Сергей Иванович Умников, начальник инспекции Гостехнадзора по Тверской области: ПОД НАШИМ КОНТРОЛЕМ — НЕ ТОЛЬКО САМОХОДНЫЕ МАШИНЫ, НО И АТТРАКЦИОНЫ

— Сергей Иванович, расскажите, пожалуйста, нашим читателям, что за ведомство Вы возглавляете, в чем его функции?

— Главное управление «Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники» является структурным подразделением правительства Тверской области, имеет региональное финансирование и подчиняется губернатору. Основные задачи управления звучат в его названии, и это осуществление регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, а также аттракционов в целях обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды. Кроме этого, мы занимаемся регистрацией названной техники, проводим периодические техосмотры, принимаем экзамены и выдаем удостоверения на право управления ею, а также лицензируем образовательные учреждения для подготовки трактористов, машинистов и водителей самоходных машин.

— Что такое самоходная техника? То, что ездит по земле, правильно? Водная сюда не входит?

— Да, водной техникой занимается ГИМС. Самоходная техника — это тракторы, дорожно-строительные машины, снегоходы, мотовездеходы, квадроциклы… Все это подлежит регистрации и прохождению обязательного периодического техосмотра (большей частью — ежегодного, исключения составляют восьмиместные транспортные средства, которые подлежат техосмотру каждые полгода). Всего на нашем учете состоит 33700 единиц такой техники в Тверской области. В Ржеве и Ржевском районе — 860 единиц.

— Где больше, в городе или в районе?

— В городе больше машин, принадлежащих организациям, в районе — частным лицам.

— Есть ли какие-то критерии, позволяющие определить, какая техника подлежит регистрации и учету в Гостехнадзоре, а какая — нет? Ведь квадроциклы бывают разные, и небольшие в том числе.

— Под нашу подведомственность попадают (и соответственно, подлежат обязательной регистрации и учету) тракторы, дорожно-строительные и иные машины, которые имеют двигатель внутреннего сгорания объемом более 50 кубических сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт, а также прицепы к ним. Так, не подлежат регистрации, например, квадроциклы с меньшей мощностью двигателя, самоходные газонокосилки, у которых двигатель слабее, чем указано выше. Еще один критерий — максимальная конструктивная скорость. Если она менее 50 км/час, такие машины в Гостехназоре регистрировать не нужно.

— На приеме, который Вы 22 сентября проводили в администрации Ржева, было отказано в регистрации мужчине, который хотел зарегистрировать самостоятельно собранный из нескольких транспортных средств трактор, и еще одному, у которого из-за коррозии не удалось идентифицировать марку и завод-изготовитель прицепа… И это не единичные случаи. То есть русские умельцы-кулибины, которые сделали трактор или вездеход, не смогут официально его оформить?

— Теперь не смогут. Это можно было сделать полтора-два десятилетия назад. Но потом государство решило, что по автодорогам общего пользования имеют право передвигаться только серийно выпущенные машины. И регистрация самодельной техники прекратилась.

— Но у себя на приусадебном участке-то такие машины хозяева использовать могут?

— Только там, не выезжая за ворота. Ответственность за эксплуатацию такой техники целиком и полностью лежит на них самих.

— Сергей Иванович, давайте расскажем, каков порядок действий гражданина, который приобрел или отремонтировал и хочет поставить на учет, скажем, трактор?

— Всю информацию о деятельности ГУ Гостехнадзора можно получить на официальном сайте, который является одной из частей сайта областного правительства. Там есть раздел новостей, контактная информация, сведения о времени работы, нормативная документация. Чтобы зарегистрировать самоходную технику, можно, во-первых, действовать через портал Госуслуг. Там необходимо найти раздел Гостехнадзора, заполнить необходимые формы, прикрепить сканы документов, оплатить госпошлину (кстати, со скидкой в 30 процентов). Инспектор получит всю эту информацию, проверит и назначит следующую процедуру, ведущую к регистрации. Во-вторых, можно напрямую обратиться к инспектору Гостехнадзора в своем районе. По Ржеву и Ржевскому району это Владимир Анатольевич Иванов, тел. 2-30-90, кабинет расположен по ул. Ленина, 16. Инспектор примет документы и даст необходимые консультации, начислит госпошлину, проведет осмотр транспортного средства. Еще один момент, необходимый для завершения процедуры регистрации — оформление полиса ОСАГО.

— Вы сказали, что отдельным направлением деятельности Гостехнадзора является прием экзаменов и выдача удостоверений трактористам-машинистам и прочим водителям самоходных машин. Где и сколько на это учат?

— В Ржеве есть два колледжа, которые готовят трактористов-машинистов разных категорий. От категории зависит и срок обучения — от одного месяца (начальный уровень) до полугода (на все категории). По заявке колледжа мы принимаем экзамены, а также оцениваем исправность техники, на которой они сдаются. Первая часть экзамена — теоретическая, вторая — практическая. Удостоверение, в случае успешной сдачи, выдается на десять лет.

— Вы упомянули о еще одной сфере деятельности Гостехнадзора — надзоре за аттракционами.

— Да, с апреля 2020 года эти функции возложены на нас.

— А чем и кем они регулировались раньше?

— Практически ничем и никем. Были разрозненные ГОСТы. Начало порядку учета и контроля за аттракционами положил Евразийский экономический союз, который разработал регламент и правила для такой техники. Вся она теперь подлежит регистрации, техническому осмотру и подтверждению исправности соответствующими организациями, контролю и учету со стороны Гостехнадзора. То, что не выдержало проверок, или то, в отношении чего эти требования не выполнены, к эксплуатации допущено быть не может и подлежит демонтажу.

— Много ли аттракционов в Тверской области?

— Получив эти новые для себя полномочия, Главное управление Гостехнадзора по Тверской области собрало данные по всем муниципалитетам. Получилось порядка 500 единиц разной подведомственности. И первый же анализ показал: большая часть аттракционов требованиям не соответствует. Парадокс был в том, что даже видя это, жители не знали, куда им обращаться и от кого требовать наведения порядка. Был правовой пробел, и помочь зачастую не могла даже прокуратура. После вступления в силу законодательных изменений соответствующие полномочия получил Гостехнадзор. И тогда, в марте, мы собрали всех владельцев аттракционов, чьи контакты смогли найти, на расширенное совещание, где обозначили наши полномочия, озвучили всю информацию по нормативной базе, требованиям. В апреле начали надзор. Следствием стало то, что большая часть аттракционов (на них не было никакой эксплуатационной документации об изготовителе и сроках службы, имелись технические дефекты и другие вопросы) прекратила свою деятельность на территории Тверской области. Задачу не допустить эксплуатацию таких аттракционов, которые могут поставить под угрозу здоровье и жизни людей, была поставлена губернатором Игорем Руденей, и мы эту задачу выполняем.

— Как часто Вы проводите выездные приемы в районах?

— Раз в месяц, по графику. В Ржев приехали по наличию обращений граждан по поводу регистрации техники, аттракционов, а также с целью плановой проверки деятельности представителя главного инженера-инспектора по Ржеву и району.

— Недавно завершилась операция «Трактор», мы публиковали информацию о ее итогах. А какие и когда проводятся операции помимо нее?

— В январе — «Снегоход», позже, когда начинается ремонт дорог — операция «Дорожник», ведь все мы заинтересованы, чтобы наши дороги ремонтировали лицензированные специалисты при помощи исправных машин. Также в течение года Гостехнадзор осуществляет плановые рейдовые осмотры в организациях, перечень которых определяем на основе анализа. В первую очередь подлежат проверке организации, где имели место те или иные неприятности, связанные с техникой и квалификацией сотрудников, а также такие, которые имели прецеденты по непроведению плановых ТО. В год проводится порядка тридцати проверок по плану.

— Руководители предприятий о таких проверках предупреждены?

— С планом можно ознакомиться в Федеральной информационной системе, где содержится информация обо всех проверках всех надзорных органов. А составленный нами на год план проверяет прокуратура и утверждает областное правительство.

Но самый большой объем нашей работы — порядка 60 процентов — составляют техосмотры техники. Ежегодно вся принадлежащая физическим и юридическим лицам техника, которая значится у нас на учете, подлежит проверке инспекторами по графику, который мы доводим до предприятий, администраций муниципалитетов и стараемся доводить до жителей посредством публикации в СМИ.

— Количество тракторов в области (районах) двадцать лет назад и сегодня как-то отличается?

— Резкое его уменьшение фиксировалось в конце 90-х, сейчас идет стабильный рост. Отрадно, что такие предприятия, как, например, ГК «Агропромкомплектация» демонстрируют принципиально новые, эталонные подходы к эксплуатации и подготовке персонала.

— А частные лица? Много таких, кто предпочитает не регистрировать свои машины?

— Одним из показателей нашей работы является процент предоставляемой на ТО техники от общего количества стоящей на учете. В иных субъектах РФ он всего 15 процентов. Мы же со своими 70-ю — на третьем месте в ЦФО. Вообще, хочу отметить законопослушность жителей Тверской области. Так, операция «Снегоход» стабильно выявляет, что нарушения допускают чаще всего гости региона, а тверитяне исправно регистрируют свою технику.

— Спасибо Вам за беседу, Сергей Иванович. Думаю, наши читатели почерпнут для себя полезную информацию.

Беседовала Светлана Артемьева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *