Андрей Михайлович СОКОЛОВ, руководитель ржевского подразделения ВПСО «Сова»: «ТОТ, КТО СУЩЕСТВУЕТ ДЛЯ СЕБЯ — НЕ СУЩЕСТВУЕТ»

— Андрей, расскажите, пожалуйста, о жизненном пути, по которому идете сейчас.

— Работаю, в свободное время занимаюсь общественной деятельностью.

— Это народный театр и поисковая деятельность… То есть, три направления: работа-поиск-творчество, причем приоритеты расставлять — излишне.

— Верно. Я майор запаса. Военную профессию выбрал после окончания 4-й школы, в 1989 году учиться на военного было престижно. Окончил Краснодарское ракетное училище, служил в Ивановской области, потом вернулся в Ржев. После выхода на пенсию по выслуге лет остался работать на «55-м Арсенале».

— Прошлое, связанное с Великой Отечественной войной, Вашу семью, конечно, не обошло…

— Да, по линии отца и матери воевали все деды. Все наши герои теперь идут вместе с нами в строю «Бессмертного полка».

— С профессией понятно, а когда и как в жизни появилась творческая и театральная деятельность?

— Всегда был творческим человеком. В команде КВН краснодарских ракетчиков ездил на фестивали в Сочи, по возвращению в Ржев попал в команду «Ржевский облом» — и снова поездки, встречи, фестивали. И театром интересовался всегда. В театральную труппу неоднократно приглашал однокашник Сергей Андреев, но тогда много времени занимал КВН, а когда заниматься им прекратил, оказался в театре. Позвонила Елизавета Паршикова и предложила роль.

— И это…

— Спектакль «Трактирщица», играл в нем слугу, потом были еще пять ролей в других спектаклях.

— Знаю, народный театр начал репетировать новый спектакль…

— Да, но давайте оставим его название в тайне.

— Согласна. Для пущего интереса публики. Сходу, курьезный случай, связанный с театром, припомните?

— Курьезов много, начиная с оговорок по тексту. Обсуждения после спектакля превращаются в товарищеский капустник. А курьез… Как-то один из актеров перескочил в реплике с середины спектакля сразу в финал.

— Это был бы короткометражный спектакль…

— Точно! Пойди мы дальше по тексту, спектакль бы закончился, не успев дойти до кульминации.

Театральная деятельность мне интересна, планирую ее продолжать.

— Третья стезя — поисковая деятельность…

— За работой отряда «Сова» следил в социальных сетях, делал репосты ориентировок, ведь это самая простая и вместе с тем такая нужная помощь. Два года назад, читая очередную ориентировку, подумал: почему бы не помочь ребятам и не отвезти их к месту поисков?

— Да, можно сочувствовать людям, сидя дома, сожалеть о потерявшихся, хвалить поисковиков и оставаться в привычной домашней обстановке…

— В этот раз я решил действовать. Заполнил анкету на сайте и поехал. Уже на месте решил: неужели все пойдут искать, а я буду сидеть на месте? И пошел вместе со всеми. Это был пятый день поисков женщины-байдарочницы, потерявшейся в лесу под Осташковом. В этот же день ее нашли живой и невредимой. И пусть нашли не мы, пусть потратили время — нисколько не жаль! Кто нашел человека — МЧС, полиция, поисковики — неважно. Мы рады, если едем, и приходит сообщение: «Найден. Жив!»

25 августа ржевскому подразделению «Сова» исполнилось 4 года. Тверскому областному отряду «Сова» скоро 9 лет. Сотни выездов, тысячи километров дорог, троп и тропинок. Можем — едем! Ночь, дождь, туман — у нас нет времени суток или времени года, только поисковый сезон, который длится 24 часа в сутки 7 дней в неделю уже 48 месяцев подряд.

— Где он был? Как пропал? Что с ним случилось? Практически после каждого поиска, найден человек живым или нет, волонтеров активно расспрашивают и задают эти вопросы.

— Да, к волонтерам приходит очень много информации, в том числе, из разряда личной жизни пропавших. Да, координатор знает чуть меньше, чем знает полиция, или знает все. Но есть причины, по которым мы не можем разглашать обстоятельства пропажи и обстоятельства обнаружения пропавшего. Наше подразделение отвечает за Ржевский, Зубцовский, Оленинский и Нелидовский районы. В Нелидово сформировано свое подразделение, пока ребята набираются опыта, мы их курируем. По необходимости выезжаем в соседние районы области. Если теряется ребенок, едут поисковики всех районов и даже соседних областей.

— Как давно Вы руководите отрядом?

— В апреле этого года избрали на общем собрании.

— Прежний руководитель Сергей Алексеев в поисках участвует?

— Нет, но он с нами постоянно на связи.

— Сколько человек в подразделении?

— 35, половина из них — девушки. Большую работу делает инфогруппа: обрабатывает поступающие заявки, обзванивает родственников, больницы, обобщает информацию, размещает ориентировки в социальных сетях.  Помимо поиска, ведем профилактическую работу среди детей и молодежи. Учимся сами, учим волонтеров-новичков работать с компасом, навигатором, радиостанцией.

— Если говорить о числе теряющихся каждый год…

— К сожалению, оно не уменьшается, и каждый год примерно одна и та же цифра. В этом году сложным было начало грибного и ягодного сезона, в день по области объявляли по 10-12 выездов.

— Чаще теряются люди старшего поколения?

— Да. 90 процентов выведенных из леса бабушек и дедушек говорят: «Я в этот лес 40 лет хожу и ни разу не заблудился!» Излишняя самоуверенность мешает предотвратить возможные неприятности.

У нас есть договоренность с полицией, с ЕДДС. Когда заявка о пропаже человека поступает к ним, нам ее дублируют. Иногда на отрядный телефон «Совы» потерявшийся сообщает о себе сам, бывает, его родственники.

— И тогда прежде чем действовать, вы обязаны поставить в известность полицию.

— Обязательно! Только после поданного в полицию заявления о пропаже человека мы можем приступать к поиску.

Радует, что старшее поколение стало чаще и увереннее пользоваться сотовыми телефонами — огромный плюс. Если в телефоне ваших старших родственников еще нет номера «Совы» — вбейте, пожалуйста, и номер ЕДДС тоже. Да и любому из нас не будет лишним иметь в списке контактов номер: 8-915-722-55-66, вдруг кому-то потребуется. Кнопочные телефоны могут дольше держать зарядку, смартфоны садятся быстрее, но хороши для навигации, определения координат своего местонахождения, это желательно уметь делать каждому — найти человека по координатам не представляет сложности. У отряда «Лиза Алерт» есть поисковая технология «Лес на связи», мы с ними сотрудничаем.

— В чем заключается принцип действия такой системы поиска?

— Если у человека с собой телефон (а средства связи нужно брать обязательно), то специалисты, используя карты, приложения, короткие наводящие вопросы — где человек видит солнце, что слышит, что слева-справа, переходил ли железную дорогу, есть ли рядом ручей — помогут вывести его из леса или навести на него пешую группу эвакуации.

— Телефон при этом должен ловить сигнал сотовой связи…

— По номеру 112 можно дозвониться, даже если нет сотовой связи.

— Если человек заблудился в лесу, первое, что нужно сделать…

— Остановиться и оценить ситуацию: уверен ли ты, куда идти, есть ли на это силы. В идеале — остаться на месте, позвонить по номеру 112 и ждать помощи.

— Основной способ поиска — голос?

— Да, часто находим людей на отклик, при этом все действия поискового отряда должны быть грамотно скоординированы. Мы делимся на несколько групп, у каждой — радиостанция. Перед тем как начать работать на отклик, говорим: «Внимание, «Лиса-1» работает на отклик». Все группы останавливаются и слушают. «Лиса-1» кричит, в основном, имя. С полминуты слушаем отклик. Так в середине августа в Зубцовском районе искали мужчину. С нами были две группы охотников. Они стреляют и кричат — он их слышит, а они его нет, но зато слышим мы, а он нас — нет. Мы, поддерживая связь с охотниками по радиостанции, просили стрелять и шли на голос мужчины.

— Один из последних постов отряда «Сова» в группе «ВКонтакте» — благодарности своим помощникам.

— С каждым годом и с каждым поиском «Сова» набирается опыта. А благодаря небезразличным людям, улучшается и наше техническое оснащение. Огромное спасибо частным лицам, предпринимателям! Владельцам автомойки на мебельном и сервиса «Аutо69Rzhev tоp», автотехцентру «Москва-Рига», который помогает с обслуживанием машин, снабжает омывающей жидкостью; когда нужно было привезти сломанную машину, помогли с эвакуатором. ИП Веткин подарил генератор, компания «Центр-Связь РФ» — оборудование для связи. Спасибо всем, кто отозвался на просьбу помочь с покупкой навигатора.

— Несколько лет назад отряд нуждался в тепловизоре, квадрокоптере, прожекторе, машине типа «буханка».

— Все это нужно и сейчас, но мы понимаем, что это дорогостоящее оборудование. Основная статья наших расходов — бензин. Ежемесячно сдаем членские взносы и стараемся компенсировать водителям расходы на топливо. А также нам нужны батарейки для навигаторов и аккумуляторы для фонарей, которые садятся за один ночной поиск. Сова — птица ночная, нам часто приходится работать в лесу ночью. Родственники и знакомые предпринимают попытки найти потерявшегося самостоятельно, и к нам заявка часто попадает лишь к вечеру.

Ну а главное — нам нужны люди! Мы всегда рады новичкам. Вот в этом году пришли пять человек. Помочь «Сове» может каждый, и не только выездом на поиски. Можно делать репосты сообщений о пропаже человека, расклеивать ориентировки, собирать информацию, как инфорг, вести профилактическую работу. Приходите, звоните, все расскажем, научим. А собираясь в лес, оставьте, пожалуйста, информацию о вашем маршруте движения, времени возвращения родственникам. Возьмите с собой заряженный телефон, спички и воду.

— Андрей, вряд ли ошибусь, если скажу, что Вы — счастливый человек.

— Мне встречаются хорошие, позитивные люди, у меня много друзей, замечательная семья, которая поддерживает все мои начинания. Счастливый, конечно!

— Спасибо за беседу, за вашу с ребятами деятельность, вы — большущие молодцы!

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *