УЖЕЛЬ ТА САМАЯ ТАТЬЯНА?

Виссарион Белинский назвал «Евгения Онегина» Александра Пушкина энциклопедией русской жизни, потому что «в своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества». Думаю, слова великого русского критика в полной мере можно отнести и к творчеству Дмитрия Белюкина, народного художника РФ, академика РАХ, действительного члена Пушкинской и члена-корреспондента Петровской академий, лауреата государственных премий, который в своих произведениях неоднократно обращался к образам и личности Пушкина.

Произведения Дмитрия Белюкина находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее А.С. Пушкина, Центральном музее Вооруженных Сил, Государственном мемориальном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское», Российской академии художеств, Московской Патриархии, Национальной Британской библиотеке в Лондоне, коллекции Президента Российской Федерации В. Путина, частных коллекциях России, Европы, США.

Роман «Евгений Онегин» с иллюстрациями Дмитрия Белюкина исследователи называют уникальным. Вы можете убедиться в этом сами, побывав в Зубцове, в Выставочном зале частного музея «Дорога к Пушкину», где открыта выставка иллюстраций Белюкина (акварель, копии) к знаменитому Пушкинскому роману. Здесь же можно увидеть и цветную литографию — серию иллюстраций (оригиналы) к басням Ивана Крылова Ларисы Антоновой, ученицы народного художника СССР Евгения Кибрика.

Отметим, что эти две уникальные выставки на тверской земле стали возможны благодаря инициативе основателя музея «Дорога к Пушкину», народного художника РФ Бориса Аркадьевича Диодорова. Это бесценный подарок всем нам, ценителям искусства, в день рождения Выставочного зала, трехлетие которого отмечалось нынешней осенью.

К сожалению, из-за проблем со здоровьем Борис Аркадьевич не смог быть на торжестве, но пришли и приехали его московские, ржевские и зубцовские друзья, ученики, а также гости из Твери. В числе приглашенных — зубчане Виктор Суров, Елена Николаева, глава Зубцовского района, Надежда Татионова, волонтер музея «Дорога к Пушкину», историк и краевед Сергей Кутейников (Волоколамск), директор областной Тверской картинной галереи Татьяна Куюкина, председатель Ржевского совета ветеранов Галина Мешкова, член СХР Ирина Аввакумова, директор Ржевского мемориала Советскому солдату Марина Копаева.

Собравшиеся были единодушны в том, что сегодня музей «Дорога к Пушкину» и Выставочный зал — явление уникальное.

Стоит отметить, что совсем недавно музей пополнился редким экспонатом — это одна из 15-ти дореволюционных копий посмертной маски Пушкина русского скульптора Самуила Гальберга, представителя классицизма, академика Императорской Академии художеств.

Бесценные сокровища пушкинских времен хранятся в стенах зубцовского музея. Таким редким экспонатам мог бы позавидовать любой столичный музей. Сберечь и сохранить «алмазный фонд» Зубцова — наша задача. «Ржевские новости» не раз писали о том, что музею нужна финансовая поддержка. Не так давно на страницах газеты были опубликованы обращения выдающихся людей искусства в поддержку музея. «Музей — оплот истины, — сказал однажды Борис Аркадьевич. — А мы у ее истоков». Очень хочется верить в то, что истина все же восторжествует.

Путешествие по пушкинскому времени

Дмитрий Белюкин родился в Москве в 1962 году. Сын известного художника, книжного иллюстратора Анатолия Белюкина. Закончив МСХШ им. Сурикова в 1980 году, поступил в Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова на факультет живописи, мастерскую портрета.

Творческий путь неразрывно связан с А.С. Пушкиным, озарён его гением. В 1986 году, еще студентом, пишет дипломную работу «Смерть Пушкина». Всем, кто увидел ее тогда, было ясно: Бог подарил России ещё одну свою яркую искру. С тех пор на долгие годы Михайловское стало для Дмитрия Анатольевича вторым домом. А роман «Евгений Онегин» — настольной книгой. Около ста иллюстраций к нему Белюкин создал с энциклопедической точностью. Онегина, входящего на бал, многие рисовали в кюлотах и чулках (кюлоты — короткие брюки по придворной моде XVIII века). Но Онегин, как денди, о чём говорил Пушкин, носил в 1819 году белые панталоны навыпуск. По мнению Белюкина, о таких нюансах непременно должен знать художник, изображая пушкинскую эпоху.

Вслед за автором художник правдиво изображает среду, в которой живут Евгений и Татьяна, Ленский и Ольга. Дворянский домашний быт и светский круг, взрастивший Онегина (и самого Пушкина), вызывают у зрителя восторг. Это мир высокой культуры просвещенных людей, горячих споров, интересных бесед и разговоров, мир увлечений и страстей. Это цвет общества, в котором царит свобода, независимость. Однако Пушкин, как и его герой, знал и другой свет — омут, кишащий нелепыми предрассудками, вздорными слухами, завистью, клеветой. Не случайно, воспроизводя атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина, автор подробно останавливается на разговорах, удовольствиях вечно праздных их обитателей. Праздность порождает пустоту мыслей, холодность сердец. Именно таковы в изображении Пушкина и художника Белюкина представители высшего света. Мы видим их на балу в Московском дворянском собрании, на светском рауте в Петербурге, в первых рядах кресел в театре. И даже у красавицы Ольги, в чертах которой «жизни нет», Пушкин находит изъян:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне.

Совершенно иная, «русская душой», Татьяна. Под маской «величавой» и «небрежной» «законодательницы зал» таится «простая дева», «с мечтами, сердцем прежних дней».

А вот и Онегин, знаток «науки страсти нежной», в отличие от юного Ленского, зрелый, опытный человек, хорошо знающий жизнь. Он говорил по-французски, любил щегольски одеваться по английской моде.

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно…

Но «рано чувства в нем остыли»; «ему наскучил света шум». Онегин узнал свет и не принял его лицемерную мораль. Его душа ждала иных отношений, чем те, на которых держалось общество, поэтому Евгений почувствовал себя чужим и лишним человеком в великосветских гостиных. Благородный, умный, порядочный и совестливый человек хотел бы, но не знал, как и чем заняться. «Русская хандра» им овладела. Он недоволен всем, что видит во-круг себя, понимает, что вынужденным бездельем губит себя. Оттого делается все более угрюмым, все более холодным. Именно таким мы видим его на иллюстрациях Белюкина. Но, как мне кажется, в Онегине, как и в Татьяне, таится какая-то загадка. И мы можем вместе с художником попытаться ее разгадать.

Вы никогда не думали о том, что у Онегина, Татьяны и Ленского могла быть иная судьба? Нет ничего странного, если бы Онегин повторил участь своего дяди, но он мог бы стать и одним из декабристов. Можно вообразить и то, что Онегин оказался бы мужем Татьяны. Ведь сказал Пушкин устами своей героини: «А счастье было так возможно…» И тогда это была бы другая история. Но из разных возможностей герою, как и всякому человеку, выпадает одна судьба, которая оказывается одновременно и закономерной, и случайной.

Выставка иллюстраций к «Евгению Онегину» непременно поможет нам разобраться во многих вопросах. Это своеобразное путешествие во времени. Глядя на картины Дмитрия Белюкина, трудно сказать наверняка, то ли это художник ведет нас в удивительное путешествие по пушкинским временам, то ли пушкинские времена пришли в наши дни. Мастерски передает художник воспетую Пушкиным, трогающую сердце красоту родной природы снежной зимой, прозрачной весной, неярким летом и золотой осенью.

Рассматривая его произведения, с удивлением отмечаешь, как прорисованы все детали, вызывает восторг передача света и не пропадает ощущение, что работы художника написаны еще тогда, в классическом XIX веке.

Уверена, роман Пушкина «Евгений Онегин», книга мудрости, должна быть настольной для каждого русского человека. И вновь прочесть ее помогут иллюстрации замечательного художника Дмитрия Белюкина.

Елена Сооляттэ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *