РОДОМ ИЗ СССР, ИЛИ В МУЗЕЕ ПЛЮШКИНА

Совсем недавно мы вспоминали Олимпиаду-80, что проходила в Советском Союзе ровно 40 лет назад, и олимпийский талисман — забавного Мишку, который был везде: на часах, фотоаппаратах, платочках, вымпелах, почтовых марках, чашках, игрушках, открытках, значках, сувенирах… В преддверии этого события я побывала в Твери, в музее Плюшкина, на улице Пушкинской, где увидела не только всевозможные вещи с изображением символа Олимпиады-80, но и другие интересные предметы и любопытные коллекции родом из СССР.

Этот музей открылся три года назад, в день 100-летия Октябрьской революции, 7 ноября. Прелюбопытнейшее местечко, скажу я вам. Многие посетители назвали его домом ностальгии. По-моему, очень точное определение. Почему же создатели решили прославить имя гоголевского персонажа, которого сам автор назвал «прорехой на человечестве»?

Конечно, сразу вспоминается персонаж «Мертвых душ», но все же был и реальный Федор Михайлович Плюшкин  (1837-1911), потомственный купец, коллекционер, собиратель псковских древностей, владелец одной из самых больших частных коллекций в Российской империи. Он собирал иконы, картины, монеты, книги… Существует также легенда о том, как проезжавшему через Валдай Александру Сергеевичу Пушкину попалась на глаза вывеска с фамилией отца Плюшкина. Поэт ее запомнил и позже подсказал Гоголю.

Известны и факты о прототипах гоголевского персонажа. Николай Васильевич начал писать главу о Плюшкине в подмосковном доме историка М.П. Погодина, славившегося своей скупостью. Дом был окружен садом, послужившим прообразом сада Плюшкина. По воспоминаниям А. Фета, «в кабинете Погодина невообразимый хаос. Тут всевозможные старинные книги лежали грудами на полу, не говоря о сотнях рукописей с начатыми работами, места которых, равно как и ассигнаций, запрятанных по разным книгам, знал только Погодин».

Так или иначе, но и в тверском музее Плюшкина чего только нет! Альбомы со спичечными наклейками, календарики, значки, чеканки, плюшевые ковры с оленями, лыжи, лампы, утюги, будильники, редкие пластинки (есть даже дореволюционные), старинные патефоны и советские проигрыватели, журнал «Крокодил» и четырехзначная таблица Брадиса, с помощью которой все мы в школе учили синусы и косинусы (Владимир Модестович Брадис — советский математик, педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, профессор, преподавал в Калининском госуниверситете).

Директор музея и наш экс-курсовод Марина Ильина пояснила, что в музее Плюшкина представлены всевозможные предметы и небольшие частные коллекции жителей Твери. Здесь нет ограничений ни временем, ни датами, собирается и хранится все подряд. Одним словом, музей всякой всячины. И опять вспомнился Гоголь, который свою тетрадь с записями и наблюдениями назвал «Книгой всякой всячины».

— Создавая музей, — продолжает Марина, — мы хотели показать и рассказать о старых, забытых вещах, вспомнить о значимых в СССР датах и событиях, чтобы подарить нашим посетителям положительные эмоции и радость.

Итак, отправляемся на экскурсию. В небольшом по площади музее три основных комнаты (четвертая, где экспонируются картины молодых художников, готовится к открытию). Первая — «Красный уголок», или Ленинская комната. Здесь собраны предметы, которые обязательно находились в кабинете каждого советского начальника: красное знамя, печатная машинка «Москва» (кстати, в рабочем состоянии), старые телефонные аппараты, перо с чернильницей, стакан с подстаканником, портреты Ленина, Брежнева и членов Политбюро. На стене — развороты газеты «Правда» за 1982 год, в одном из них — статья о прощании с товарищем Брежневым. Рядом, на вешалке, одежда советских людей 50-70-х годов XX века: симпатичные ситцевые и модные тогда кримпленовые платья, мужские рубашки с остроносыми воротниками, белая женская манишка (блузка-обманка на завязках по бокам, без рукавов, которую носили модницы 50-х под жакет), школьная форма для девочки с белым фартуком и октябрятской звездочкой. Кстати, заметила экскурсовод, современные дети не знают, кто такие октябрята. Удивление вызывает у тинэйджеров и советский телефон, которым они пытаются пользоваться как современным, не понимая, что диск надо просто крутить.

Да, время летит, унося с собой приметы прошлого. И как здорово, что в этом музее они обрели вторую жизнь. Но наша экскурсия продолжается. Вторая — комната Плюшкина, которая отражает название музея. Здесь мирно соседствуют, казалось бы, вещи несовместимые, совсем не похожие друг на друга. Поскрипывает патефон, тикают часы, удивляют своей мощью космические пылесосы «Вихрь», «Ракета», «Чайка» (до сих пор вполне пригодные для использования). А сколько утюгов! Беспроводные, электрические, работающие на углях (у моей бабушки в деревне был такой). А еще самовары, столовые приборы, гармони и аккордеоны, сумки, саквояжи, прялки, примусы, керосинки и даже точилка для лезвий. Никогда не видела такого приспособления.

Под цветомузыку и песню Ю. Антонова «Жизнь играет с нами в прятки», раздающуюся из старенького проигрывателя «Вега», идем дальше. В центре комнаты на радость ребятне — мотоцикл и мопед. В детстве пыталась прокатиться на этом велосипеде с моторчиком — доехала до первого столба. Шишка зажила быстро, зато осталось яркое воспоминание.

А вот советская неубиваемая авоська, название которой, как считают, дал Аркадий Райкин: «Авось что-нибудь куплю», — сказал великий артист, когда пошел в магазин.

Глядя на сифоны, вдруг вспомнила вкус детства — сладкий аромат домашней газировки. В кувшинчик вставляешь баллончики, вода из-под крана — и шипучий напиток готов. По желанию в стакан добавляли варенье.

Да, здесь можно найти все что угодно! И анилиновые красители для тканей, и синьку для белизны белья, и сухую тушь с кис-точкой для ресниц (в народе называлась «плевалка»). Все эти и многие другие предметы ушедшего века вдруг ожили и заиграли новыми красками.

На одной из полочек я с удивлением обнаружила коробочку болгарских духов «Сигнатюр». В далекие 80-е этот цветочный аромат с терпкими восточными нотками был весьма популярен среди молодежи. А рядом для прекрасных дам — знаменитая «Красная Москва», стойкий запах которой слышен и через полвека. Вот уж точно сделано со знаком качества!

Переходим в третью комнату, где светлая радость детства в каждой игрушке. На полках расположились заводные медведи и зайчики, неваляшки, машинки, солдатики, старое доброе лото, мозаика, юла. Игрушечная посуда расставлена на маленьких столиках, за которыми куклы ждут чаепития. Стоит отметить, что куклы у советских девочек были не в таком изобилии, как у нынешних детей. Одна-две большие и несколько маленьких пупсов. Их берегли, любили, заботились о них.

— Во время экскурсии часто слышатся возгласы: «Надо же! И у меня такой был», «У моих родителей это есть до сих пор!», «А мы все выбросили!», «Знали бы, вам привезли…», — говорит Марина. — Наш музей вызывает у посетителей разные чувства и эмоции: и слезы огорчения о когда-то забытой и утерянной игрушке, и радость от магнитофона «Электроника»… Но равнодушных нет!

Каждый экспонат в музее имеет свою историю, энергетику, о каждом предмете можно говорить отдельно и долго. Бывает, что сами посетители с чувством рассказывают связанные с увиденным истории из детства и жизни.

Добавим, что музей Плюшкина оказывает поддержку молодым тверским художникам на безвозмездной основе, предоставляя место для выставок картин.

Здесь всегда рады добрым гостям. Приходите и приезжайте! Не пожалеете.

Елена Сооляттэ

Фото автора и с сайта музея

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *