МНОГОЛИКАЯ ГРАФИКА

В декабре прошлого года в ДШИ № 2 им. А.Г. Розума открылась очень интересная выставка графических работ воспитанников преподавателя отделения изобразительного искусства, члена Союза художников РФ, Почетного работника культуры и искусства Тверской области Светланы Азаренковой. Более семидесяти рисунков в различных техниках (линогравюра, монотипия, граттаж, тушь, перо, пастель) представлены в концертно-выставочном зале школы.

Посетители выставки — и дети, и взрослые — единодушны в том, что эти работы очень искренние, добрые, позитивные, несущие свет и радость. Разобраться в тонкостях графики и провести экскурс по выставке нам поможет сама Светлана Азаренкова.

— Светлана Юрьевна, что же такое графика?

— Графика — в переводе с греческого: «пишу, черчу, рисую», вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (многообразные виды гравюры).

На мой взгляд, акварель совсем неправильно отнесли к графике. Когда я училась в институте, мы, занимаясь акварелью, ходили на предмет «живопись». И весь первый курс рисовали акварелью. Это сложная техника, не у всех сразу получается.

На выставке представлены несколько видов графики. Например, одноцветная монотипия (один, единственный, изображение, отпечаток) на тему «Рассказы и сказки». Делается она на уроке гравюры. Сначала ребенок выполняет рисунок на бумаге карандашом. Затем валиком раскатывает тонким слоем типографскую краску (можно масляную), далее кладем лист с рисунком чистой стороной на стеклышко, обводим по контуру и выполняем штриховку. Таким образом идет переход краски со стекла на бумагу, где уже есть карандашный рисунок. Получился оттиск. Это и есть монотипия. Если нужно усилить тон, можно прижать рисунок пальчиками, поштриховать с другой стороны, и тогда краска ложится еще гуще.

Мы видим, что Пелагея Сергеева, Аня Саламатина, Юля Антонова, Гриша Иванов, Алина Малоцветова, Мария Смирнова, Арсения Левчук хорошо справились с поставленной задачей. Совы, ежики, зайчики, собачка с кошечкой — такие милые и забавные. Привлекают внимание и рисунки с сюжетом из романа Пушкина «Евгений Онегин» — монотипия Дмитрия Тришина и «Сказка о царе Салтане» Анны Ермишкиной. Чувствуется, что дети старались, вкладывали в свои творения душу.

— Это действительно так. На какую работу ни посмотри — увидишь тот самый свет: искренний, добрый, озаряющий своим теплом все вокруг.

— Еще один вид графики — линогравюра — способ гравирования на линолеуме. Во второй половине 2020 года мы делали натюрморты, портреты, праздничные открытки, работы на тему «Птицы и звери родного края». Кстати, офортный станок, на котором делается линогравюра, в Ржеве есть только в нашей школе.

Эта техника очень трудоемкая, занимает много времени. Сначала надо сделать эскиз, перевести рисунок на доску (кусок линолеума). И здесь многое зависит от качества материала. Один, более мягкий, пружинит, тогда четких линий мы не получим, вырезанные линии будут толстыми. Есть профессиональный линолеум, но он очень дорогой. Поэтому мы берем любой и работаем с тем, что есть.

— Я думала, что линогравюра бывает только в черно-белом изображении. Но здесь чудесные работы в цвете.

— Можно делать цветные линогравюры в несколько досок. Это длительный процесс. Сначала надо накрасить лист и к нему припечатать любой краской — красной, желтой. Получится цветное изображение. На выставке немало интересных работ. Отмечу линогравюру «Натюрморт с осенним букетом» Ани Ермишкиной и Дмитрия Тришина («Сычик»), а также работы Маши Смирновой («Зимний пейзаж»), Ксении Винокуровой («Птичка на камне»), Софьи Прошкиной («Синички»), Димы Черникова («Летящий гусь»), Гриши Иванова («Черепашки»), Ксении Цветковой («Осенний котик»), Кати Трофимовой («Мои снеговики»).

Стоит назвать ребят, выполнивших портреты в технике «линогравюра». Это Маша Смирнова («Портрет Пушкина»), Алина Малоцветова («Портрет-удивление»), Юля Антонова («Автопортрет»).

Хочется сказать, что из любого рисунка, которые мы здесь видим, в дальнейшем можно сделать линогравюру. Любую черно-белую работу можно перевести на линолеум, то есть выполнить в материале.

— Обратим внимание на работы в технике «граттаж».

— Граттаж (от французского gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых
тушью. Другое название техники — воскография. Произведения, выполненные в технике граттаж, отличаются контрастом белых линий рисунка и черного фона и похожи на ксилографию или линогравюру.

— Как выполняется эта работа?

— При помощи свечки грунтуем бумагу (натираем). Затем красим по свечке. Берем тушь, гуашь, воду, мыло или любое моющее средство. Окунаем кисть в воду, затем в моющее средство, тушь и гуашь и красим лист. Есть еще один способ грунтовки. Взять яичный желток, размешать до однородной массы и красить желтком лист. Тогда линия на рисунке будет четкая, тонкая, красивая. Так делают ребята в художественных колледжах.

— И у Ваших воспитанников получились замечательные работы.

— Да, ребята старались. Назову Ксению Цветкову («Пейзаж с овечками»), Катю Трофимову («Царевна-лебедь»), Гришу Иванова («Уточки»).

В других графических техниках также немало хороших работ. Юлия Сергеева сделала зарисовки углем, черной и белой пастелью по тонированной бумаге. Алина Кудрявцева рисовала натюрморт тушью и пером.

— Вы довольны работами своих воспитанников?

— Да. Мне очень нравятся все работы: и совсем маленьких художников, и уже опытных, взрослых. Каждая по-своему уникальна, хороша.

Добавлю, что свое творчество показали учащиеся разных классов из трех групп: одна, занимающаяся по специальной программе ФГТ, и две обычные группы, работающие по общеразвивающим программам.

— Но глядя на работы, сложно понять, кто из какой группы.

— Хотя все рисунки абсолютно разные, и по уровню мастерства, и по мировосприятию, но, на мой взгляд, их объединяет одно: серьезное отношение к делу, которое все юные художники, без сомнения, очень любят.

— Действительно, рисунки живые, в любом можно отметить какую-то изюминку. Спасибо, Светлана Юрьевна, за интересный рассказ. Здоровья и творческих успехов Вам и Вашим ученикам!

Остается добавить, что выставка работает до середины января. Спешите посмотреть!

Беседовала Елена Сооляттэ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *