Прокурорская проверка

Недавно старший помощник тверского межрайонного транспортного прокурора, младший советник юстиции Артем Окунев вместе со специалистом ржевского филиала «Центра гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» провел проверку соблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими свою деятельность на объектах транспортной инфраструктуры, законодательства об охране здоровья граждан. В том числе и соблюдение на объектах транспорта законодательства об ограничении табакокурения, предусмотренных Федеральным законом от 23.02.2013 г. N№ 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Прокурорская проверка проходила в учебных и медицинских учреждениях железнодорожного транспорта и выявила 11 нарушений законодательства, по которым внесено 3 представления и принесен 1 протест (для тех, кто не знает, представление вносится об устранении имеющихся недостатков, тогда как протест говорит об отмене какого-либо приказа или внесении в него изменений).

— Были проверены на предмет упомянутого законодательства лицей N№ 35, Учебно-производственный центр («Дортехшкола» по-старому) и Узловая поликлиника, — говорит Артем Окунев, — и везде были выявлены нарушения законодательства об ограничении табакокурения.

— Вы что же, ловили курильщиков в неположенных по закону местах?

— Мы никого не ловили, а проверяли документы. Прежде чем привлекать за нарушения антитабачного закона физических лиц, нужно, чтобы на предприятиях и в организациях были соблюдены все положения закона.

Так, статья 12 определяет отдельные территории, помещения и объекты, на которых в целях предотвращения воздействия табачного дыма на здоровье человека запрещается курение.

Напомню, что это территории и помещения, предназначенные для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-культурных услуг. А также на всех видах общественного транспорта (городского и пригородного сообщения) и в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских и речных портов, станций метрополитенов, в помещениях вокзалов, предназначенных для оказания услуг перевозки пассажиров.

Согласно части 2 статьи 12 на основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции.

В соответствии с частью 5 статьи 12 для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Так, Приказом министерства здравоохранения РФ от 30.05.2013 года N№ 340н «Требования к знаку о запрете курения и к порядку его размещения» установлены обязательные условия. Согласно пункту 6 знак о запрете курения размещается у каждого входа на территории, в здания и объекты, где курение табака запрещено, а также в местах общего пользования (туалетах).

Если в помещениях здания или объекта предусмотрено оказание различных видов услуг, то знак о запрете курения размещается у входа в каждое помещение (в каждую группу помещений), в котором оказывается та или иная услуга. Если все помещения здания или объекты предназначены для оказания одного вида услуг, то знак о запрете курения размещается у каждого входа в здание или на объект.

В ходе прокурорской проверки были выявлены нарушения статьи 11 и части 1 статьи 12 Закона. В учреждениях отсутствует приказ о запрете курения в помещениях учебного корпуса и на территории, прилегающей к нему. В нарушении части 2 статьи 12 Закона, место для курения не оборудовано. В нарушении части 5 статьи 12 Закона и пункта 6 Приказа Минздрава знаки о запрете курения отсутствуют.

Также хочется напомнить, что с 15 ноября 2013 года вступили в силу изменения в КоАП РФ в соответствии с Федеральным законом от 21.10.2013 года N№ 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Так, статья 6.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Несоблюдение требований к закону о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей, на юридических лиц — от 30 до 60 тысяч рублей.

Несоблюдение требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей, на юридических лиц — от 50 до 80 тысяч рублей.

Неисполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от 30 до 40 тысяч рублей, на юридических лиц — от 60 до 90 тысяч рублей.

— По «Радио России» говорили, что в Москве к выявлению фактов нарушения антитабачного законодательства будут привлекаться казаки и члены ДНД, но ведь они не имеют права составлять административные протоколы?

— Законодателем определено, сотрудники каких служб имеют право составлять административные протоколы и рассматривать их. Это сотрудники МВД, МЧС, Жилищной инспекции, Роспотребнадзора, Росжилдорнадзора, Минздрава России. Члены ДНД и казаки в этот перечень не входят.

— Спасибо за беседу.

От автора

Недавно ехал из Твери на рейсовом автобусе. И в Старице, и в Твери автовокзалы, как и в Ржеве, обнесены заборами. На территории автовокзалов курить запрещено. Но что сразу бросилось в глаза: неподалеку от входа в эти автовокзалы есть специально выделенные для курения места. Стоит на открытом воздухе урна, висит табличка — «Место для курения». И никаких эксцессов. Идут к этим местам все — и пассажиры, и охранники с работниками автовокзалов.

Одними только штрафами и запретительными мерами ситуацию с курением не исправишь. Всякое было у нас в государстве. С пьянством и алкоголизмом рьяно боролись. И что из этого вышло? Пьянство победило. Про наркоманию когда-то тоже говорили, что ее у нас нет, а она была. Пиво, вон, тоже распивать на улице запретили. И что же? Кто пил, так и будет пить. А кто курил, так в большинстве своем и курить будет. Хотя бы на открытом воздухе, в 15-ти метрах от входа, что не противоречит антитабачному закону.

Размышляя над этим, вспомнил изречение умных людей, что подобные законы власть принимает тогда, когда ей уже просто нечего делать, или для отвлечения общества от более насущных проблем.

Евгений ОЖОГИН

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *