МЫСЛИ ВСЛУХ

В Выставочном зале Ржева до конца сентября работает выставка мастера декоративно-прикладного творчества Аллы Нероновой, непременной участницы ежегодных выставок «Итоги». В экспозиции представлены очень интересные произведения, выполненные акриловой заливкой, а также никогда не стареющая восхитительная вышивка.

— Вышивку почему-то все считают примитивной, — начинает разговор Алла Анатольевна. — Конечно, если просто брать схемы или рисунки и, не думая, тыкать иголкой — это одно. А когда ты берешь ту же напечатанную схему, смотришь на нее и говоришь: «Ага, тема мне понятна», но делаешь все по-своему — это уже творчество. По крайней мере, у меня нет ни одной вещи, сделанной только по схеме. Все работы пропускаю через сердце. И сюжеты сначала рождаются в душе.

А научила Аллу этому искусству мама еще в детстве. Она была рукодельницей, прекрасно вышивала крестом. У нее были потрясающие работы. Маленькая Алла с восхищением наблюдала за ловкими движениями маминых рук и старалась делать что-то похожее.

Алла Анатольевна родилась в Финляндии, где служил отец. Но по документам — в Эстонии, поскольку считалось, что в СССР военных баз на иностранных территориях не было. Семья военных недолго сидит на одном месте. Поэтому Алле пришлось вместе с родителями поездить по свету — от Финляндии до Владивостока. Училась в школе в Латвии, где потом прожила большую часть своей жизни. В городе Вентспилс прошла ее молодость.

— Когда-то был замечательный, очень красивый город в скандинавском стиле, — с ностальгией вспоминает Алла Анатольевна. — Последний раз я там была двенадцать лет назад по так называемой похоронной визе, которая дается для посещения могил родственников.

Родители и дедушка с бабушкой похоронены там. Вы-браться сейчас в Латвию просто невозможно — очень дорого. А так хотелось бы снова побывать в городе детства и юности, где прошли самые счастливые годы.

По окончании школы Алла очень хотела учиться в химико-технологическом институте, но по настоянию родителей поступила в Московский авиационный. Отработав в Дубне положенные три года и поняв, что это не то дело, которому стоит посвятить жизнь, Алла возвращается в Латвию, в родной город. Много лет проработала в Вентспилсе, в порту, экспертом торгово-промышленной палаты СССР по химнефтегрузам.

— Я очень любила свою работу, — продолжает разговор моя собеседница. — В мои обязанности входило контролировать качество продукции, которую отправляли на экспорт из СССР. Все должно было перевозиться так, чтобы ни одна соринка не испортила качество продукции.

Алла Анатольевна с гордостью говорит, что за 15 лет работы у нее не было ни единой рекламации по качеству перевозимых грузов.

Но грянули лихие 90-е. После распада СССР многие русские в бывших союзных республиках, даже прожившие там большую часть своей жизни, вынуждены были покинуть насиженные места и уехать в Россию.

— Муж в течение полугода лишился работы, — говорит Алла Анатольевна. — Потом уволили и меня. Мы собрались за три недели, спешно продали двухкомнатную и однокомнатную квартиры (почти за бесценок). Этих средств хватило, чтобы купить полуразвалившуюся избушку в провинциальном Ржеве, где у нас не было ни друзей, ни знакомых. Двадцать семь лет живем, и все эти годы восстанавливаем наше жилище.

С дрожью в голосе Алла Анатольевна рассказывает о том, как трудно было начинать на новом месте, где тебя никто не ждал. Приехали — ни денег, ни работы. Как выжили? Она и сама часто задает себе этот вопрос. Наверное, Бог силы дал.

— Полтора года мы нищенствовали. Все, что было, потратили, чтобы провести в дом газ и воду. Пособий никаких не получали. Только через пять лет как вынужденным переселенцам дали полтора миллиона рублей (то есть, тысячу пятьсот). Их хватило на шифер, чтобы отремонтировать крышу.

Алла Анатольевна поведала совершенно невероятную историю о том, как от голодной смерти их с мужем спас 12-летний мальчуган, который проходил мимо дома со своей собакой.

— У нас тоже жили две собаки, и мальчишке захотелось с ними и с нами познакомиться. Потом он частенько к нам наведывался. И, видя, как мы бедствуем, каждый раз приносил хлеб. Я жарила гренки на дешевом соевом масле (по 5 рублей за литр продавали как гуманитарную помощь). Это было основным нашим питанием.

Однажды Алла Анатольевна собрала все свое золото: кольца, серьги. Купила билет и поехала в Москву, чтобы сдать в ломбард без права выкупа. Так оценили дороже. Вырученных денег хватило месяца на четыре. Купила три трехлитровых банки соевого масла да мешок сахара.

— Мы пили чай из заваренной травы, жарили гренки. Это было на завтрак, обед и ужин. Сейчас рассказываю и сама не верю, что так было. Но это правда.

Из-за нарушения обмена веществ Алла внешне сильно изменилась: как она говорит, в двери не пролезала, а муж, наоборот, очень похудел.

Так продолжалось почти полтора года. От безысходности она думала, что сойдет с ума. И, чтобы забыть о проблемах, стала вышивать. Не зря говорят: творчество — великая, благотворная сила. В процессе работы обязательно вспомнится что-то хорошее, и на душе потеплеет…

А потом удача постучала в их двери. Наконец-то мужу, профессиональному водителю, удалось устроиться на работу.

— И с того момента мы стали как-то жить, — продолжает Алла Анатольевна. — Я пыталась найти работу по специальности, но, увы. Соседка,  с которой мы были в хороших отношениях, занималась торговлей, стала брать меня  на выезды. Так и я начала зарабатывать. Слава богу, выжили. А с 2000 года вышла на пенсию. С тех пор всерьез занялась вышивкой.

В коллекции Аллы Анатольевны немало замечательных картин, которые радуют глаз и душу. А в последние годы она увлеклась текучей живописью («флюид арт»). Мексиканский художник Давид Сикейрос назвал это «случайной живописью», или «выбросом эмоций». Необычные картины рождаются с помощью жидкого акрила, который можно использовать по-своему. И способов получения изображения тоже несколько. Эта интересная техника хорошо развивает воображение. Смотри, думай, фантазируй! У зрителя непременно сложится свой образ, и в абстрактных рисунках каждый увидит что-то свое: морское чудовище или инопланетное существо, а быть может, новорожденную землю? Есть в экспозиции, что представлена в Выставочном зале, работа, посвященная Ржеву, сделанная в канун Дня Победы. «Новая жизнь на крови» — так назвала Алла Анатольевна это произведение. Зеленые ростки — как символ жизни, побеждающие смерть.

Интересна работа на экологическую тему. Каждое лето в стране горит лес. И это страшно. Мы погибнем, если леса не будет. Свирепый дракон, извергающий пламя, должен быть уничтожен. Убить дракона в каждом человеке, чтобы не мусорили, не поджигали траву, чтобы сохранить жизнь на земле — к этому призывает художник.

Наверное, не ошибусь, если скажу, что эта тема — одна из главных в творчестве моей героини. Именно любовь к жизни, сила воли, несгибаемый характер помогли Алле Анатольевне и ее мужу справиться с невероятно сложными, казалось бы, безвыходными ситуациями.

— По духу мы крепкой породы, а иначе не выжили бы, — завершая разговор, говорит она. — Ведь «самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое…»

Эти слова Павки Корчагина из романа Николая Островского «Как закалялась сталь» стали жизненным принципом Аллы Нероновой, сильной женщины с очень непростой судьбой.

В этом году, в октябре, у Аллы Анатольевны — юбилей. Хочется пожелать ей всего самого доброго: крепкого здоровья, долгих лет жизни и творческих успехов!

Пусть жизнь дарит Вам больше ярких моментов и пусть сбудутся все Ваши самые смелые заветные желания. Пусть в Вашем доме всегда царят счастье и понимание. И пусть Вас окружают только искренние, верные, надежные и добрые люди!

Елена Сооляттэ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *