НАПЕВЫ ДРЕВНОСТИ ГЛУБОКОЙ

В преддверии Рождества Христова, 4 января, в городском Выставочном зале звучали песнопения знаменного, путевого, демественного и большого распева, а также духовные стихи в исполнении хора Ржевской Покровской старообрядческой общины, которые гармонично перекликались с уникальной фотовыставкой о жизни наших современников — хранителей культуры древнего православия.

Хор при Покровском храме был образован в канун Рождества 20 лет назад. Конечно же, с тех пор его состав изменился. Сегодня мы видим в нем молодых людей — прихожан старообрядческого храма, а также приехавших в Ржев на зимний молодежный слет гостей, любителей песнопений из разных городов страны: Москвы, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону и Сибири.

Ежегодно хор Покровского храма выступает в Москве, в Международном Доме музыки, вместе с другими певческими старообрядческими коллективами России.

О хоре и древнем церковном пении рассказали протоиерей Евгений Чунин, настоятель старообрядческого храма Покрова, и Василий Гладышев, головщик хора.

Знаменный распев — древний вид церковного пения (XI век), уходящий корнями в византийское пение. В нем переплелись греческая мелодия с национальными славянскими мотивами, образуя неповторимую фактуру. В древних монастырях монахи-аскеты создавали возвышенные песнопения, которые и сегодня поражают своей красотой.

После церковной реформы XVII века знаменное пение сохранили старообрядцы. Благодаря этому современный человек может услышать живую традицию подлинного русского церковного пения.

Название распева происходит от слова «знамя». Знамена (или иначе — крюки) — это специальные певческие знаки, которые передают мелодию песнопения. Первые мелодии этого распева были достаточно просты для исполнения, но при этом молитвенны и красивы. В качестве демонстрации хор исполнил стихиру Рождеству Христову «Ангельския предъидите силы».

В XV веке на Руси возникает путевой распев. Путевые песнопения отличаются большей протяженностью, чем знаменные, характер песнопений строгий, но при этом торжественный. Хор исполнил песнопение «Достойно есть». А чтобы слушатели почувствовали разницу, «Величание Рождеству Христову» хор пропел двумя этими распевами.

В XV веке также появляется демественный распев, который отличается еще большей торжественностью, чем путевой. Часто демественные песнопения использовали при царском и архиерейском богослужении. Хор исполнил «Свят Господь Бог наш».

Выступали и самые маленькие участники хора — малыши Воскресной школы, которые достойно продолжают дело своих старших братьев и сестер. Дети пели «Величание Рождеству».

Уверена, напевы древности глубокой, чистые голоса исполнителей, одухотворенные лица никого не оставили равнодушными.

Удивительно, но оказывается, можно повернуть время вспять и услышать вживую, а не из фильмов или записей, голос святой Руси. Так пели наши прародители и славя Христа в Рождество, и в поле за сохой, и дома за рукоделием. Так поют сегодня и наши современники, для которых сохранение певческих традиций православия не пустой звук, а дело жизни.

Церковное пение — это одно из важнейших духовных сокровищ Древней Руси, сохраненное до наших дней. Эта, казалось бы, забытая хоровая музыка — живая молитва, воплощенная в звуках. Наряду с древнерусской иконописью, словесным книжным наследием, храмовой архитектурой — это наша история, это целый мир, который, к счастью, живет.

Слушая песнопения и духовные стихи, ощущаешь внутреннюю радость и торжество от того, что соприкасаешься с великой культурой, которая исчисляется веками, десятками веков.

Величественные, протяжные тоны песнопения, как стоны кающейся души. «То тянутся плачевно, тоскливо, как ветер пустынный, то постепенно исчезают, как эхо среди скал и ущелий, то гремят внезапно…». Так красиво о древнем знаменном распеве еще в середине XIX века сказал епископ Игнатий.

Подобные слова восхищения звучали и из уст ржевитян, ведь для многих посетителей Выставочного зала церковное песнопение стало открытием.

Елена Сооляттэ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *