь Мария Матвеева изображает неспешную жизнь российской глубинки, Владимир Витков живописует ржевские и волжские пейзажи, а Павел Фефилов дает возможность увидеть «Храм в Берново». Как всегда, поражают реализмом и любовью к деталям работы Павла Соловьева. Вроде ничего необычного в сюжете, но это останавливает взгляд. Вот, например, «Бабушкины книги»: завал книг, старый комод, холодильник, девушка сидит в домашнем халате и тапочках, читает — все живое, даже, можно сказать, обычное, неприукрашенное.

7_6Напротив расположены работы Евгения Пономарёва. Тут, наоборот, ничего случайного, сюжет сначала продуман, а потом на столе появляются ружье, патроны, дичь и пишется натюрморт «Охотничий». Мой типографский коллега Всеволод Глущенко также представил натюрморты, но они по духу скорее ближе к реализму Соловьева — что увидел, то и изобразил, будь то рыба, чайник или банка с остатками варенья. Еще хочется сказать про картины Юрия Кокшарова. Мне запомнились две: «После дождя» и «Грация». Первая — это несколько разных образов, объединенных вместе: скрипка, ноты, осенние листья, женский профиль — все это переплетено на одном холсте в одну композицию. И рядом написанная пастелью «Грация» — задумавшаяся о чем-то юная балерина. Обе работы оставляют какие-то музыкальные ощущения.

Много работ, написанных масляной краской, но есть и другие техники. Светлана Азаренкова написала масляной пастелью «Улочки старой Праги» и акварелью «Закат на озере Мстино». Ирина Прямова взялась за гуашь, чтобы изобразить «Дыхание осени». Алексей Бобров представил графические работы: выполненные тушью пейзажи Зубцова, Пскова, Вязьмы. В малом зале можно увидеть несколько необычных работ, например, не написанные, а вышитые гладью картины Маргариты Голобурдиной, или пейзажи из пластилина Аллы Нероновой.

7_5Очень смелые работы у Игоря Рослякова: две мини-инсталляции («Крутые Перцы» и «Ирисы»). Стиль его работ в корне отличается от всего, что мы можем увидеть на нынешней выставке. Это то, что принято называть «модерн»: смелое, экспериментальное, необычное. Кстати, присутствовавший на выставке председатель Тверского союза художников Вячеслав Столяров очень хорошо отозвался об экспериментах Игоря Рослякова. Здесь же, в малом зале, можно увидеть работы нынешнего директора Выставочного зала Артёма Пономарёва («Игроки» и «Без названия»). Хочется упомянуть обо всех, но надо рассказать и о других моментах, связанных с юбилеем Выставочного зала.

После музыкальной паузы с приветствием директора Выставочного зала Артёма Пономарёва, слово было предоставлено Елене Ямщиковой, замглавы администрации города. Елена Николаевна вручила благодарственные письма собравшимся художникам и работникам Выставочного зала.

Отдельно был отмечен участник выставки Владимир Витков. Этому художнику недавно исполнилось 80 лет. Как было сказано в поздравительной речи: сейчас подвиг дожить до такого возраста…

7_3Кроме благодарственных писем, всем были вручены буклеты, выпущенные по случаю юбилея. В этих буклетах содержатся фотографии разных годов и краткая история Выставочного зала  (собирал и готовил все необходимые для издания материалы Артём Пономарёв).

По факту, юбилей Выставочного зала был немного раньше. По информации, которую можно найти в юбилейном буклете, первая общая выставка ржевских художников (она же первая в истории зала) состоялась 4 ноября 1988 года.

За это время сменилось много руководителей, их всех в своей речи вспомнила начальник отдела культуры Валентина Бременева. А директор ДШИ № 2 Вера Долгая обратилась со словами благодарности к тем художникам, которые посвятили себя педагогической деятельности и делятся своими знаниями с подрастающим поколением.

7_2_И.-Росляков,-Станция-Мелихово,-2013А закончить хочется небольшой цитатой из разговора с директором зала Артёмом Пономарёвым:

— Четверть века — большая дата. Я сам, являясь нынешним руководителем Выставочного зала, всего на два года старше — не самого здания, оно дореволюционное, а существующего здесь центра выставочной деятельности. Хотелось, чтобы как можно больше людей пришли к нам на юбилейную выставку, ведь внимание зрителя — это самый лучший подарок как для работников зала, так и для художников. С юбилеем, друзья!

Владимир КУТУЗОВ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *