РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

В первый день октября с большим успехом на сцене Центра культуры и искусств на Ральфе прошел спектакль Тверского академического драматического театра «Василий Теркин» по знаменитой поэме Александра Твардовского. Премьера состоялась в Твери 3 сентября и была посвящена 75-летию Победы. Затем спектакль отправился на гастроли по Тверской области: в Калязин, Кувшиново, Красный Холм и Ржев.

Великолепная, тонкая работа актеров, с большим мастерством передавших образы простых русских парней и девушек, солдат Великой Отечественной войны, никого не оставила равнодушным. Режиссер спектакля — известный, верно служащий театру на протяжении почти 50 лет актер Александр Сафронов.

Основными зрителями стали старшеклассники школ Ржева и Ржевского района, учащиеся Ржевского колледжа, а также их преподаватели.

Для педагогического коллектива Становской средней образовательной школы просмотр спектакля послужил подарком ко Дню учителя.

Спектакль имеет такую же структуру, как и поэма. Начинается со вступления от автора, которое задает настрой и сообщает об отсутствии сюжета. Ведь и в самой поэме говорится: «На войне сюжета нету».

В спектакле заняты пятеро артистов, которые воплощают совершенно разных по типажу и характеру бойцов Советской Армии: Константин Василенко, Никита Березкин, Сергей Бескакотов, Никита Бахметьев. Актриса Ирина Погодина представляет женские образы поэмы, а сам режиссёр предваряет основное действие вступлением «от автора».

На мой взгляд, особенно выделяется работа Геннадия Бабинова. Именно он играет главного героя поэмы — Теркина, «тертого жизнью человека». Несгибаемый оптимист, парень «хоть куда», статный, с прямым и ясным взглядом, светлыми кудрявыми волосами, балагур и весельчак.

Теркин — рубаха-парень, рукастый, острый на язык. Нигде не пропадёт. Неслучайно по замыслу Твардовского — это собирательный образ, который воплощал все лучшие черты храброго, находчивого и самоотверженного воина. «Теркиным» на войне мог быть любой. «В каждой роте, в каждом взводе есть такой», — говорит автор. Геннадий Бабинов, как мне кажется, подобрал очень верную интонацию для этой роли. И весьма убедителен в каждом эпизоде спектакля. Вот он, мокрый, продрогший до костей, добрался вплавь до своих. Трясется от холода, но докладывает по форме командиру.

И на вечорке товарищу подмигнет: мол, сейчас за этой девчонкой ухлестну. И с фашистом дерется — не на жизнь, а на смерть. А уж на гармошке играть, шутить и байки рассказывать — тут Теркину равных нет. Улыбка и звучный голос актера прекрасно дополняют образ героя, рядового Васи Теркина, который прошагал в просоленной гимнастерке «сотни верст земли родной».

Герой Геннадия Бабинова получился таким, каким этого персонажа все хорошо знают и любят: веселым, героическим, заводным, сильным духом. Глубокий, живой образ, очень естественный.

Режиссёр Александр Сафронов выбрал для инсценировки известные каждому со школы главы поэмы: «Переправа», «О потере», «Кто стрелял?», «О награде», «Гармонь». Динамичные сцены сменяются спокойными, артисты постоянно владеют вниманием зрителя. Вот сцена, когда бойцы переправляются через реку:

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый.

Снег шершавый, кромка льда…

Началась бомбежка — свет тревожно моргает, слышны взрывы, грохот и скрежет. Потом эпизод, в котором боец потерял кисет, но за бытовой неурядицей виден страх потерять всё своё, родное. Прекрасно выстроены рукопашная Теркина с немцем, наполненный внутренней борьбой и жаждой жизни его диалог со Смертью. А сцена «В бане» полна искрометного юмора, с шутками-прибаутками, настоящим паром и березовыми вениками.

Александр Сафронов грамотно выделил многие трогательные моменты произведения. Учитывая, что со сцены звучит поэтический текст, надо думать, артисты приложили немало усилий, чтобы держать нужный ритм и при этом проживать каждый момент.

Что же касается сценографии, то она не стремится к минимализму, но точными штрихами рисует военный пейзаж. В правой части площадки — печь, точно оставшаяся от сгоревшего дома, рядом — противотанковые ежи, с обрывками колючей проволоки, слева — одинокое деревце, чуть позади выглядывает дуло зенитки, по краям сцены ниспадает защитная сетка.

Артисты в качестве основного реквизита используют артиллерийские ящики — то на них плывут, как на плотах, то они выполняют функцию укреплений, то солдаты просто сидят на них на привале. Удачная находка, помогающая быстро менять обстановку.

Еще одним удачным ходом, подчёркивающим связь времён и поколений, стало использование образа Ржевского мемориала Советскому солдату. Фото памятника, изображенное на афише спектакля, будто вторит мысли Твардовского, который посвятил поэму «павшим памяти священной, всем друзьям поры военной», тем, кто «ради жизни на земле» сложил свои головы на поле боя. Спектакль музыкально наполнен. Звучит подборка песен военных лет и песен на военную тему.

В финале зрители долго не отпускали актеров со сцены, сопровождая бурными продолжительными аплодисментами и восторженными криками «браво».

Несомненно, подобные мероприятия благотворно влияют на воспитание патриотизма нашей молодёжи. Можно с уверенностью сказать, что образы солдат Великой Отечественной затронули душевные струны зрителей, пробудив в них печаль, светлую грусть, добрую улыбку и благодарную память.

Елена Сооляттэ

Фото Дианы Родионовой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *