ОПЫТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВОСТРЕБОВАН

Интервью с Валерием РУМЯНЦЕВЫМ, председателем Собрания депутатов Ржевского района

— Валерий Михайлович, Вы, пожалуй, первый глава, кто из руководящего кресла исполнительной власти пересел в кресло законодательной. Такое в истории района впервые.

— Думаю, это неплохо. Потому что предоставляется возможность передать преемнику то положительное, что накоплено в районе за последние 10 лет. Опыт должен быть востребован, преемственность необходима. Примером является аналогичный подход к использованию опыта профессионалов у нашего главы государства. Расформировали правительство, но потенциал, накопленный большинством министров, сейчас используется в госструктурах, различных ведомствах (я не беру во внимание тех, кто проворовался, кто запятнал свою репутацию неблаговидными поступками). В Тверской области тоже есть подобные примеры — в Андреапольском районе Общественный совет возглавляет бывший первый секретарь райкома партии. Безусловно, в каждом муниципалитете это должно носить индивидуальный характер.

В городе много говорят о роли Александра Харченко. К сожалению, его опыт не был востребован, и он вынужден был уйти якобы в оппозицию. На самом деле этого нет. Харченко по большому счету остается преданным Ржеву человеком. Он не убежал, дети здесь работают, внуки здесь учатся. Надо записывать в оппозицию людей типа Навального, которые против России, а не местных, болеющих за район и город людей. Я этого никогда не делаю и делать не собираюсь.

Одно могу сказать: как депутат и председатель районного Собрания сохраняю за собой право в корректной форме высказывать все, что думаю об исполнительной власти. Это не будет означать, что я оппозиционер, нет. Сначала помочь, а при необходимости — спросить.

Прежде чем принять решение баллотироваться в Собрание депутатов, я советовался со многими людьми. Хорошо понимал, что за этот период накоплена немалая критическая масса, которая дает право сформировать людям и негативное мнение о моей работе. Иногда, боясь критики, мы воспринимаем негативное мнение и ориентируемся именно на него. Я же ориентируюсь прежде всего на количество неправильно принятых решений или же решений, исполненных до конца.

Слава богу, я спокойно отношусь к критике и не ищу оппозицию, если появилась ругательная статья в газете. Вспоминаю партийные времена, когда еще работал руководителем совхоза-техникума: за темпы сева критиковали, за низкий надой молока критиковали, за плохие дороги тоже. Но это был стимул и повод лучше работать. Сегодня мы почему-то считаем, что власть должны только хвалить. Реагировать на критику необходимо адекватно, за исключением случаев полоскания «грязного белья».

— Большинство жителей района, которые действительно живут его интересами, восприняли Ваш уход с поста главы без энтузиазма. Думаю, даже самые непримиримые Ваши оппоненты призадумались — что же будет с Ржевским районом? Есть люди, которые способны стать у руля муниципального образования?

— На моей памяти менялись первые секретари, губернаторы, главы. Свято место пусто не бывает. Надо понимать, что это процесс объективно необходимый. Я мобилизовал себя, у меня нет этого «кусания локтей». Все что сделал — на пользу. К этому шагу — оставить пост главы района — я шел долго. Прямо скажу: и сейчас есть сомнения в правильности моего решения. Но оно обусловлено, в первую очередь, большим доверием населения.

Считаю, что 10 лет на посту главы — это уже большой срок. Плохо понимаю своих коллег, которые работают главами более 15 лет. Сейчас мне поступает большое количество звонков от людей, которые хотели бы, чтобы я участвовал в конкурсе на должность главы района. Уже дошло до области, что группа депутатов-единороссов хотят просить, чтобы я вернулся для участия в конкурсе на пост главы. Я очень благодарен людям за такую оценку моей работы, но решение принято. Покуда носят ноги, я останусь депутатом. Дай бог сохранить это чувство объективной самооценки, и как только почувствую, что не справляюсь, я вовремя уйду с поста председателя. Тем более что в сегодняшнем депутатском корпусе есть много достойных людей, способных возглавить Собрание.

Но, к сожалению, чем больше проходит времени с момента сложения полномочий руководителя района, тем больше болит у меня голова. С одной стороны понимаю — это нормально, с другой — есть чувство тревоги. Внутреннее ощущение, что допустил ошибки в работе с кадрами.

— В каком плане? Нет кадрового потенциала в районе?

— Уже почти полгода я говорил повсеместно, что потенциальный преемник — глава сельского поселения Итомля Сергей Орлов, руководитель с большим опытом работы, огромным потенциалом, человек, искренне любящий район. И вдруг Орлов засомневался. Могу догадываться, что окончательного решения он не принял, но есть и определенные сомнения, что в итоге он его примет в пользу должности главы Ржевского района. К сожалению, других кандидатов такого же уровня, пока не вижу.

Безусловно, главой должен быть человек с огромным багажом знаний, практическим опытом, способный продолжить все те положительные перемены, которые произошли в районе за последние годы. Новый глава должен наладить контакт с городской властью. Ржев и район — хоть и разные муниципальные образования, но все равно должны жить и работать в единой связке, как единое целое. Не объединенное, но единое.

В ближайшие дни конкурс будет объявлен. И пока явных кандидатов, кто с уверенностью заявляет, что будет участвовать в конкурсе на главу — нет. Я-то, честно говоря, думал, что будет много претендентов.

— Валерий Михайлович, что Вы считаете самым большим своим достижением на посту главы? Чем можете годиться?

— Я сейчас скажу о материи, которая на первый взгляд трудно ощутима. Бывая в других муниципальных образованиях, встречаясь с их руководителями, я всегда внутренне был уверен в поддержке депутатов сельских поселений и районного Собрания, глав поселений и в трудную минуту — большинства районных жителей. Это не от самоуверенности. Все эти годы в районе мы пытались сохранить дух единения, корпоративности, если хотите. Вспоминаю, как тяжело нам давались первые проекты ППМИ. И в конце концов люди поверили. Вспоминаю, как мы мобилизовывались, когда требовалось убрать на второй план наши внутренние разногласия, неустройство и показать лицо района. Это не пыль в глаза гостям, это имидж района. Давайте прямо скажем: только благодаря единению жителей на территории района не прошло ни одного областного или межмуниципального мероприятия, после которого гости не уезжали бы от нас довольными. Причем мы не вкладывали огромные деньги в специальную подготовку, но мы убирали наши деревни, «причесывали» территории, делали это с душой. То есть сегодня, когда мы говорим на областном уровне о Ржевском районе, речь идет об определенном имидже (это не моя оценка). И это очень важно.

— Выходит, самое большое ваше достижение — это создание положительного имиджа района?

— Пусть громко, но так. Район соучаствовал в решении такой большой политической задачи, как строительство мемориала Советскому солдату. Уже сделано дело, мемориал есть, и он, безусловно, работает и будет работать на имидж района и будет способствовать его развитию. Или проведение поисковой экспедиции «Ржев. Калининский фронт». Если мы говорили, что это будет, то люди верили. И нет ни одного факта, когда бы Ржевский район заявлял о каком-то проекте и не осуществлял его. И потому сегодня я и мои коллеги можем всем людям смотреть прямо в глаза.
«Друзья Ржевского района» — многие сначала иронизировали по этому поводу. Но теперь многие же стремятся на эту встречу попасть. Теперь уже положительный имидж работает на благо и развитие района.

Нам нужен такой человек на посту главы, который поддержал бы все традиции, что сложились за последние годы. Ведь в итоге все взаимосвязано. А у меня в роли председателя Собрания или просто депутата есть хорошая возможность помогать поддерживать эти традиции.

— Я бы хотела добавить уже от себя как сельский житель: за 10 лет у нас в Ржевском районе появились не только традиции, но и идеология — именно то, объединяющее, чего люди были лишены многие годы. Идеология Ржевского района заключается в любви к своему краю, своей земле. Но самое главное — появился культ личности сельского жителя-труженика, крестьянина.

— Я боялся назвать все вышесказанное мной словом «идеология». Но оно правильное в этом контексте. Появились единомышленники, люди которые это поддержали и продолжают развивать. В этом есть смысл работы любого руководителя вообще, а руководителя района — в особенности.

— В чем заключается главная экспертиза руководителя? Каким должен быть человек, чтобы можно было понять — он действительно достоин быть главой района, и это хороший выбор для жителей?

— Быть честным. Всеобъемлюще честным — с людьми, в семье, с вышестоящим руководством, подчиненными, коллегами, секретарем, шофером. Это такое кредо. Люди могут все простить, но если ты единожды обманешь — от тебя отвернутся.

Я считаю себя очень счастливым: не могу вспомнить ни одного случая, чтобы меня как человека кто-то предал. В моей жизни были тяжелые 96-97-й годы, но до сих пор люди из того моего далекого теперь прошлого звонят, поддерживают со мной отношения. Ведь никто не отвернулся в трудный для меня период. Для меня это очень важно по жизни. И это, я считаю, главный показатель.

Или взять хотя бы недавний случай. Есть такая Котова, жительница Чертолино, она периодически звонила мне и кляла за то, что Святого забрал в Успенское, за то, что фонарь не горит возле ее дома и так далее. А после 30 сентября, когда я сложил полномочия главы, снова звонит Котова и говорит: прости ты меня ради Бога, не надо мне этот фонарь и все остальное, на кого ты оставляешь район…

— Что вы считаете самой большой неудачей в своей работе?

— В любом деле, которое получило даже хорошую или отличную оценку, я ищу элементы несовершенства. Поэтому любое дело можно считать в той или иной степени не до конца свершенным, провалом. Это мой принцип, поэтому людям тяжело со мной работать. Если хотите, приведу примеры. Допустим, вернули земли ОПХ «Победа» в собственность района. Мы сделали это за пять-шесть лет. А что нам мешало сделать за два года? Иногда стеснение, субординация, ну обещали же… Оказывается надо было идти напролом, через все вышестоящие головы. В результате за это время упустили массу возможностей, теряли веру людей. А на этой почве добывали себе политические дивиденды отдельные личности.

Или даже совсем очевидное дело — закрытие Медведевской школы. Стоило заменить там директора еще 4-5 лет назад, спрогнозировать ситуацию, увидеть, что школа «падает», не было бы этого закрытия. А мы ждали чего-то, жалели директора. Это тоже провал.

Есть еще более дальний провал, он произошел, когда я еще не был главой, но расплачиваться приходилось именно мне. Еще в 90-е годы вся земля в Ржевском районе вдоль Волги была распродана. Все лучшие земли в районе скуплены. Сегодня ни одного более-менее свободного подхода к Волге в Ржевском районе нет — кругом частная собственность. Поэтому когда в области говорят о развитии туристического кластера, я молчу. Не знаю, какие неимоверные усилия надо приложить, чтобы собственников заставить заниматься тем, чем они в принципе заниматься не хотят. Они купили участки рыбу ловить и отдыхать возле речки, а не развивать туризм.

Часть людей относит к неудачам районной власти отсутствие подъезда к конкретному дому в конкретной деревне, отсутствие фонаря на конкретной улице. И люди, безусловно, правы. Власть за это в ответе, потому что из таких вот мелочей состоит благополучие жителей. Но задача руководителя — смотреть более глубоко. Например, я очень радуюсь тому, что компания «Грин Фьюлз» вернулась в район, купила часть сельхозугодий бывшего СПК им. Жегунова и сейчас возделывает их. Я вижу в этом развитие: тысячу гектаров снова пашут. Поэтому-то и должен прийти на пост руководителя человек, который мало того что живет в районе, но еще и понимает ценность нашей земли, ценность людей, на ней живущих.

Страшно, если у руля окажется человек случайный. Полбеды — если придет что-то сделать и уйти на повышение. Хуже, если придет с целью поживиться — начнет внедрять свой бизнес и раздербанивать оставшиеся куски свободной земли.

Глубже надо смотреть и видеть дальше. Глава района — маленький руководитель государства, от его твердости в принятии решений и отстаивании своего мнения, очень многое зависит.

— Планируете ли Вы изменить стиль работы Собрания депутатов? Что нового внесете в работу представительного органа?

— У меня есть целый ряд мыслей о том, что как только сформируется до конца исполнительная ветвь власти в районе, мы внесем некоторые изменения в Устав. Это связано не с подменой полномочий, а чтобы приобщить депутатский корпус к ответственности за дела, происходящие в районе. Безусловно, работа представительного органа должна измениться в плане лояльного, корректного, более глубокого проникновения в социально-экономическое развитие муниципального образования. Я не могу сказать, что такого не было прежде. Но это было несколько формализированно, прежде всего из-за громаднейшего доверия депутатов Собрания к исполнительной власти. Это чувствовалось и за это я благодарен депутатам 5-го созыва. Однако депутаты должны быть в масштабах района более осведомлены и самое главное — они должны участвовать в принятии принципиальных решений для района и соучаствовать в реализации этих решений.

— Разве прежде было не так?

— Да, но депутатский потенциал использовался не в полной мере. Я наблюдаю, как у нас растет депутат Фролов. Александр Алексеевич уже не тот человек, что баллотировался пять лет назад. Нынче он раздал минимальное количество векселей. Но то, что пообещал людям, реализует сейчас самостоятельно, без обращений к районной администрации. У нас так же инициативен Гришаев, думаю, что на своем уровне может немало сделать в части военно-патриотического воспитания Боброва. На подготовительном этапе и на этапе строительства Хорошевской школы может сыграть заметную роль при всей внешней скромности Громова, я предчувствую, как она за этот период вырастет от директора маленькой школы до серьезного руководителя. Мне нравится цельность Артема Цветкова, насколько он уважителен к сельским жителям, насколько заботят его их интересы. Через два-три года построят Дом культуры в Хорошево, и опыт Макаровой можно использовать. Могу привести много других примеров, поскольку в нынешнем Собрании много ярких сильных личностей, деятельных, с активной жизненной позицией и принципами. Без сомнения, надо соизмерять способности и возможности каждого депутата, но, безусловно, использовать их потенциал.

Продолжая тему работы представительного органа, хочу сказать, что поступают предложения сделать работу председателя Собрания на постоянной основе. Никогда не соглашусь, чтобы эта должность была оплачиваемая. Мне приводят примеры по области. Говорю — это не про меня. Да, я ищу работу, и обязательно буду трудиться в городе или районе. Но зарабатывать на жизнь таким дешевым способом — нет.

— И в завершении нашей беседы несколько слов об оппозиции в Собрании депутатов. Полагаю, решающим на первой депутатской сессии стало Ваше высказывание о том, что в работе районного Собрания фракционности быть не может. Я неоднократно наблюдала, как Ваши ярые оппоненты еще в пятом созыве районного Собрания работали с Вами, со всеми депутатами в одной связке, когда делали одно общее благое дело для района, невзирая на политические разногласия.

— Оппозиция — это довольно громко сказано. Думаю, у всех народных избранников цель одна — благополучие Ржевского района, но при этом могут и должны быть разные мнения. Это нормальный рабочий процесс. Моя цель как председателя сделать работу депутатского корпуса максимально эффективной. И Вы правы, политические пристрастия мешать не должны. Последние события в ближнем зарубежье это доказывают. Полагаю, и в нашей Государственной Думе после этих политических конфликтов и цветных революций в Белоруссии и Киргизии будут сделаны определенные выводы.

— Благодарю Вас за откровенный разговор, Валерий Михайлович, и желаю успехов на новом поприще.

Беседовала Светлана КУДРЯВЦЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *