Виктор Михайлович КИСЕЛЁВ, ведущий инженер-конструктор электротехнического отдела ПАО «Электромеханика»: ЧЕЛОВЕК ВСЕГДА ОСТАНЕТСЯ ГЛАВНЫМ

— Виктор Михайлович, сейчас много говорится о четвертой промышленной революции, да мы и сами ежечасно видим, как плотно наша сегодняшняя жизнь связана с искусственным интеллектом и различными системами управления. Вы, получается, не просто наблюдали за процессом развития информационных технологий и внедрения их в производство, но и непосредственно участвовали в их создании еще в начале 70-х годов прошлого века — тогда, когда о компьютерах мало кто слышал. Расскажите об этом.

— Да, первые компьютеры, с которыми мы работали, занимали по площади порядка ста квадратных метров (это были ЭВМ типа «Урал», БЭСМ-6). Исходя из составленного программистом алгоритма, эти машины решали задачи, которые человек решить был не в состоянии, либо на это ему потребовалось бы очень много времени.

— Например, какие?

— Следить за траекторией полета ракеты или просчитывать ее, исходя из различных факторов (и чем точнее этот расчёт, тем больше вероятность, что в реальности она ляжет в заданную точку). Моя военная специализация, кстати, связана с этим напрямую. После окончания МЭСИ в 1968 году я получил диплом инженера-экономиста и звание младшего лейтенанта по программированию ЗРК. Кроме этого, в МЭСИ мы решали задачи обработки информации, поступающей в виде отчётов с предприятий. На такой анализ пришлось бы работать целому отделу длительное время, машина же проводила его за считанные минуты.

— Ваша непосредственная деятельность, в которой Вы заняты и сегодня, связана с организацией автоматических систем управлением производством?

— Да, предприятием (АСУП) и технологическим процессом (АСУ ТП). По окончании института по распределению я попал в Новосибирск, где преподавал методику организации АСУП. А первую в нашей стране АСУП мы создавали на военном заводе «Химаппарат», это было сделано по заданию партии и на специально выделенные для этого деньги: тогда государство поставило задачу развивать информационные технологии как средство увеличения производительности труда. Страна была в застое и проигрывала мировому капитализму в экономическом развитии. Факторы роста за счёт вовлечения новых природных и трудовых ресурсов были исчерпаны и нужны были новые подходы для увеличения производительности труда. Главный экономист СССР А.Н. Косыгин и предложил сделать ставку на информационные технологии: создавать АСУП и АСУ ТП. Были выбраны институты по подготовке кадров (в Москве — это МЭСИ). И в 1969-70 годах мне пришлось непосредственно стать проектантом этой АСУП в составе отдела «Система», образованного в НИИ экономики. И первоначально она решала задачи экономики и бухучёта именно на этом предприятии. А затем они уже получили распространение по всем предприятиям страны. Сегодня они применяются везде — те же программы редактирования текста или обработки фотографий, которые вам хорошо знакомы, это, по сути, АСУ ТП.

— А каким образом Вы стали работать в Ржеве?

— Приехав сюда в очередной отпуск в 1970 году, я договорился с руководством Моторного завода о создании здесь АСУП. Планам не суждено было сбыться, но директор «Электромеханики» Михаил Павлович Кулешов задался целью применить это здесь, и уже в 1971 году мы вместе с Володей Шмелёвым приступили к этой работе.

— На её разработку ушло много времени?

— Больше было необходимо на создание банка данных, сбор информации, подготовку кадров, чем на сам процесс.

Кстати, эта АСУП успешно работает и сегодня. Но, конечно, это уже совсем другие машины — те, первые, занимали по несколько шкафов каждая. К сожалению, отечественные разработки элементов этих систем оказались напрасной тратой государственных денег, они были громоздкими, малопроизводительными и были заменены импортными. Сегодня АСУП — компьютер с большим объемом памяти и набором необходимых программ, который создает нужные документы, составляет отчёты и прочее.

— Вы упомянули о том, что системы, о которых идет речь, работают во многом на импортных комплектующих, а наши никуда не годятся. Почему наша страна отстала и в какое время это произошло?

— В конце 2000 года встала задача, от какого контроллера управлять АСУ ТП. Российские контроллеры были громоздки, и их элементная база, изготовлявшаяся в Зеленограде — основном в стране заводе-монополисте, — приказала долго жить. Я не берусь ответить на вопрос, кем и с какой целью был инициирован процесс гибели этого передового предприятия. «Электромеханика» одно время делала свои контроллеры по разработкам инженера-электронщика Анатолия Оболенского — ржевского Кулибина. Но все же ржевский контроллер проигрывал американскому и окончательно уступил ему лет через пять.

— АСУП — это экономика, а АСУ ТП, вы сказали, механика производства… Какие преимущества дает компьютер здесь?

— Точность, быстрота технологического процесса, как минимум. А еще — беспристрастность. На процесс сварки, производимый человеком, может оказать влияние его самочувствие, настроение, усталость и многое другое. Машина под управлением АСУ ТП выполнит нужную операцию одинаково качественно, даже если она у нее сотая за сегодня по счету и сейчас два часа ночи. Оператору останется лишь проконтролировать этот процесс, исходя из данных, которые предоставляет ему на монитор промышленный контроллер, принять решение о корректировке, продолжении или прекращении технологического процесса.

— Получается, человек вскоре (или уже сейчас) будет не нужен вовсе?

— В определенной области — да. Например, это касается полётов на другие планеты, куда лучше отправлять роботов. Однако контроль и принятие решений всегда будут и должны оставаться за человеком.

— То есть человек нужен, чтобы поставить цель?

— Конечно. Машина этого сделать не сможет. Основные решения должны всегда оставаться за человеком.

— Виктор Михайлович, давайте немного оторвемся от информационных технологий и поговорим как раз о людях — о Вас и истории Вашей семьи…

— Я родился в Ржеве 4 ноября 1945 года. Мой дед Гаврила Дадыкин жил в Зубцове в районе Масляной горы, в Первую мировую был контужен и комиссован, работал коробейником, а после революции — на Ральфе ассенизатором. Жили бедно. Старшие дочки вынуждены были жить в людях, сын помогал местному пастуху. Моя мама Екатерина Гавриловна вышла замуж в 1935 году и с началом войны потеряла любимого мужа: тот пошёл добровольцем в армию и пропал без вести в болотах под Ржевом. Её сестра Елизавета с 1933 года и до пенсии работала на Льночесальной фабрике, как и ее муж Николай Зайцев. Их новорожденный сын погиб от попавшей в избу бомбы осенью 1941 года. Сам Николай с войны не вернулся и был занесён на Доску Памяти у проходной Льночесальной фабрики… У брата моей матери Петра были две дочки и сын. Во время оккупации Ржева ржевитян, за исключением тех трехсот, закрытых в старообрядческой церкви, немцы этапировали в Слуцк, в их числе и семью Гаврилы Дадыкина. В дороге дед умер от тифа. А моя тетя Екатерина, комсомолка, наладила в Слуцке связи с подпольщиками и партизанами. Она спасла не одну жизнь красноармейцев, выходивших из окружения. Но следивший за ней поляк-кулак донёс на неё в гестапо. Её в этот же день схватили, пытали несколько дней и оставили умирать в подвале. Через день Слуцк освободили Советские войска… Мы надеемся, что подвиг 20-летней ржевитянки, внёсшей посильный вклад в дело освобождения Родины от фашисткой заразы, будет донесён до каждого, кому дороги человеческие ценности, а в 3-й школе, где она училась, откроют памятную доску.

Моя супруга Алла Анатольевна закончила ТГТУ, ее специальность — мелиорация и гидросооружения. Она принимала участие в проектировании и строительстве Зубцовской плотины и Богучанской ГЭС, работала на льночесальной фабрике, сейчас — нарядчица в ПАО «Электромеханика». Дочь Наташа — проводник на железной дороге, вторая дочь Оля — домохозяйка, у нее уже три дочери.

— Но и Вы до сих пор трудитесь на «Электромеханике» по своей специальности?

— Да. Занимаюсь тем же, чем занимался всю жизнь: составляю и проектирую системы управления, стараюсь передать знания молодежи. Сейчас в работе две крупные установки для предприятий авиадвигателестроения, которые подлежат модернизации. Этот процесс сейчас очень востребован: оборудование, задействованное на предприятиях, в массе своей надежное, крепкое и работоспособное. Но развитие технологий, в том числе информационных, дает новые возможности для оснащения их более современными элементами конструкции и системами управления. Это, безусловно, повысит качество продукции и производительность работы данного оборудования и предприятия в целом, поэтому расходы на такую модернизацию оправданны. Только модернизируясь и используя все возможности, которые дает научно-технический процесс, мы сможем не отстать от Запада. Но на то, чтобы это происходило повсеместно, нужна государственная воля и финансирование. И этот процесс уже идет.

— Вы считаете?

— Я это вижу. В том же сельском хозяйстве, правда, пока только в южных регионах, но постепенно дойдет и до нашей полосы.

— Виктор Михайлович, есть кому передать свои знания и опыт?

— Конечно. И очень хорошо, что есть те, кто хотят и готовы их принять, несмотря на то, что моя профессия очень непростая и кропотливая, требует обширных знаний и специфической подготовки. Есть молодые, которые готовы учиться, и они уже схватывают буквально на лету и создают свои проекты.

— Вы воочию видели, как развивались технологии и как сильно менялся мир последние десятилетия. Может быть, у Вас есть и прогноз, как все будет дальше?

— Границы будут стираться — национальные, технологические… Мир будет развиваться и станет другим — многополярным, и тем, кто привык себя видеть монополистом, придется считаться с мнением стран, которые уже сегодня быстро развиваются. Так и должно быть, на это нацелена государственная политика России сегодня.

— Спасибо, Виктор Михайлович, за интересную беседу. Поздравляю Вас с наступающим юбилеем, удачи Вам в работе и Ваших многочисленных творческих увлечениях!

Беседовала Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *