БАТЮШКА

Я много лет пишу о Ржевском районе, о его жителях. С кем-то приходилось встречаться неоднократно, к кому-то журналистские пути-дороги еще только ведут. Но один человек упоминается очень часто, особенно если речь идет о сельском поселении Чертолино. Это известный сельский священник, настоятель зайцевского храма Успения Пресвятой Богородицы иерей Вячеслав Савин.

Отец Вячеслав часто говорит: Господь всех ведет своим путем, и всему свое время. Настало время рассказать и о нем самом.

СВОЙ ПУТЬ

У каждого священника — свой собственный путь к Богу, к служению. У сельского батюшки — в особенности, ведь это не профессия, а предназначение. У отца Вячеслава этот путь начинался в сложные 90-е.

К вере всякий приходит по-своему.

— Это не пересказать. Почувствовал. Как ото сна просыпаешься, жить и творить хочется, — рассказывает батюшка. — Моя душа искала Бога. И однажды шел по улице, дождь поливает, а впереди женщина с ребенком идут, мокнут. Я зонт раскрыл над ними и иду рядом. А женщина говорит мальчику: «Мишенька причастился, с Богом соединился». Вот так Господь подсказал мне дорогу.

Как-то неожиданно для себя осознал, что в жизни существует и духовное и что это духовное, пожалуй, поважнее материального будет.

Судьба привела его в Николо-Перервинский мужской монастырь Иверской иконы Божией Матери в Москве. Вот здесь и начиналось становление будущего священника. Вячеслав Николаевич помогал восстанавливать монастырь, по первой профессии он верхолаз-монтажник, супруга Марина начала петь в храме.

Здесь Савины познакомились с отцом Владимиром Евстигнеевым: сейчас он служит в Варваринском храме, а в те годы был настоятелем храма в Оленино. Пригласил отец Владимир супружескую чету в Молодой Туд помогать строить храм в селе.

— Когда мы собрались с матушкой в Молодой Туд, возникла проблема с переездом, ведь за много лет столько барахла накопилось, — вспоминает отец Вячеслав. — Я и говорю: нам нужна фура с прицепом. И Господь нам посылает именно такую машину. Водитель, который направлялся в те края порожняком, практически бесплатно отвез весь наш скарб на новое место жительства.

Так москвичи Савины стали деревенскими жителями, начав с нуля новую жизнь в Молодом Туде. К слову, о том, чтобы стать священником, Вячеслав Николаевич тогда и не думал. Обзавелись хозяйством, попутно помогали в строительстве будущего храма, а в бывшем флигеле барского дома, где была оборудована часовенка, помогали проводить службы, поскольку священников тогда очень не хватало.

— Однажды ко мне подошли местные жители и попросили: «Вячеслав, будьте нашим батюшкой». Я даже опешил, — продолжает священник. — Отвечаю им, что так нельзя, надо посоветоваться со своим духовником, получить его благословение. Мы поехали в Москву к отцу Власию за советом, он дал характеристику.

Уникальный случай: прихожане сами выбрали себе священника! А 7 апреля 2003 года, на Благовещение, Вячеслава Савина рукоположили в диаконы.

КАКОВ ПОП, ТАКОВ И ПРИХОД

Сначала служба в Молодом Туде, затем — в Вознесенском соборе в Ржеве, а в 2005-м отца Вячеслава направили служить в Зайцево. Снова переезд, новое жилье, новые люди вокруг. В семье священника к тому времени уже было четверо детей.

В те годы, если кто еще помнит, в Успенском храме размещался сельский клуб. И когда здание передали РПЦ, оно лишь отдаленно напоминало церковь. Вместе с тогдашним старостой церкви Анатолием Федотовичем Мельниченко и его супругой Лидией Александровной они возрождали храм. Много сил и времени уходило не только на строительство, но и на восстановление исторической справедливости старинного памятника архитектуры, каким является Успенский храм в Зайцево.

Думаю, мало кто верил, что «поп с попадьей», как тогда называли отца Вячеслава и матушку Марину местные жители, смогут восстановить церковь и возродить в этих краях православие.

— Первое время мы проводили службы в небольшом приделе Дмитрия Ростовского, — вспоминает матушка Марина. — В основном помещении храма размещалась бильярдная, а за перегородкой — кинозал. Поэтому все окна на первом этаже были наглухо замурованы. Убрали перегородку, установили подобие иконостаса. Но отопления в храме не было, холодина страшная. Приспособили ТЭН для обогрева, службы вели в валенках.

Несмотря на страшные неудобства, неустроенность, православная жизнь налаживалась, люди потянулись в храм, а отец Вячеслав стал духовным отцом 53-х населенных пунктов в округе.

За 15 лет с Божьей помощью, благодаря добрым отзывчивым людям, умелым рукам отца Вячеслава и матушки Марины, которые никогда не боялись никакой работы, храм Успения Пресвятой Богородицы практически возродился. Пока только изнутри. Но, как говорит батюшка, человек должен не внешне облагораживаться, а внутренне, ведь встречают по одежке, а провожают по уму. Так и в зайцевском храме происходит. Снаружи церковь пока обшарпанная, а внутрь зайдешь — красиво.

Недаром говорят: каков поп, таков и приход. Храм стал вторым домом для верующих. Я удивилась, увидев среди прихожан тех, кто раньше был далек от церкви. Отец Вячеслав объясняет: да, храм был поруган, но его стены — намоленные веками, и людей влечет эта благодать. Служба закончится, а прихожане не уходят, хорошо, говорят, здесь. Хорошо и хорошо. Слава Богу за все, говорит священник.

Поначалу матушка Марина очень переживала, что никто не идет петь в храм. Певчих найти сейчас вообще сложно. Но теперь все прихожане хором поют молитвы на службах. Так что в зайцевском храме самый многоголосый хор певчих.

К батюшке Вячеславу в храм идут не только с молитвой, но и с проблемами и заботами. Церковь в Зайцево уже практически второй сельсовет. Все органично переплелось в мирской и церковной жизни Зайцево — Азарово и окрестных деревень. Участковая социальная служба работает в тесном контакте с настоятелем зайцевского храма. Соцработники помогают в раздаче нуждающимся благотворительной помощи от Ржевской епархии. Ее прямо в храм привозят.

Отец Вячеслав с администрацией и библиотекой проводит немало совместных мероприятий. Зайцевские батюшка с матушкой — легкие на подъем и отзывчивые люди. Позовут — обязательно приедут.

ВВЕРХ ПО ТЕЧЕНИЮ

Пока в деревне функционирует храм, как будто сердце бьется и кровь течет по ее жилам. В день моего визита в Зайцево в храме шла служба. Скажем так, немноголюдная — отец Вячеслав и на клиросе церковный староста Вера Александровна. Я — третья.

— Не было дня, чтобы кто-то не пришел — говорит батюшка. — Господь так и управляет: не ждешь никого, а приходят. Стараюсь помочь, помолиться за людей. Кого благодать коснулась, тот и в храме. Приезжают даже из Оленинского района. Мы же, считай, на границе, так из Никулино ближе сюда, чем в Оленино ехать…

Крестить детей едут к отцу Вячеславу отовсюду, даже из города. Он это объясняет тем, что первая икона, появившаяся в храме, была Крещения Господня. Видимо, неспроста.

Сейчас большой храм — испытание сил священника. Где в сельских условиях найти человеческие и финансовые ресурсы, чтобы обслужить (отопить и отремонтировать) огромное здание? А если на воскресной службе всего несколько человек, эта проблема звучит намного острее, чем 200 лет назад, когда все село принимало участие в строительстве и ремонте церкви.

Гораздо тяжелее приходится тем батюшкам-строителям, которые создают на пустом месте: служить негде, а надо созидать храм. Тогда священник не задумывается и сам берется за лопату, молоток, дрель — лишь бы дело двигалось. Вот в храме теперь новая печь. С удивлением узнаю, что батюшка сложил её сам. Как отважился? Отец Вячеслав отвечает: сейчас в интернете все объяснят до мельчайших подробностей. Печь получилась хорошая, красивая, не дымит. Думаю, о батюшке теперь пойдет слава и как о печнике.

— Не пиши про это, — просит матушка, — а то будут приглашать класть печи!

— Но мы же не знаем, какие времена грядут, — возражает батюшка, — может, кому-то и печь придется сложить. Печников-то в округе не осталось. Поэтому я решил осваивать это дело.

Много лет назад я приезжала в Зайцево и приходила в Успенский храм, так сказать, на экскурсию. Тогда процесс созидания церкви только начинался. Сейчас, когда видишь, что храм стал тем, чем и должен быть, понимаешь, сколько трудов и сил было вложено в его восстановление.

Деревня проверяет, промеряет веру в человеке — на глубину. У человека поверхностного там очень быстро опустятся руки, и останется только одна мысль: как бы побыстрее сбежать в город. Сельский священник, если он при всех его человеческих слабостях и недостатках все же священник, а не случайный в этом деле человек — просто позволить себе не может выгорать и унывать. В постоянном многолюдье и городской сутолоке редкий прихожанин заглянет батюшке в глаза. А в далекой от города деревне каждый пришедший в храм только в эти глаза и смотрит. Ищет и находит в них надежду.

Зайцевский батюшка и живет так — словно вверх по течению, вопреки многим происходящим в обществе процессам. Яркое тому доказательство — прейскуранта на услуги в храме не держит, ибо не признает. Считает, что таинства продаваться не могут, это бесценно.

— Ни у кого денег не хватит, чтобы Божию благодать купить. Но если таинства обозначить ценами, тогда это получается купля-продажа, — объясняет свою позицию отец Вячеслав. — Вы когда-нибудь видели нищего, который сидит с ценником: «не меньше ста рублей»? Вот и здесь так. Да, храм существует на пожертвования, но у всех доходы разные, сколько можете пожертвовать, столько и жертвуйте. В церковь приходят разные люди: один придет — сам на хлебушек попросит, а другой не знает, куда деньги девать, и поделится. Так и живем.

ЧУДЕСА РЯДОМ

Дом сельского священника — рядом с храмом. Тропинка вниз с горочки, на которой стоит церковь, ведет прямо к дому. Сейчас территория по-хозяйски облагорожена, а в качестве
охраны — гусак с гусыней. Собака, кстати, тоже есть, но она добродушная и в сторожа не годится. Еще есть куры, раньше батюшка с матушкой держали поросят и даже коня. Кошки тоже присутствуют, куда же без них. Хотели Савины завести кота, но тот оказался женского пола, значит, будет регулярно приносить котят. Топить их рука не поднимется. Поняв это, батюшка с матушкой кошку пытались пристроить в добрые руки, но она каждый раз возвращалась. Так теперь и живет семикратно разросшееся кошачье семейство в доме у батюшки.

А с приобретением связана поистине чудесная история. Как я уже говорила, у Савиных четверо детей, пятая дочь Ксюша — приемная. Много лет назад, когда она была еще малышкой, девочку забрали обратно в приют, поскольку у приемных родителей не было собственного жилья и они не могли ее нигде зарегистрировать. Таков закон, ничего не попишешь.

— Ксюша очень переживала, и мы тоже, — рассказывает матушка. — Однажды упросили директора приюта отпустить ее к нам на выходные. Ксюша сидела в храме и так горько плакала во время вечерней службы, что обратила на себя внимание дачников Дмитрия и Анны. Мы и рассказали им о своей проблеме. Проходит неделя, и те привозят нам деньги для покупки жилья. А тут как раз местные жители подсказали, что возле церкви дом продается. Смотрим вниз, а дома-то и не видно, из борщевика только крыша торчит. Потом оказалось — хороший дом. Вот так появилось у нас жилье, и Ксюшу мы забрали к себе обратно. Разве это не чудо?

Матушка Марина говорит, что чудес в их жизни немало.

Первым стало чудесное исцеление. В 90-е Вячеслав Николаевич сильно заболел — воспаление легких. Ситуация была критичная, даже врач объяснил: если антибиотики не помогут, придется удалять легкое. А тут как раз Крещение. В полночь батюшка (тогда еще мирянин) набрал полную ванну холодной воды и устроил крещенские купания. А через неделю снимки показали абсолютно чистые легкие.

— Когда еще мы были в Москве при храме, там была такая Агриппина, — продолжает матушка. — В юности она перенесла клиническую смерть и воскресла прямо в гробу во время отпевания. Она много чудесного рассказывала, со святыми разговаривала, как с обычными людьми, словно видела их. Часто Агриппина и у нас в гостях бывала. И всегда говорила нам: ты будешь батюшка, а ты матушка. Я ее столько раз за это ругала! Но Агриппина видела и знала больше нашего…

Познакомились мы с батюшкой 10 ноября, всегда думали, что на День милиции, оказалось, что это день Святителя Димитрия Ростовского. А спустя годы мы приехали служить в храм, где есть придел Дмитрия Ростовского. И все время с нами такие необычные случаи. Взять хотя бы то, что место рождения отца Вячеслава — подмосковный Малоярославец, который в 1812 году защищал Сеславин. А когда батюшка еще в миру работал на АЗЛК, то монтировал ржевские башенные краны. Так еще задолго до переезда сюда он был связан с ржевской землей.

— Совпадений не бывает, — отвечает батюшка на мой вопрос. — Все закономерно. Господь обо всех заботится, обо всех переживает и всех ведет своим путем к себе. Главное — ему не мешать своеволием…

Что касается детей, то здесь отец Вячеслав с матушкой Мариной придерживались такого же правила. Казалось бы, закономерно, если дети священника идут по стопам своего родителя, становятся священнослужителями. Но Савины дали право выбора жизненной дороги детям.

— Зачем принуждать, — рассуждает отец Вячеслав. — Вера по наследству не переходит, а дается как дар Божий. Все наши дети нашли себя в мирской жизни, каждому Господь дал свой талант, все занимаются любимым делом. Но эта благодать присутствия в храме оста-вила свой след в их душах.

ГИГИЕНА ДЛЯ ДУШИ

У батюшки с матушкой уже 15 лет оседлой жизни в Зайцево. И Савины не жалеют, что жизнь сложилась именно так.

— Оглядываешься и понимаешь, что, быть может, лучше всего так, как Господь устроил. Нам нисколько не страшно было ехать в деревню. Наоборот интересно: новые люди, новые места, — говорит отец Вячеслав. — Переездов, конечно, было много. Но как венчаны мы были на иконе Смоленской Божией Матери (Одигитрия — путеводительница), так наша жизнь вся в путешествиях и прошла.

Мебель от 11-ти переездов не выжила, конечно. Но батюшка к этому относится философски — раз что-то из твоей жизни ушло, значит, это было лишнее. Да и что по большому счету здесь мое, рассуждает он? Ни с чем пришли в мир, ни с чем и уйдем.

Хотя человеку очень трудно отказаться от материального. Отец Вячеслав советует не прилепляться сердцем к вещам, с собой их ТУДА не заберешь. Разве можно предугадать, сколько еще проживешь? Лично меня эта его фраза постоянно ставит в тупик и заставляет задуматься. А при встрече отец Вячеслав всегда задает вопрос: давно ли исповедовалась и причащалась?

— Храм есть баня для души, ее очищение, — наставляет батюшка. — О теле мы заботимся ежедневно, а о душе забываем. Вас крестили 30 лет назад, но вы никогда не исповедовались? Предлагаю такой эксперимент — приходите ко мне лет через 30, но уговор — гигиены никакой. Я так говорю, чтобы дать понять человеку, какой он внутри есть, и многие начинают задумываться…

Священники — живые люди, не совсем обычные, но люди. И разные, как все люди. Случается, во время проповеди или беседы со священником половину сказанного мозг просто не воспринимает, другая половина речей на душу не ложится. Но отец Вячеслав обычно так вещает прописные истины и так доходчиво объясняет их, что слова впечатываются в память навсегда. И невозможно не поверить.

Храм в Зайцево — не проходное место, поэтому просто зайти поставить свечку на большой церковный праздник — здесь такого нет. Люди сюда идут по большой душевной потребности. Иногда, рассказывает батюшка, звонят даже ночью. Если на душе накипело, человек исповедоваться хочет и идет в храм, священник никому не отказывает.

— А просто свечку поставить в церкви — это как в баню прийти, тазик взять, постоять и уйти. Но в церковь не соберешь народ по указке, это не демонстрация. Каждого Господь в свое время приводит, — констатирует отец Вячеслав.

Не всякому говорящему мы верим. Но наша глубинка очень хорошо проверяет на искренность. Это в городе можно говорить правильные вещи, а жить совсем иначе, а в деревне ты — как на ладони. И люди тебе либо верят и идут, либо нет.

Светлана Кудрявцева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *