РЖЕВСКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ЗОДЧЕСТВО

Город Ржев — важный региональный центр тверской земли — имеет уникальный опыт становления духовной жизни. Многое, к сожалению, сегодня уже утрачено. Но есть еще память, запечатленная в архивных документах и многочисленных литературных источниках; память, которая воскрешает события прошлого. Есть уникальная история старейшего русского поселения на Волговерховье, которую надо помнить и знать, чтобы достойно выжить в любые времена.

И сегодня мы прикоснемся к былому архитектурному облику нашего города, некогда имевшего особый статус неповторимого городского поселения в самобытном ландшафте Верхней Волги.

Известный в своё время художник, музыкант, литератор, просветитель и путешественник Илья Фёдорович Тюменев (1855 — 1927), в 1892 году посетивший Ржев, сделал тогда такие заметки: «Правый берег Волги, напоминавший Замоскворечье в миниатюре, широко раскидывался по отлогому склону к реке со своими церквами, гостиным двором и базарной площадью, пестрея разноцветными стенами и кровлями своих домиков, линии которых местами перебивались зеленью садовых деревьев; вдали на горизонте синели леса. Но главную красоту картины составляла Волга…»

С начала 1890-х годов Илья Фёдорович Тюменев в содружестве с художниками А. Рябушкиным, В. Павловым, В. Беляевым поставили себе цель системно исследовать и проиллюстрировать исконные русские земли с точки зрения их самобытности и художественной образности. Они выезжали в путешествия-экспедиции, чтобы сделать зарисовки бытовых картинок и отобразить памятники древнерусского зодчества. А в целом, чтобы «открыть и запечатлеть почти фотографически для себя и потомков Россию, Русь, потерянную нами, которую мы ищем и не можем обрести…»

Именно тогда Илья Федорович лично опубликовал несколько статей, которые проиллюстрированы были его друзьями-художниками: «По пути из варяг в греки», «На Среднем Плесе», «От Тихвина до Весъегонска», «От Ржева до Углича» и другие. Собранные И. Тюменевым рисунки, фотографии, изделия народных промыслов, путевые очерки о местных преданиях, быте и одежде различных сословий составили уникальную коллекцию, служащую и современным поколениям неисчерпаемым источником информации по географии, архитектурным памятникам России того времени от Петербурга до Москвы. Материал о Ржеве составил довольно весомую часть в литературной и художественной деятельности Тюменева. С удивительным обаянием и любовью путешественник описывает храмы нашего города, приводит документальные факты, фамилии, события, которые характеризуют, обогащают и детализируют историю Ржева. Один из этих храмов — Оковецкий.

В любой культуре храмы считались апогеем строи-тельного искусства, и даже лучшие образцы светских сооружений — роскошные дворцы, парадные апартаменты или большие залы — выделялись лишь своими параметрами, но не величием духовной красоты и смысловой наполненностью. В храмовом же зодчестве воплощены высокие устремления человеческого духа. Многие храмы, благодаря своей красоте, изяществу и монументальности и сегодня являются не только главными достопримечательностями городов, но и могут претендовать на то, чтобы быть их историческим символом. Например, древнейшая Старица — это, прежде всего, комплекс Успенского монастыря, а Осташков — близлежащая Нило-Столобенской пустыни территория.

В архитектуре храма передается не обычное стремление организовать жилое удобное пространство (что видим в гражданской архитектуре), а попытка выразить человеком путь к Богу посредством монументального зодчества. Храмовое строительство всегда насыщено символизмом как выражением веры.

Русские храмы строились и сегодня возводятся в разных стилях: от деревянного зодчества до величественного ампира и строгого классицизма. Но неизменной чертой является символическое его соответствие православной вере, что отражается в форме церковных сооружений (в основании фундамента они имеют либо крест, символ спасения, либо круг — символ вечности, либо напоминают корабль, древний знак — символ церкви, спасающий своих чад в бушующем море мирских страстей).

Храмовое зодчество — особая область архитектуры, где вложена незримая душа мастеров. Это личная трепетная созидательная работа, проходящая сквозь сердце строителей и художников, через их помыслы, настрои и огромную духовную работу.

Остановимся на нескольких зданиях и расскажем читателям о храмостроителях.

Современный комплекс Оковецкой церкви (время строительства — 1818-1832 годы), с колокольней (1830-1842), часовней и сторожкой (1864-1868) является одним из лучших памятников архитектуры позднего классицизма не только в Ржеве, но и в Тверской области. Сооружения на современной улице Марата и сегодня имеют важное градообразующее значение, определяя силуэт правобережной части Ржева, привлекая внимание своим ярким колоритом.

Первые строительные работы по возведению храма были начаты в 1818 году. Но уже в 1821 храм был возведен и отстроен вчерне, без отделки. Именно эта дата стала точкой летоисчисления Оковецкого храма. К сожалению, в проработанных архивных источниках не обнаружилось подлинного имени автора проекта этого уникального сооружения. Но известно, что отдельные документы по строительству были подписаны тверским губернским архитектором Н.Н. Леграндом.

Сравнивая разные архитектурные творения Н.Н. Легранда, сегодня можно предположить его авторство: стиль, работа со строительным материалом, отделка и декор зданий уверенно подтверждают это.

Николай Николаевич Легранд (1782-1828), сын французского архитектора Николя Леграна (1741-1791), обучался у своего отца и во многом преемственно повторил его творческую биографию и характер деятельности. Архитектор Николя Легран плодотворно работал в Москве в 1770-1780-е годы, главный архитектор генерального плана Москвы (1774-1775 гг.).

С 1809 г. Н. Легранд-младший жил в Твери (предположительно до конца 20-х гг. XIX века). Он создал проект развития Твери, был занят строительством и восстановлением города после событий 1812 года. Сведения по биографии архитектора содержатся в диссертации профессора Юлии Клименко «Творчество архитектора Н. Леграна, 1738/41 — 1791 гг.».

Легран-младший (или Легранд, как он подписывался на чертежах), работавший с 1804 года архитекторским помощником в экспедиции кремлевского строения, занимал должность в Твери почти 12 лет: с марта 1812-го по январь 1824 года. Но работал он здесь ранее еще при перестройке Путевого дворца с 1810 года, а в марте следующего (1811) поступил архитектором в штат великой княгини Екатерины Павловны (1788-1819 гг.) и её супруга принца Георга Гольштейн-Ольденбургского (1784-1812 гг.), тогда тверского губернатора.

За время своей деятельности в Тверской губернии архитектор Н.Н. Легранд осуществил немало проектов, а также некоторых проектов знаменитого Карло Росси (1775-1849), работавшего в Твери в 1809-1812 годах. В частности, проект К. Росси для театра был использован Леграндом при перестройке в 1817-1819 годах больницы, от старого корпуса которой были сохранены лишь основные стены, а вместо полуротонды сделан портик и изменен наружный декор в духе ампира.

В том же стиле выдержано и большинство других известных на сегодня построек Легранда. Лучшими из них считаются Знаменская церковь (1823-1858 гг.) в селе Капшино Калязинского района (от неё осталась только колокольня) и Спасо-Преображенская церковь (1823-1833 гг.) в селе Замытье Рамешковского района. Из сохранившихся построек следует назвать также Никольскую церковь (1813-1818 гг.) села Тубосс Вышневолоцкого района, Троицкую церковь (1816-1825 гг.) погоста Иоанна Милостивого (Княжиха) Бежецкого района.

Немалую роль в возведении и полном завершении строительства Ржевского Оковецкого храма сыграл губернский архитектор И.Ф. Львов (1797 — после 1864). Архитектор Иван Фёдорович Львов в 1824-1864 годах являлся тверским губернским архитектором, членом губернской строительной и дорожной комиссии. По его проектам построено свыше ста общественных и жилых зданий. И.Ф. Львов руководил деятельностью многих архитекторов, работавших в Твери и губернии. Выдержанные в традициях позднего классицизма постройки Львова во многом определили архитектурный облик Твери и городов Тверской губернии. Среди наиболее значимых его сооружений — церковные и гражданские строения. Это собор Вознесения Господня (Тверь); храм во имя Сошествия Святого Духа в Кушалино (1839-1847, Рамешковский район Тверской области); храм во имя Пресвятой Троицы (Вышний Волочек, 1839 г.); корпуса архиерейских, братских и настоятельских келий и гранитная набережная в Нило-Столобенской пустыни; храм  Иоанна Предтечи Воскресенского Новоторжского монастыря (Торжок); многочисленные храмы в Бежецке, Кашине, Красном Холме, Старице. Это его гражданские строения: Дом Дворянского собрания (Тверь, 1842 г., ныне Дом офицеров); Гостиный двор (Вышний Волочек); многочисленные общественные и жилые здания.

Именно архитектор Иван Фёдорович Львов являлся управляющим в постройке трехъярусной колокольни Ржевского Оковецкого храма. Ее вид и сегодня очень впечатляющ: первый этаж прорезан мощными сквозными арками, второй решён в виде открытой галереи, третий обработан полуколоннами.

Возводилась колокольня более десяти лет. Нужда испытывалась в материальных средствах, строительных материалах, специалистах. Значительные денежные накопления на ее постройку смог собрать протоиерей Матфей Константиновский (1791-1857 гг., Ржев), который неоднократно ездил к меценатам за помощью в С.-Петербург и Москву. Колокольня Оковецкой церкви окончательно была достроена в конце 1841 года.

За восемь веков история Ржева прославлена не только беспримерными воинскими подвигами. Да, это бесстрашие, стойкость и мужество, самопожертвование и героизм жителей. Но это и большой жизненный гражданский путь города, его подвижнический труд во имя православия, его великие духовные поступки и свершения.

Ольга Кузьмина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *