МОЙ КРАЙ ЗАДУМЧИВЫЙ И НЕЖНЫЙ

Русских художников и поэтов всегда привлекала родная природа, лишенная ярких, броских, бьющих в глаза экзотических красок. Она пленяет и трогает милой прелестью настоянного на полевых травах летнего дня, морозного осеннего, «ядреного», как сказал Некрасов, воздуха, живостью журчащих весенних ручьев и разливающихся в половодье рек с туманами над водой. Она дорога своею скромной простотой, в которой много красоты внутренней, раздолья, спокойствия, степенности и величия. Одни художники черпают в ней силы для создания своих произведений, другие, обращаясь к ней, задумываются о философских противоречиях бытия, третьих она побуждает проникнуться светлым оптимизмом.

Наверное, не ошибусь, если скажу, что в творчестве известного ржевского художника Андрея Грица, члена творческого Союза художников России, преподавателя ДШИ № 3 Т.И. и А.Я. Волосковых, тема природы — одна из главных, это неотъемлемая часть его души. Одна из самых глубоких и значимых его переживаний, связывающих художника с землей, с «малой родиной». Поэтому новая выставка его картин «Мой край задумчивый и нежный» в ДШИ № 3 им. Т.И. и А.Я. Волосковых в рамках фестиваля искусств «Ржевская осень» носит такое поэтичное название.

Андрей Викторович, прекрасно знающий и любящий русскую поэзию, вспомнил Есенинские строки, стихотворение «Я снова здесь, в семье родной», которое, на мой взгляд, в полной мере отражает дух его творений, представленных в экспозиции. Среди уже знакомых картин («Ржев-сити», «Здание банка Рябушинских», «Город св. Нила Столобенского») видим несколько новых произведений, на которые обязательно обратит внимание любопытный зритель.

Мифическим духом пропитана картина «Нечаянная радость». Огромный куст жасмина, величиной с деревенский дом, благоухает по всей деревне Курьяново, где живет летом Андрей Викторович, радостно возвещая о чуде. О каком?

Художник поясняет так:

— Видите, возле открытой калитки — Богородица. Она пришла ко мне в тот солнечный день. Это и есть моя нечаянная радость.

Гриц писал эту картину несколько вечеров подряд, по 3-4 часа, и только на четвертый, когда вдруг привиделась ему Богородица, неожиданно все сложилось и встало на свои места. Необычная композиция картины — будто в кресте, по замыслу художника, непременно поможет понять этот сюжет.

А вот снова эта же старая калитка с крючком, только более внушительных размеров, разместилась чуть поодаль. В отличие от первой, здесь дверь крепко закрыта на засов. Видавшая виды потрескавшаяся табуретка, на которой красуется банка с веточкой жасмина, преграждает путь. Ни входа, ни выхода нет никому. Опять загадка. Что бы это значило?

Возможно, художник хотел побыть наедине со своими мыслями, думами. И чтобы никто не мешал творить, не досаждал советами.

Не надо звуков: тише, тише,

У молчаливых облаков

Учись тому теперь, что выше

Земных желаний, дел и слов… —

вместе с поэтом Дмитрием Мережковским советует нам художник.

Рассматривая работы Андрея Викторовича, каждый сможет выбрать ту, которая найдет отклик в сердце, напомнит о чем-то родном и светлом.

Чудесный вид на Волгу открывается из окна школы, где работает художник («Осень на Волге»). Пейзаж написан так выразительно и талантливо, что мы ощущаем и легкую грусть, и величие, и красоту природы, вместе с художником любуемся ее просторами. Тема Родины здесь звучит с особенной силой, гармонично перекликаясь с Есенинскими строками:

Я снова здесь, в семье родной,

Мой край, задумчивый и нежный!

Кудрявый сумрак за горой

Рукою манит белоснежной.

Седины пасмурного дня

Плывут, всклокоченные, мимо,

И грусть вечерняя меня

Волнует непреодолимо.

Любовь к родному краю бесконечна. Она «сильнее бурь, сильнее всякой воли». И восхитительные пейзажи, что видим в экспозиции, как признание в любви, которое Гриц не устает повторять снова и снова.

— Я двадцать восемь лет жил в Ленинграде, — говорит Андрей Викторович, — потом два года в Москве, но все равно вернулся в Ржев, на родную землю. В столице хорошо учиться, работать, ходить в музеи, а детей учить, картины писать, жить — нужно здесь. Не зря же говорят, где родился, там и пригодился.

Елена Сооляттэ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *