Галина Ивановна ВЕСЕЛОВА, заведующая школьной библиотекой: «УЧИТЬСЯ БЕЗ БИБЛИОТЕКИ НЕВОЗМОЖНО»

— Галина Ивановна, в этом году средняя школа № 9 имени Степанченко — круглая отличница, ей исполнилось 55. История школы началась в 1965 году, вместе с ней началась и история школьной библиотеки.

— Первый библиотекарь нашей школы — Тамара Николаевна Смирнова. Она рассказывала, как когда-то вошла в пустую классную комнату, отведенную под библиотеку, и принимала книги, доставшиеся от школы-интерната. За эти годы в школьной библиотеке работали и наши учителя: Светлана Ядрова, Галина Мобенова, Людмила Зуева.

В истории библиотеки есть интересный факт: в конце 90-х годов у нас учились Татьяна Ларина и Евгений Онегин. Татьяна окончила школу аккурат в двухсотлетие со дня рождения Пушкина.

Библиотека помнит учеников, кто ходил сюда с 1-го по 11-й класс, сейчас такое редкость. Раньше я в день обслуживала по 90 человек, каждую перемену 5-6 школьников обязательно прибегали. Нет, я не хочу сказать, что дети перестали читать, читают, но не как прежде, и с учетом веяния времени некоторые ориентированы на электронные книги.

— А как Вы относитесь к таким источникам?

— Положительно. Материалы меняются и совершенствуются, это дает возможность получать информацию из разных источников.

— Мне кажется, чем младше ребёнок, тем больше времени он проводит за чтением книг, учитывая заинтересованность в этом занятии его близких.

— Соглашусь с Вами. Больше половины детей в возрасте до 10 лет читают почти каждый день, среди подростков таких читателей уже меньше. К 4-му классу из числа тех, кто ходил в библиотеку постоянно, остаются избранные.

В целом же у людей меняется само представление о чтении. Некоторые считают «чтением» поиск информации в интернете, сидение в социальных сетях, кто-то полагает, что обмен SMS — это тоже чтение.

— Раньше в библиотеку приходили, чтобы почитать в тишине, подготовиться к урокам…

— Сейчас таких посетителей все меньше и меньше. Когда в 2009 году в школьные библиотеки начали внедрять компьютеры, ребята, чтобы успеть за ними поработать, прибегали записываться заранее, дома компьютеры были еще не у всех. Прошли годы, ситуация изменилась.

— С учетом событий последних девяти месяцев школьники вынуждены учиться без непосредственного контакта с учителем. А могли бы учиться без школьных библиотек?

— Нет, это невозможно. Сейчас на нас возложена функция снабжения учебниками.

— Это значит, что учебники родители не покупают…

— Теоретически — они не должны их покупать, если только по желанию иметь собственные. А учебники дорогие, цена отдельных — больше тысячи рублей. Обеспеченность учебниками у нас в школе около ста процентов. Бывает, чего-то не хватает. В этом случае выручает книгообмен между библиотеками.

— Как нынешние ученики относятся к книгам?

— Дети разные. Проблема бережного отношения к имуществу есть, и она носит воспитательный характер. Выдавая книги, мы с учителями настаиваем, чтобы на них были обложки, рассказываем, как с книгами нужно обращаться. Прежде чем сдать учебную литературу, ученик должен проверить состояние каждой книги, если требуется — подремонтировать ее. По прошлым годам замечала, что учебники в хорошем состоянии чаще сдавали в тех случаях, когда они покупались за собственные деньги.

— Помню, в одной из школ, где мне довелось учиться, был кружок «Юный библиотекарь», где дети помогали библиотекарю и тем самым знакомились с профессией.

— Такого кружка в нашей школе нет.

— Галина Ивановна, какие средства выделяют школе на покупку учебников?

— В последние годы это немногим более 400 тысяч рублей. Есть утвержденный Министерством просвещения России федеральный список учебников, заказываем их, строго ему следуя.

— Фонд школьной библиотеки — это…

— 5967 книг и 8490 учебников.

— Основная часть фонда — учебники, вижу художественную литературу; журналов, газет, в том числе и наших, городских, к сожалению, не вижу.

— Да, в печатном виде периодики у нас нет. Электронные издания пока тоже не закупаем, сосредоточены на закупке учебников. Художественными книгами последний раз фонд пополнялся в 2002 году, периодикой тоже давно.

— И это проблема школьных библиотек, которые согласно современным требованиям должны стать не просто библиотеками, а информационным пространством и обеспечить равноправный, открытый доступ к качественным источникам информации на печатных, мультимедийных и цифровых носителях… В идеале.

— По концепции развития школьных информационных библиотечных центров, которую внедряет Министерство образования и науки Российской Федерации, планируется, что в каждой библиотеке будет читальный зал, медиазона, конференц-зал, зона для индивидуальной работы за компьютером. Новые требования удобно внедрять в новых, строящихся школах, где подобные помещения предусмотрены проектом. Таким библиотекам, как наша, пока приходится все совмещать. Из-за нехватки финансов, ведомственной разобщенности нет пока и сетевого объединения.

В 2009 библиотеки подключились к областной библиотечной программе. Несколько городских школ, в том числе и 9-я, работают через областной объединенный автоматизированный каталог, рабочее место библиотекаря автоматизировано. Все книги фонда заносим в областной каталог школьных библиотек, запись ведется в электронном виде. В штрих-коде каждой книги содержатся исходящие данные: название, автор, наименование и год издания, количество страниц.

— Все это библиотекари вбивали вручную…

— Да, проделана огромная монотонная работа. Когда переходили на новую систему, было непривычно и страшно. Перемены встретили не без внутреннего сопротивления. Подспорьем было то, что какие-то книги уже значились в системе и готовую запись можно было скопировать.

— А когда сделали, оценили плюсы…

— Конечно, положительные моменты есть. Раньше на каждого ученика был бумажный формуляр, куда от руки вносилась запись. Ему на смену пришел электронный читательский билет со штрих-кодом. Ученик приходит, называет фамилию, я нахожу его билет, сканер считывает информацию, данные о читателе появляются на экране монитора. (Планировалось, что он будет выдаваться на руки, но хранение в библиотеке надежнее). Потом подношу к сканеру нужную книгу, ставлю электронную отметку, и она уже числится за читателем.

— Помню, в советские времена проводили конкурсы на «Лучший читательский билет».

— Теперь данные читательского билета без разрешения родителя и ребенка открыто использовать не можем. Поэтому книголюба хвалю на словах.

— Еще одно воспоминание из детства — сбор книг в макулатуру.

— И сейчас такая акция при школе есть. Родители и дети приносят и привозят книги из дома. Я их перебираю, что-то, бывает, оставляю для библиотеки.

— Галина Ивановна, смотрю, в сторонке собраны книги под списание. Какова их дальнейшая участь?

— Устаревшие, дряхлые книги, с отсутствующими страницами сдаем в макулатуру.

— Какие дополнительные требования к работе библиотеки введены в связи с COVID-19?

— Пандемия внесла коррективы. В августе выдавали детям книги строго в отведенное время. Сейчас книги, которые ученики сдают, отправляются на пятидневный карантин. В течение этих дней не выдаю их другому читателю.

— У учителей начальной школы, учителей-предметников есть методические объединения. А у библиотекарей?

— Тоже есть. Сейчас нашим метод-объединением руководит библиотекарь школы N№ 5 Ольга Шакирова. Обсуждаем книгообмен учебниками, знакомимся и изучаем новые документы. Наша профессия не столь проста, какой может показаться на первый взгляд, нюансов в ней много. Академик Дмитрий Лихачев как-то сказал: «библиотекарь должен работать долго». Так оно и есть, тонкости работы библиотекарь познает с годами.

— Какими качествами должен обладать человек, чтобы ему было интересно работать в такой сфере?

— Любовь к книге — это даже не обсуждается, чуткостью к людям.

Чтобы в библиотеку шел читатель, обслуживание должно быть качественным. Люди идут туда, где доброжелательная атмосфера, где комфортно. К каждому читателю нужен подход, тогда можно почувствовать его потребности в чтении.

— А если потребности нет — попытаться ее разбудить. Библиотекарь — начитанный человек, с широким кругозором. Только почему-то укоренилось ложное убеждение, что все библиотекари — «серые мыши»…

— Сама библиотечная обстановка к такому восприятию подталкивала. Какими были в большинстве своем библиотеки: тесные помещения, заставленные стеллажами. Будут меняться библиотеки, будет меняться и представление о них. А на компьютерных мышек мы, и правда, похожи: она всегда в движении, и мы постоянно что-то ищем, на месте не стоим.

— Какой Вы видите школьную библиотеку будущего?

— Близкой к той, что описана в концепции развития школьных информационных библиотечных центров. Информационное пространство для самообразования, самозанятий читателей, с бумажными и электронными фондами, укомплектованными учебниками, художественной литературой, периодикой. Работать в них будут специалисты, в совершенстве владеющие информационными технологиями. Библиотеки должны оставаться учреждениями, где долгие годы прививался интерес к чтению.

— Галина Ивановна, почему Вы стали библиотекарем?

— Решение, кем буду, приняла еще когда училась в 4-й школе. Но… окончила филологический факультет Тверского университета. Потом три года работала учителем в малокомплектной Жадневской школе совхоза «Поволжье». А когда вернулась в Ржев, устроилась в методический отдел Центральной библиотеки имени Островского, там библиотечное дело и осваивала. В библиотеку 9-й школы перешла в 1983 году. В моей семье все страстные книгочеи. Дома множество книг. Читать любили и родители, и братья.

— Вы сама читатель какой библиотеки? Записаны в библиотеку?

— Сейчас нигде не записана. Но задумываюсь над этим. Как только выйду на пенсию, обязательно запишусь.

— 26 октября — Международный день школьных библиотек. Галина Ивановна, поздравляем Вас с профессиональным праздником!

— Спасибо. Я тоже поздравляю коллег и желаю всем здоровья, перемен в лучшую сторону и удачи. У нас дружное, слаженно работающее школьное библиотечное сообщество. Мы всегда на связи и, если нужно, всегда друг другу поможем, друг друга поддержим.

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *