ОТ РИСУНКА К КАМНЮ

С каждой новой выставкой клуб «Текстильщик» меняется до неузнаваемости. Вот и сейчас, войдя в просторный светлый зал, ощущаешь благостную ауру, исходящую от огромных трехметровых картонов к мозаикам с изображением библейских сюжетов. Кажется, будто ты в храме.

В рамках XXVII фестиваля искусств «Ржевская осень» здесь проходит уникальная выставка народного художника России, лауреата государственной премии СССР, профессора, действительного члена РАХ, заслуженного деятеля искусств России Элеоноры Жареновой, жизнь и творчество которой тесно связаны с тверской землей. Элеонора Александровна вот уже сорок лет с семьей живет летом в Зубцовском районе.

Элеонора Жаренова и ее муж Владимир Васильцов (1932-2008) — известные мастера отечественного монументального искусства. За пятьдесят лет совместной творческой деятельности ими было создано много значительных произведений в России и за рубежом. Назовем лишь некоторые из них: горельеф с римской мозаикой «Лента Мебиуса» на здании Центрального экономико-математического института Академии наук СССР в Москве, флорентийская мозаика «Древняя история Москвы» — в интерьере станции метро «Нагатинская», «Гербы русских городов» в Свято-Даниловом монастыре, «Соборы Кремля» в московской гостинице «Палас отель», многочисленные витражи, гобелены, декоративные композиции из металла, украшающие здания российских городов и бывших союзных республик, а также в Индии, Марокко, Израиле. Жаренова и Васильцов работали в разных техниках: мозаика (флорентийская, римская), гобелен, витраж, фреска, инкрустация, интарсия.

В последние годы совместной работы супругами были исполнены мозаики для храма св. мученицы Татианы при Московском университете, мозаичные иконы для храмов в Зубцове и Ржеве (кафедральный собор Божией Матери Оковецкая).

Элеонора Александровна также работает в жанре станковой живописи и графики. Живописные произведения художника хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного русского музея (Санкт-Петербург), в художественных музеях многих российских городов: Твери, Курске, Ярославле, Вологде, Тюмени, Томске и других.

А 25 сентября впервые открылась выставка работ Элеоноры Жареновой в Ржеве. В экспозицию вошли четыре мозаичные работы, произведения графики и монументального искусства, в том числе картоны к мозаикам, созданным для православных храмов, а также к гобеленам. Особо отметим, что все эти произведения Элеонора Александровна подарила клубу «Текстильщик». Это поистине бесценный дар, значимость которого нам еще предстоит оценить в полной мере.

Мой отец воевал под Ржевом

Элеонора Александровна появилась на свет 2 сентября 1934 года в Москве, в семье художника. Эля часто болела — родилась раньше срока, с отрицательным резусом, да еще в машине, где у мамы роды принимал отец. В шестимесячном возрасте от воспаления легких она умирала. Отец привез девочку и маму в больницу. Там сказали, что ребенок уже умер. Но малышку за-брали домой, и она ожила.

Отец, Александр Сергеевич Жаренов, учился сначала в деревне, в церковно-приходской школе иконной живописи, потом, после революции 1917 года, — в Ярославском художественном училище и Академии художеств в Ленинграде. По распределению попал на вновь образованную в Москве кинофабрику «Мосфильм».

Как художник кино он создал много хороших фильмов: «Новый Гулливер», «Зори Парижа», «Гаврош», «Сталинградская битва», «Анна Каренина», «Свадьба с приданым», «Аттестат зрелости», «Мой друг Колька», «Вечер в Москве» и другие.

С первых дней войны, уйдя добровольцем на фронт, участвовал в самых тяжелых боях под Ржевом и Волоколамском. Их часть попала в окружение под Погорелым Городищем, где все полегли, кроме двух бойцов. Одним из выживших был Александр Жаренов. Взяв часть документов, целую неделю в сорокаградусный мороз они пробирались из окружения к Москве и пришли прямо домой к матери (бабушке Элеоноры Александровны).

Почти ползком добрались до квартиры — черные, обмороженные, оборванные, голодные. Как детей, мать раздевала и отмывала их в корыте в комнате. Через день-два явились бойцы к военному начальству. Если бы не было с ними документов погибшей части — расстрел.

Александр Жаренов прошел почти всю войну. В 1944 был ранен, в конце войны оказался в Германии. До конца жизни главной темой всех его работ, живописных и графических, была война. Он написал и издал книгу «Фронтовое братство», где натурно, как в своих набросках, описаны переживания первых лет войны, там есть строки и о Ржеве.

Во время войны Элеонора Александровна с мамой и сестрой были в эвакуации в Татарии. Страшно представить те условия жизни, в которых оказались городские дети из Москвы и Ленинграда. В одной маленькой каморке — две кровати на две
семьи. Электричества не было, вечером свет — из открытой печки-буржуйки или от керосиновой лампы, свечей тоже не было. Мама, учительница, стала воспитательницей в детском доме — бывшем лагере малолетних преступников, где случалось всякое: драки, кражи, поножовщина.

Часто в темные зимние вечера группа мальчишек отправлялась на очередные рейды за съестным — зерном, овощами, хлебом. И брали с собой маленькую Элю. Подкрадывались к складским сараям, подкапывали норы, отрывали доски и воровали, а Эля стояла рядом, и так как свистеть не умела, подавала каким-нибудь писком тревогу на случай подхода сторожа или прохожих, и за это получала свою норму краденого. Девочке было приказано ничего не говорить матери. Потом вечером это зерно или хлеб калили на «буржуйке», на железных листах. Очень было вкусно.

Так с того времени у детей войны начинал формироваться характер.

Эля, сколько себя помнит, всегда рисовала. В семье художника это было основное занятие. Сначала внимательно разглядывала огромную старинную книгу «Нива». Ее поражала необычайная жизнь, костюмы, люди, вещи… Перелистывая сборник тысячу раз, она стала срисовывать картинки. А после войны, в 1947 году, поступила в Московскую художественную школу при Академии художеств СССР.

Дух школы был поразительно творческим. Элеонора так увлеклась самим процессом занятий живописью и рисунком, что ей казалось — надо писать и рисовать как можно больше. На все лето школа выезжала на пленэр, в деревню Бехово, на Оке, около Поленово. Красивейшее место! Все ученики работали, как одержимые. Вставали до восхода солнца, чтобы писать рассвет, ложились поздно — были споры, беседы об искусстве и художниках…

Вместе с Элеонорой Жареновой в школе учились Борис Диодоров, известный иллюстратор, народный художник РФ, и Василий Ливанов, народный артист РСФСР, знаменитый Шерлок Холмс, с которыми она дружна по сей день. В 1954 году Элеонора Александровна поступила в Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова при Академии художеств СССР, в мастерскую народного художника СССР, академика А.А. Дейнеки (автор картины «Оборона Севастополя»), где училась вместе с Владимиром Васильцовым, будущим мужем. Именно в студенческие годы Жаренова и Васильцов из всех монументальных техник в архитектуре отдали предпочтение «римской» мозаике.

По мнению Элеоноры Александровны, создание мозаик — коллективный, иначе говоря, артельный труд — кропотливый, творческий, напряженный, но благородный по пластической выразительности и цветовому богатству. В отличие от росписей материальная сохранность мозаики наиболее долговечна.

— Чтобы передать на холсте или на бумаге, или в мозаике то, что чувствуешь и замыслил, необходимо в совершенстве или близко к совершенству овладеть техникой материала, — говорит Элеонора Александровна, — и тогда рука сама сделает то, что задумал, и даже то, что само выразилось в форме. В этом заключаются мастерство художника и его удачи или неудачи.

Семья Элеоноры Жареновой и Владимира Васильцова — единомышленники в творчестве. Дочь, Анастасия Васильцова, художник-монументалист, заслуженный художник РФ, совместно с отцом украшала мозаикой храмы Зубцовского района. В 2019 году Анастасия получила медаль ордена «За заслуги перед Отечеством». Внучка Варвара участвовала в украшении мозаикой храма Святого Саввы в Сербии. Зять, Александр Чеховской, принимает активное участие во всех проектах этой творческой семьи.

Елена Сооляттэ

Фото автора

(Использованы материалы из книги Э. Жареновой «Мозаичная школа»)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *