«УЧИСЬ У НИХ — У ДУБА, У БЕРЕЗЫ…»

Лидию Семеновну Густову, ржевского художника, автора дизайна нестареющих добротных покрывал и гобеленов, которые в советские времена выпускались на комбинате жаккардового ткачества и до сих пор верой и правдой служат многим российским семьям, трудно застать дома. Всю весну, лето и осень она живет на даче, недалеко от Твери, в бабушкином домике, где на 15 сотках выращивает фрукты и овощи.

Ее покорила красота тверских просторов и Волга-матушка.

— Красивейшие тут места! — говорит моя собеседница. — Живописная местность, здесь написала я большую часть своих работ.

Этот год для Лидии Семеновны — юбилейный. В июле она отметила свое 80-летие.

В Твери, в малом Выставочном зале, планировалось открытие выставки работ ржевской художницы Лидии Густовой, но из-за пандемии ее перенесли на более поздние сроки.

Лидия Семеновна родом из Твери, тогда еще Калинина. Именно в столице Верхневолжья прошли ее детские и юношеские годы. Она выросла в рабочей семье. Отец, Семен Андреевич Карпов, из крестьян, окончил рабфак. Участник Ржевской битвы. Был тяжело ранен в боях на подступах к Ржеву. Воевал на Смоленщине, и снова получил ранение. Награжден орденом Красной Звезды и многими медалями. До войны работал в Калинине директором строящегося рынка, а потом — завхозом в госпитале. Мама, Вера Ивановна, была бухгалтером.

— Во время войны, — вспоминает Лидия Семеновна, — я жила у бабушки в деревне, недалеко от Калинина. Немцы были на другой стороне Волги. Как мы жили? Днем сидели в окопах, прятались от пуль, а ночью в доме окна занавешивали, топили печку, чтобы что-то сварить. Хорошо, что через два месяца это все закончилось — наши прогнали фашистов.

Нахлынули воспоминания, и Лидия Семеновна как будто вернулась в свое детство.

— Когда мне было шесть лет, мы с подружкой шли пешком до горсада. Поднимаемся по ступенькам старого моста и вдруг видим, как гонят пленных немцев, которые работали на восстановлении города. Мы с удивлением разглядывали фашистов, жалких и уставших. Я тогда подумала: «Надо же, а они тоже похожи на людей». И это никак не вязалось с мыслью о том, какие зверства творили немецкие солдаты в Великую Отечественную. Я оторопела от неожиданного открытия. В саду буйным цветом цвел шиповник, щедро делясь своим ароматом с прохожими. Мы держали в руках по веточке. Один немец улыбнулся и что-то сказал нам, показывая на цветы. Я машинально протянула ему руку и отдала цветы. Почему так произошло? Сама не понимаю. Потом мы быстро убежали из парка…

А однажды мы с мамой пошли к отцу в госпиталь, где он лечился после ранения. Рядом лежал герой-танкист, забинтованный с головы до пяток, как в скафандре, ноги — в гипсе. И это настолько поразило меня, что даже по прошествии 75 лет вижу все, как наяву…

Незаметно пролетели годы. По окончании школы Лида решила поступать в Московское художественно-промышленное училище. Надо сказать, интерес к искусству возник у нее еще с детства. У бабушки в деревне, где девочка проводила все каникулы, были старинные иконы и яркая посуда с хохломской росписью. Маленькая Лида часами могла разглядывать рукотворные шедевры, поражаясь их великолепием.

Золотая хохлома — огненные краски узоров, складывающихся из разнообразных завитков трав, цветов и ягод, — удивила Лиду своей неповторимой торжественной красотой, богатством фантазии. А намоленные иконы! Чувствуя сердцем благодать, исходившую от святого образа Николая Угодника, девочка очень хотела понять, как же самой сотворить нечто подобное. Очень, очень хотелось ей узнать, как же рождается это чудо.

Угольком на газете пыталась Лида писать свои первые слова, а вместе с ними неожиданно появлялись и черно-белые образы. Также собирала с подружками цветные охристые камешки на речке и рисовала, изучая цвет. Девочка любила лепить фигурки из глины, благо этого добра у берега Волги — сколько хочешь! Миниатюрные чашечки, тарелочки, чайничек, — вот и все ее игрушки, с которыми играли и другие дети. Не жалея, дарила юная мастерица свои творения.

В Твери тогда была единственная художественная школа, куда Лида поступила, когда ей было 10 лет. Она училась с большим желанием, но по окончании школы всерьез думала связать свою жизнь с сельским хозяйством. Уж очень нравилось ей работать с землей. Родители жили в частном секторе, сажали огород, и Лида к труду была приучена с детства. Еще ее увлекала история и литература. Наизусть без запинки читала девушка всего «Евгения Онегина». Неплохо также разбиралась в химии и анатомии. Возможно, поступила бы и в медицинский. Но победила любовь к искусству. И Лида поехала в Москву, в художественно-промышленное училище, на ткацкое отделение, по окончании которого по направлению попала в Ржев. Долгое время, больше 30 лет, работала на комбинате жаккардового ткачества в Ржеве художником по разработке декора ковров, покрывал, скатертей. Продукция пользовалась большим спросом, что создавало славу комбинату. До сих пор хранит Лидия Семеновна эти покрывала, восхитительные гобелены, рисунки которых создала ее фантазия.

Параллельно с основной работой писала то, что привлекает ее в окружающей жизни: портрет, натюрморт, пейзаж. Ей подвластны разные техники: масло, акварель, пастель, тушь, перо. В молодости любила писать темперой. Значительная часть ее работ — пейзажная живопись. Произведения Лидии Густовой изображают состояние природы в разное время года. Зима — кружевные узоры и завораживающая синь бездонного неба. Природа в гармонии и тишине. Лето — ощущение зноя и запаха цветущей травы. Весна — первая зелень и смолистый аромат раскрывающейся листвы. Осень — безудержное буйство красок и утопающие в золоте березки. Пейзажи Лидии Густовой чисты, глубоки и человечны, многогранны по содержательности, образному решению и эмоциональному состоянию.

Лидия Семеновна удивительно проникновенно пишет цветы. «Белый амариллис» поражает изысканной простотой, а букет полевых цветов в глиняном кувшине («Букет. Деревенское лето»), излучающий тепло и свет родного дома, написан с большой любовью к русской глубинке.

Художник хорошо чувствует природу. Уверена, эта способность — от ее внутренней человеческой силы, от земли, без которой она не может существовать, от огромной любви ко всему, что ее окружает.

Портреты, нарисованные карандашом, отличаются яркой образностью, психологизмом, глубоким проникновением в характер персонажа («За чтением», «Автопортрет. Летом в деревне»).

Лидия Семеновна — участница областных и городских коллективных художественных выставок. Неоднократно награждалась почетными грамотами и благодарственными письмами за творческую деятельность. В 2010 и 2015 годах провела две юбилейные персональные выставки, в которых показала преданность избранному пути, стремление к творческому развитию.

Лидия Семеновна с гордостью рассказала о том, что ее дело продолжила дочь Майя, профессиональный художник. Она преподает в институте и художественной школе Смоленска. Внук Георгий — будущий скульптор. Учится в Чехии. Подрастает и Глеб — ученик 7-го класса (сыновья Майи).

Сын Лидии Семеновны Евгений живет неподалеку от Ржева. Он — начальник теплосетей в Нелидово. Не забывает мать, частенько помогает ей во многих делах. В его семье двое уже взрослых детей. Дочь Анна учится в Москве, в юридическом, а сын Андрей — в политехническом институте.

Несмотря на столь почтенный возраст, Лидия Семеновна старается держаться молодцом. Не теряет бодрости духа, даже если здоровье иногда подводит. И постоянно в движении.

— Это залог долголетия, — делится секретом моя героиня. — А еще я очень люблю природу. Она дает силы. «Учись у них — у дуба, у березы», — писал Афанасий Фет, и с классиком трудно не согласиться. Я пишу с натуры, при этом чувствую себя всегда учеником. Пишу и учусь. Нравится настроение пейзажа. Люблю изображать его близко, словно нахожусь внутри, и красота эта вокруг меня. И так жить хочется!

Елена Сооляттэ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *