ДА, БУДЕТ СВЕТ!

Чем короче световой день, тем острее вопрос с уличным освещением. От того, насколько освещен город, напрямую зависит не только комфорт, но и безопасность людей на его улицах — и взрослых, и детей, и водителей, и пешеходов. А они часто недобрым словом поминают тех, кто, по их мнению, должен отвечать за организацию уличного освещения. То есть городскую администрацию.

Да, мы все хотим, чтобы, если не ночью, то хотя бы вечером и ранним утром на улицах Ржева было светло, как днем. Однако на деле даже на центральных улицах фонари если и светят, то в большинстве своем тускло, не добивая лучами ни до тротуаров, ни тем более до дорожного полотна, где куда ярче выделяются, ослепляя друг друга, фары встречных автомобилей. На периферии и того хуже: темными остаются большие участки, а в частном секторе и в отдалении от центра — целые улицы. А ведь по ним точно так же едут машины и идут в школу дети. Что же мешает городским властям одним махом заменить наконец скудные лампы на современные яркие, поставить столбы и протянуть провода на темных участках и вкрутить лампочки, хотя бы по паре на квартал, там, где столбы есть? Ничего, скажете вы. Давайте разбираться.

ВЗЯТЬ НУЖНОЕ И НЕНУЖНОЕ

Во-первых, далеко не все сети (опоры, фонари и линии электропередачи) — муниципальные. Есть и бесхозные сети, которые когда-то принадлежали тому или иному предприятию, а потом оказались ему не нужны. Например, такие, как в районе мебельного комбината. Или ведомственные — те, которые до сих пор кому-то принадлежат (тому же ОАО «РЖД»). Но если принадлежат — это еще не значит, что данная организация бегом спешит менять лампочки и ремонтировать столбы и линии. И потому поселок Путеец, район Московского шоссе — ул. Октябрьская в районе «Локомотива» остаются темными, их жители спотыкаются и ругают власти, а те юридически не могут потратить на них ни копейки, пока не признают своими. И взять на баланс — только на словах просто. Во втором случае нужно долго переписываться и договариваться с хозяевами о деталях и условиях передачи, в первом — сначала признать бесхозяйными, а уж потом, не меньше чем через год, принять на баланс муниципалитета…

И обывательское «что сложного фонарь вкрутить» тут, увы, не прокатит.

С сетями, принадлежность которых вроде бы понятна, тоже не все гладко. Актуального паспорта, в котором точно (как это по логике должно быть) указаны местоположение и протяженность линий, количество столбов и ламп и прочие характеристики, сейчас нет. Тот, что есть, нуждается в доработке. И поэтому город сейчас занимается составлением такого паспорта, как основы для  проекта по модернизации электросетевого хозяйства и установке приборов учета.

Да, кстати, об учете. Его тоже, вы не поверите, нет. Энергосбытовой компании гораздо удобнее производить начисления по нормативам, базируясь на собственных подсчетах, и, регулярно исходя из них, выставлять администрации суммы к оплате. Уличное освещение обходится бюджету в миллион рублей в месяц. При этом ранее обслуживающая компания, которую выбирали по конкурсу, максимум меняла сгоревшие лампы на новые — такие же энергоемкие и тусклые. Кстати, известно, что эти желтые лампы не просто плохо освещают улицы, они еще и искажают восприятие расстояний, поэтому на освещенных ими участках возрастает аварийность…

КОНТРАКТ — ВЫХОД. НО КУДА?

И от прежней, и от нынешней городской администрации мы не раз слышали о намерении заключить энергосервисные контракты по уличному освещению. Это когда администрация в рамках контракта берет на себя обязанность несколько лет платить компании, с которой заключен такой договор, фиксированную сумму за обслуживание электрохозяйства (например, тот же миллион в месяц). Компания, в свою очередь, минимизирует свои затраты, устанавливая за свой счет более современное и менее энергоемкое оборудование и приборы учета, а получившаяся экономия не только окупает затраты, но и приносит ей прибыль… Схема понятная и вроде бы перспективная.

— Однако, во-первых, таким образом всей проблематики такого, как Ржев, города не решить — только небольшую часть. Во-вторых, общаясь с руководителями городов и районов, уже заключивших такие контракты, мы получаем очень противоречивые данные. Где-то схема работает четко, и люди довольны. А где-то столкнулись с тем, что установленное оборудование быстро устаревает, требует дорогостоящего содержания и не отвечает предъявляемым требованиям, и вместо светлых улиц администрации имеют судебные тяжбы с подрядчиками в надежде заставить тех выполнять то, чего от них ждали, — поясняет глава города Роман Крылов. — Поэтому, на протяжении года общаясь с представителями различных компаний и рассматривая предложения энергосервисных контрактов, мы до сих пор не решились его заключить… Хотелось бы, безусловно, чтобы компания была государственной, и сегодня есть некоторые подвижки к заключению подобного контракта.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ…

В ходе разговора на тему уличного освещения становится яснее и обширная проблематика, и то, что план действий по ее минимизации есть. Задачи, которые стоят перед городскими властями в отношении уличного освещения, им ясны. Провести ревизию всего оборудования и сетей, составив паспорт уличного освещения Ржева — для этого нужен аудит. Организовать точный учет направляемой на уличное освещение энергии, поставив не менее сорока счетчиков (и проложив для этого дополнительные линии, что является обязательным). Увеличить зоны покрытия уличного освещения, в первую очередь сосредоточив внимание на социальных учреждениях, школах, детсадах и подходах к ним. И здесь тоже исправить ситуацию, просто вкрутив лампочку на столб, не получится. Нужен проект, без которого энергосетевая компания не сделает ни шагу, нужны затраты на оборудование и подключение. Далее — обязательно навести порядок в существующем хозяйстве, заменить покосившиеся столбы и освободить фонари и опоры от непонятно чьих проводов, которые в разное время были на них навешены по всему городу. Причем сегодня ввинчивать лампочки, завтра менять опоры, а послезавтра разбираться, какому интернет-провайдеру или кому-то еще принадлежат провода, не получится. Нужно брать улицу или квартал и делать на нем все сразу. А потом переходить на следующий участок.

И это мы еще не коснулись проблемы несанкционированных подключений, без-учетного потребления электроэнергии и территорий, на которых обеспечивать работу фонарей должны вовсе не городские власти. Речь идет о дворовых территориях.

Фонари возле МКД повсеместно по-старинке подключены к общегородским сетям и оплачиваются муниципалитетом по тому же нормативу, исходя из подсчитанного «МРСК» количества светильников определенной мощности. Тогда как правильнее и законнее возложить обязанность по оплате и содержанию уличного освещения во дворе на тех, кто управляет домом, будь то жильцы или нанятая ими УК. Управляющие компании, к слову, признавать эти обязательства ой как не хотят, упирая на неотмежеванные территории и на позицию жителей «вон, соседнему дому город подключал, значит, и нам должен». Не должен. Здесь это полномочия собственников, а не властей муниципалитета.

Еще сложнее ситуация в частном секторе, потому что если даже когда-то на столбах висели фонари, то теперь потребуется проект, чтобы протянуть новые линии и установить светильники. Это дорого и долго.

…И ПЕРЕЧЕНЬ СДЕЛАННОГО

Однако сказать, что проблемы не решаются, сегодня точно нельзя. В администрации, поясняет глава города, формируется реестр обращений жителей, по которым дополняют карту уличного освещения города и составляют планы и графики работ по его подключению. Поэтому написать и принести в отдел ЖКХ заявление (касается ли это частного сектора или МКД) обязательно нужно! Часть таких обращений уже в работе, часть уже выполнены. В первую очередь, конечно, это касается социально значимых мест и центральных улиц. Например, теперь есть свет на спуске с улицы Кузнечная возле гимназии № 10, установлены четыре опоры и фонари возле перехода через Холынку, хотя для этого пришлось специально тянуть линию.

Именно по просьбам жителей были выполнены масштабные, без преувеличения, работы по монтажу опор и установке и подключению современных светильников вдоль улицы Краностроителей, где была отремонтирована дорога и появился новый тротуар. Работ по освещению в плане ремонта не было, их выполнили отдельно и за счет внебюджетных источников.

Разве что слепой не увидит, что многие улицы стали светлее и комфортнее. В первую очередь речь идет о тех, где недавно прошли ремонты. Это Красноармейская набережная, которую не просто осветили, а украсили новыми фонарями, убрав под землю все провода. Это спуски от банковской горы и от пушки к старому мосту, которые теперь стали еще одним украшением городского ландшафта. Это Аллея героев и участок от пушки до обелиска, где теперь стоят такие же, как на старом мосту, интересные опоры. Это участок на площади Мира, где уже поставили два фонаря, и на будущий год запланированы еще два. Это улица Партизанская, где, помимо ремонта дорожного полотна, привели в порядок озеленение, проложили линию электропередачи и подключили 15 фонарей — а ведь в декабре прошлого года от жителей именно этой улицы чаще всего звучали жалобы на темноту.

Долгое время оставался проблемным в плане освещения Торопецкий тракт: энергосетевая компания, демонтировав фонари, «забыла» повесить их обратно. И наводить порядок не спешила. Городским властям пришлось установить новые (уже свои) столбы, проложить новую линию и подключать новые же светильники. Из 18 штук 11 уже подключены, и участок от школы № 3 до переезда будет светлым.

Участок по Красноармейской набережной, от моста — еще сложнее. Там нет ни ЛЭП, ни опор. Нужно делать проект, вкладывать средства и монтировать все с нуля.

В ближайшее время решится давний вопрос с подключением освещения по ул. Пионерская. Перед школой и на перекрестке с ул. 8 Марта фонари зажглись благодаря депутату ЗС Виктору Константинову и депутату Гордумы Владимиру Привалову. В ближайшее время улица будет освещена полностью, вплоть до пересечения с Садовой.

А ведь помимо монтажа нового, приходится содержать и ремонтировать имеющееся. Например, недавно целый район остался без освещения только потому, что вышло из строя реле из-за подтопления подстанции «МРСК». Столбы и провода страдают от лихачества водителей, и это только со стороны кажется, что восстановить столб, линию и фонарь быстро, просто и дешево — на деле это не так.

Комплексная работа по наведению порядка в уличном освещении Ржева будет продолжаться, говорит глава города Роман Крылов. Хотелось бы быстро реагировать на каждое обращение жителей, но только в небольшой части таких вопросов получается помочь быстро. Чаще это долго и дорого, но решение все равно будет.

Если вы все еще считаете, что развесить фонари — это плевое дело, что в городе темно, а власти бездействуют — это ваше право. Мы же попытались дать информацию о том, что сделано в Ржеве, что делается, что предстоит и в чем сложности. Кому-то из читателей она обязательно будет полезна и интересна.

Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *