ПЕТЕРБУРГ В ГОСТЯХ У РЖЕВИТЯН

16 января в Выставочном зале Ржева состоялась презентация выставки «Передвижники. XXI век», организатор которой — Санкт-Петербургское художественное объединение «Товарищество передвижных художественных выставок. XXI век». Это объединение создано в северной столице 15 лет назад с целью возродить лучшие традиции русского искусства, известные по произведениям Крамского, Перова, Шишкина, Мясоедова, Репина и других художников XIX века. Выставка позволяет насладиться уютными уголками русской природы, интерьерными пейзажами, портретами, натюрмортами, бытовыми сценами, а также скульптурой.

Передвижная выставка побывала в 85 городах России и за рубежом: в Беларуси, Украине, Чехии, Польше. А теперь о художниках-передвижниках, наших современниках, узнали и ржевитяне.

В экспозиции представлено более 50 живописных, графических и скульптурных работ художников из России, Украины и Беларуси. По словам председателя «Товарищества» Валерия Выборжанина, все произведения так или иначе «работают» с душой зрителя, вызывая у него определенные мысли и воспоминания.

Валерий Выборжанин — искусствовед, кандидат технических наук, летчик-испытатель, человек с широчайшим диапазоном знаний. Пишет стихи и прозу. Валерий Николаевич рассказал о «Товариществе», прочел свои стихи и рассказы, провел экскурсию по выставке, ответил на вопросы.

С творческим подарком приехала к нам Ольга Голубцова, певица, композитор, преподаватель вокала Петербургской школы «Резонанс», чье выступление, уверена, запомнилось всем посетителям Выставочного зала. Это был великолепный концерт, во время которого зрители отправились в путешествие по Санкт-Петербургу. Как сказала Елена Ямщикова, заместитель главы города по социальным вопросам, «Ольга Георгиевна сумела заглянуть в наши души… Душа пела, грустила, плакала, страдала вместе с певицей, которая дарила нам свое творчество».

Надо отметить, Ольга Голубцова — человек очень занятой. Помимо преподавательской деятельности (ученики не только в С.-Петербурге, но и за рубежом), сейчас работает над новым авторским проектом — аудиоверсией спектакля-мюзикла «Маленький принц». И как точно подметил Валерий Выборжанин, только благодаря дипломатическому искусству директора Выставочного зала Ирины Аввакумовой, сумевшей убедить певицу приехать в Ржев, этот концерт, гармонично вплетенный в канву выставки, состоялся. Чему все были несказанно рады.

С ответным словом от имени ржевитян выступил Игорь Либензон со своим новым стихотворением про поручика Ржевского. Ирина Аввакумова поблагодарила организаторов выставки за плодотворное сотрудничество и, пожелав дальнейших творческих успехов, вручила на память сладкий сувенир — «Ржевский пряник». Гости были тронуты таким радушным приемом на ржевской земле. И несмотря на колючий холод (стояли крещенские морозы), искренне радовались чистому белому снегу, какого в Питере давно не видели.

А по окончании презентации побывали на мемориале. Ольга Георгиевна позже призналась, написав мне в WhatsApp: «Я в полном потрясении от монумента. У меня нет слов, чтобы выразить признание молодому поколению талантливых ребят, создавших этот невероятный мемориал. Это лучшее, что создано в память и благодарность о тех событиях. Спасибо! Я обязательно приеду в Ржев еще раз».

«РЕАЛИЗМ — НАШЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ»

Рассказывая об экспозиции, Валерий Выборжанин отметил, что современные художники, авторы представленных работ, продолжая традиции великих русских мастеров кисти XIX века, наряду с реалистическим подходом к искусству предлагают и другие художественные концепции.

Прелесть новых исканий ощущается в произведениях пейзажиста Юрия Белозерского («Горизонт далекий круглый», «Путешествие за горизонт», «Тени белого воздуха»). Юрий Владимирович, один из создателей «Товарищества», родом из Полтавской области, учился в Донецком художественном училище. Увлекается парапланеризмом, аэрофотосъемкой и занятиями с оптическими устройствами — телескопом, микроскопами, что дает художнику интересный материал для работы. И его язык живописи — это оптический реализм, где мир такой же, как настоящий, только более пластичный и гибкий.

На кончиках пальцев в империю балета погружаемся мы вместе с художником Василием Братанюком, в творчестве которого наиболее полно отразились возможности русской академической школы новейшего периода. Балетной теме он верен всю свою творческую жизнь. Он тоже родом с Украины. Окончил Одесское художественное училище им. М.Б. Грекова, институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Российской академии художеств. Член СХР. Ученик Юрия Непринцева, известного по картине «Отдых после боя», и Татьяны Яблонской. Картины Братанюка находятся в музее Академии художеств, в Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, музеях Санкт-Петербурга, в музее искусств Великобритании, а также в частных коллекциях России и зарубежных стран. Художнику позировали известные мастера балета: Галина Уланова, Ульяна Лопаткина, Светлана Захарова, Николай Цискаридзе, Наталья Поворознюк, которую мы видим на картине «Перед спектаклем».

В путешествие по миру помогают отправиться индийские и итальянские сюжеты в живописи Ольги Лисенковой, художника с непростой судьбой, которая побывала во многих странах, ходила на боевых подводных атомных лодках, летала на вертолетах. Ее образы удивительно жизненные, и «зритель ощущает себя своим среди дервишей и торговцев, снующих по базару женщин и неповторимой, скрупулезно выписанной южной архитектуры» («Восток. Девушки», «Базар», «Римские каникулы»).

Исторический жанр представляет Александр Саплин с картинами «Родительское благословение в народное ополчение 1812 г.» (работа подарена музею Жуковского в Беларуси) и «Московское ополчение».

О тайнах человеческой души и отношениях между людьми рассказывают Елена Клейменова («Один человек») и Зарандия-Куталия Тинатин (гобелен на войлоке «Двое»). Работы этой интересной грузинской художницы знакомы ржевитянам по выставке «Ступени», которая проходила в Ржеве несколько лет назад. Притягательной силой обладают картины Николая Блохина «Спящие» и «Натюрморт в нише» Константина Троицкого. Что интересно, Константин Александрович мог бы стать не художником, а моряком. Обучался также мастерству художника-реставратора. Несколько лет работал в музее-панораме «Оборона Севастополя». Создает картины по памяти, которая стирает второстепенное, оставляя самое главное. Его метод — мнемореализм.

Реалистичными и в то же время загадочными женскими образами восхищают Лидия Янукевич («Девушка с лампой», «Портрет Кати») и Игорь Курчинский («Маша»). Его колоритная барышня-крестьянка не может не полюбиться зрителю. Хороша своей естественной красотою, данной ей природой. В другой работе «Бегство в земли египетские» Игорь Курчинский обращается к библейскому сюжету. Это очень тяжелая картина на деревянной основе без привычной рамки.

Покоряет наши сердца и неброская красота русской природы в пейзажах петербургской художницы, мастера Русского Севера Татьяны Лушниковой, которая участвовала в шести экспедициях на Белом море («Дождливая осень», «Май на Валдае»).

Без сомнения, каждый из представленных на выставке авторов заслуживает отдельного рассказа о нем. Это и известный скульптор Ольга Ивашинцова, и крупный мастер городского пейзажа из Волгограда Михаил Чалов, и другие талантливые художники, с творчеством которых вы можете познакомиться, посетив Выставочный зал. Экспозиция работает до 14 февраля.

Вполне возможно, что выставку дополнят еще несколько интересных произведений, среди которых — огромная скульптура «Падение Фаэтона» Ксении Балашовой. Работа петербургской художницы экспонировалась на крупнейшей выставке современного искусства в Нью-Йорке. Но об этом — в следующий раз.

Елена Сооляттэ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *