КАК НАС ОБМАНЫВАЮТ МОШЕННИКИ

Многие слышали о финансовых мошенниках, которые могут без нашего участия снять деньги с наших счетов. Нам известны истории про то, как «неизвестные выманили 100 тысяч рублей у одинокой бабушки». И каждый думает: уж я-то точно на удочку мошенников не попадусь! Однако среди обманутых есть не только одинокие бабушки, но и молодые люди, информированные и «продвинутые». Я хоть и не совсем «продвинутая», но и мне «посчастливилось». Спешу поделиться с читателями своим опытом, который, надеюсь, поможет им защититься от мошенников.

У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН…

— Кто говорит?

— Это сотрудник центрального офиса Сбербанка…

И далее отрешенный, с оттенком легкой усталости от нас, бестолковых клиентов, голос начинает задавать наводящие вопросы: не переводила ли я достаточно крупную сумму гр-ну Иванову (Петрову, Сидорову), не брала ли кредит, поскольку в отношении моего счета замечена подозрительная активность. После каждого наводящего вопроса и моего ответа сотрудник банка повторяет: «Фиксирую». В конце концов, апеллируя множеством банковских терминов (это, кстати, у несведущего в банковском деле человека вызывает доверие), молодой человек заявляет, что во избежание финансовых неприятностей мне необходимо пообщаться с сотрудником службы безопасности банка. После чего переключает на него.

Этот сотрудник, представившийся Беловым Евгением Александровичем (почему-то с сильным акцентом жителя южных регионов), еще более убедителен. Он рассказал о том, что некто подал заявку на кредит от моего имени, и заявка уже одобрена, а средства кредита будут переведены на карту другого банка. И если это мошенничество, то произойти оно могло только по вине сотрудников Сбербанка. Поэтому в ситуации необходимо разбираться. О происшествии уже сообщено правоохранительным органам, и они со мною свяжутся. А для достоверности мой счет  застрахуют от подобных неприятных случаев. И прямо сейчас на мой телефон придет СМС с номера 900 с кодом подтверждения. Это станет гарантией того, что со мной общается не какой-то проходимец, а именно сотрудник службы безопасности банка.

Сообщение сразу же поступило — с номера 900, с которого поступают все сообщения от Сбербанка об операциях на моем счете. Уровень доверия возрос.

Пока я просматривала сообщение, снова звонок. Мужчина представился сотрудником управления экономической безопасности и противодействия коррупции Управления МВД России по Тверской области Александром Юрьевичем Дашкевичем. Он попросил зайти на сайт УМВД и сверить номер телефона, с которого он звонит, с указанным на сайте Управления: 8(4822) 32-90-35. Да, все совпадало. Дашкевич подтвердил, что из банка обратились с заявлением о мошеннических действиях в отношении моего счета, и что возбуждают уголовное дело, но всю информацию до поры надо держать в строгой секретности.

Затем без передышки (это самое важное!) со мной снова связался Белов из банка. Общение с сотрудниками банка и правоохранительных органов происходило практически непрерывно, все это время звонившие буквально не давали опомниться, нагоняя панику и требуя немедленных действий, при этом постоянно убеждая в том, что персональную ответственность за пропажу моих средств со счета несет сотрудник банка, поэтому он заинтересован исправить ситуацию. И теперь, когда его личность была подтверждена аж из Управления МВД, сотрудник службы безопасности банка Белов очень настойчиво рекомендовал мне произвести ряд действий по моей карте, чтобы не дать мошенникам получить деньги с моего счета. И самое главное — никому, даже своим домашним, не рассказывать обо всем этом! Тайна следствия, так сказать.

Суть такова: я подаю заявку на кредит через мобильный банк, иду в ближайший банкомат, снимаю деньги, перевожу на другой счет, затем банк переводит мне деньги обратно.

И тут у меня начали закрадываться сомнения. Очень уж торопил Белов с принятием решений. Сославшись на срочный звонок по другой линии, я попросила тайм-аут минут на 20, пообещав связаться позже с настойчивым сотрудником службы безопасности.

Безусловно, я перезвонила, но на номер 900 Сбербанка. Естественно, ни о каких звонках службы безопасности в банке ничего не слышали! Милая девушка мне рассказала, что из банка со мной свяжутся по телефону только в том случае, если со счетом уже возникнут проблемы, но звонить они будут именно с номера 900. А сотрудники службы безопасности вообще никогда не звонят клиентам банка напрямую! И на всякий случай девушка посоветовала заблокировать мою карту (я назвала им только номер карты), кто знает, как далеко зашли мошенники?

Затем я перезвонила в Управление МВД по номеру, с которого звонил мне сотрудник правоохранительного ведомства. Это, кстати, на самом деле номер телефона канцелярии Управления экономической безопасности и противодействия коррупции. Но о сотруднике с такой фамилией там никто не слышал. Мало того, женщина, которая ответила на звонок, рассказала, что мой случай уже не первый, жертвы мошенников уже неоднократно звонили в Управление, чтобы прояснить ситуацию.

В общем-то, итог истории для меня таков: час нервотрепки по телефону и заблокированная банковская карта. Последнее поправимо — переоформление карты, слава богу, бесплатно. Так что, можно сказать, я отделалась легким испугом. Но стрессануло от всего пережитого здорово.

Между прочим, как только карта была заблокирована и доступ в мобильный банк ограничен, звонки тут же прекратились, мошенники потеряли ко мне интерес. Видимо, до моего непоправимого финансового краха оставалось совсем немного. Так что беспечность могла стоить автору этих строк всех сбережений на карте, не за-блокируй я ее вовремя.

После всего случившегося возникли вопросы и к банку, и к правоохранительным органам. Во-первых, почему с номера 900 пришло сообщение не от банка, а от мошенников? Во-вторых, почему злоумышленник звонил с официального номера Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД по Тверской области? Как такое возможно? Хотя, я сама себе тут же и ответила на вопрос: в нашем государстве возможно и не такое.

ПРЕДУПРЕЖДЁН — ЗНАЧИТ ВООРУЖЁН

Мошенники, как правило, образованные, грамотные люди, хорошо знают методы влияния на человека. В ход идут разные психологические приемы и техники, часто нейролингвистическое программирование. Работают они по четко прописанному сценарию, пользуются определенными словами с определенной интонацией, говорят уверенно, со знанием дела. В моем случае сценарий действий жуликов был просто блестящий. Учтено было все, даже то, что, как правило, с нами, простыми смертными, сотрудники всевозможных служб и организаций разговаривают именно таким тоном — безучастным и уставшим. А проявленное к нашей проблеме внимание дает безграничный аванс доверия.

Мошенники стараются воздействовать на эмоции: выдают сразу и много «цепляющей» информации. И тут же стараются занять ваше внимание, пугая все больше и больше возможными последствиями.

Например, говорят, что вот именно в эти минуты мошенники снимают деньги с вашего счета или проводят подозрительные операции. В условиях паники и давления человек не успевает подумать, включить логику и критическое мышление.

Самое основное правило безопасности: никогда никому (даже сотруднику банка) не сообщать пин-код, пароль, пришедший на телефон, не разглашать свои личные данные и данные своей карты по телефону незнакомым людям. В случае, если вам позвонили «из службы безопасности», даже если номер телефона звонящего полностью совпадает с номером вашего банка, прекратите разговор и сами позвоните по номеру, указанному на вашей карте, для проверки информации.

Мошенники настаивают на немедленном принятии решения, быстрых действиях, дают пошаговую инструкцию, и после преодоления первых сомнений и совершения первых шагов человек дальше действует по инерции.

Специалисты советуют: всегда берите паузу перед тем как принять какое-то решение, совершить важное действие! Даже если эта пауза будет длиться всего минуту, есть возможность сориентироваться, что вообще происходит. В моем случае это оказалось спасением. Даже если бы жулики на самом деле оформляли от моего имени кредит и служба безопасности банка на самом деле связалась бы со мной, десять минут погоды не сделают, но способность здраво мыслить за десятиминутную паузу вполне возвращается.

Почему мошенники чаще всего выбирают в качестве жертв клиентов Сбербанка? Вероятно, потому, что таких большинство. На сайте Сбербанка размещена информация, как именно действуют телефонные жулики и на что в первую очередь необходимо обратить внимание, если вам позвонили с незнакомого номера. Узнайте о распространённых приёмах злоумышленников и не дайте им себя обмануть.

Впрочем, нет таких слов и такого способа, после которых человек будет на всю жизнь застрахован от мошенников. Они очень изобретательны, знают все современные технологии лучше многих «продвинутых» людей. Поэтому в завершение — совет человека, испытавшего на себе телефонную атаку злоумышленников: будьте бдительны всегда! И запомните золотое правило: в нашей стране в отношении финансов простых граждан никогда и никто не будет предотвращать готовящееся преступление. Официальные органы предпринимают действия только по факту уже совершенного, и то — лишь по вашему заявлению.

Светлана КУДРЯВЦЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *