Светлана Валентиновна АРТЕМЬЕВА, главный редактор газеты «Ржевские новости», директор ООО «Ржевские новости»: МЫ ЖИВЁМ ГАЗЕТОЙ

— Светлана Валентиновна, 2 февраля исполнилось 25 лет со дня выхода первого номера газеты «Ржевские новости». Вы работаете в издании с самого начала?

— Первый номер вышел в феврале 1996-го, а я пришла в редакцию весной 1997 года. Мне было 24 года: неоконченное на тот момент высшее образование, отсутствие трудового стажа и дочь, пристроенная в детсад. Параллельно я искала работу сразу в нескольких местах: учителем в школе, корректором в другой газете, корреспондентом на ТВ, секретарем-делопроизводителем на предприятии… Цели стать журналистом не было, хотя со словом дружила всегда. Сама этого не помню, но бывшие одноклассники говорят, что наша первая учительница предрекала мне стать писателем. Наверное, она что-то видела, хотя в школе, кроме сочинений, я ничего не писала. Ах да, в старших классах вела стенгазету, но это скорее потому, что хорошо и с удовольствием рисовала. Мама видела меня учителем музыки, и после окончания музыкальной школы я еще год, до 9-го класса, готовилась к поступлению в музыкальное училище. Но перед самыми экзаменами передумала, пошла в 10-й и после 11-го класса поступила на филологический.

— Помните свой самый первый материал, о чём он был?

— Мне дали задание написать о ветеране, жителе Азарово Виталии Королёве. Виталий Андреевич — сын полка с 1943 года, после войны более сорока лет жил и работал в Москве на высоких должностях, а на пенсии вернулся в Ржевский район, на родину. В своем двухэтажном доме он собрал музей под названием «Живи и помни», а возле церкви, восстановления которой стал добиваться, создал монумент в память о земляках, погибших в Великую Отечественную вдали от дома. Интересных людей, с кем сводит работа в газете, помнишь долго. После этой публикации меня официально приняли в штат. Изначально вакансия корреспондента была одна, в конкурсе на право ее замещения участвовали человек пять, каждый из которых получил редакционное задание. В итоге на работу, поначалу на одну ставку, взяли меня и Ирину Макарову. Она очень скоро стала вести городскую тематику и писать редакционную колонку на 1-й странице (до этого ее вел лично Игорь Ладыгин). Тогда в газете под его руководством работал очень сильный журналистский коллектив. А позже он раскололся надвое, появился «Ржевский вестник». Туда ушли и сам Игорь Зиновьевич, и ответственный секретарь Нина Серова, и краевед Татьяна Горская. Сергей Смирнов стал редактором «Ржевских новостей», его заместителем — Евгений Ожогин, я была назначена ответственным секретарем, и написание материалов пришлось сочетать с работой по подготовке и верстке каждого номера… Как пишущий журналист, немного скучаю по временам, когда можно было вдумчиво работать над статьей неделями. Сейчас другой ритм жизни, информация быстро устаревает, а аналитику не все будут читать. Сегодня пишем, что называется, «с колес».

Еще одной заметной вехой для нашей газеты стало отделение ее от Ржевской типографии — до этого мы были как бы ее отделом, ведь организована газета была по личной инициативе Павла Александровича Каринцева, директора типографии. А с 2005 года газета уже существовала как самостоятельное ООО, хотя размещалась по-прежнему в здании типографии, арендуя у нее помещения. И даже сейчас для многих людей типография и «РН» по-прежнему — одно и то же, и к нам иногда приходят люди напечатать памятный адрес, а в типографию идут подать поздравление в газету…

— А с чем был связан переезд из типографии?

— Ржевская типография всегда была государственным предприятием и находилась, как и другие подобные, включая областную типографию, в подчинении у областного министерства. И однажды по указанию оттуда, при реформировании предприятий отрасли, нам выставили цену за аренду помещений в размере 500 рублей за квадратный метр. К слову, таких расценок в Ржеве нет и сегодня, даже в новых офисных зданиях! Посчитав, во что обойдется аренда вкупе с сильно подорожавшими полиграфическими услугами, мы рассмотрели несколько помещений для переезда и попутно перешли печататься в Волоколамск. Очень жаль Ржевскую типографию, но если бы мы там остались, не смогли бы себя окупать уже в 2018 году.

— Кстати, об окупаемости. Из чего складывается бюджет газеты?

— Газета зарабатывает деньги, продавая рекламные площади и тираж каждого номера. Он в розницу и по подписке реализуется через «Почту России», киоски бывшей «Союзпечати», магазины; за 25 рублей можно купить газету и непосредственно в редакции. Из бюджетов наше издание не дотируется. Есть практика заключения с органами власти (например, областным правительством или администрациями) договоров на оказание информационных услуг, но суммы там небольшие и, кроме того, часто такие договоры не носят регулярного характера. Хотя, конечно, являются нам большим подспорьем. Раньше, в начале 2000-х, хорошей статьей дохода для СМИ являлись предвыборные кампании, теперь заработка на них почти нет.

— Случаются ли «заказные» материалы?

— Крайне редко, и в основном это материалы рекламного характера. Мы никогда не берем денег за статьи о людях. Например, если звонит или приходит человек и предлагает нам написать о своем родственнике, знакомом или коллеге, исходим из того, что такая публикация будет интересна читателям, и беремся за тему. Моя личная позиция — надо писать больше о людях.

Но вместе с тем, стоит понимать, что такие СМИ, как наше, на самоокупаемости и едва сводят концы с концами. Бизнес нынче терпит убытки, поэтому рекламный рынок схлопнулся и доходов почти не приносит. Мы можем рассчитывать только на деньги, которые люди заплатили за газету или за то же объявление, и рады бы писать больше коммерческих материалов, но ни предприятия, ни организации не готовы за это платить. Рекламные статьи стали большой редкостью. Плюс стоимость рекламных площадей в Ржеве очень низкая, потому что у нас не одна, а три газеты. В соседнем районе поздравление в газету стоит 900 рублей, у нас — 500, хотя тираж и количество страниц у нас впятеро больше.

В конце прошлого года не напечатали традиционный календарь. Хороший, к какому мы привыкли, обойдется очень дорого, а неказистый делать не хотелось. Его реализация не принесла бы прибыли, а убытки мы себе позволить не можем. Стоимость газеты в продаже уже давно не покрывает расходов на ее изготовление. Кажется, что 30 рублей за газету — это дорого? Так от газеты, проданной на почте в розницу, редакция получит всего 16 рублей, а по подписке — и вовсе 11. Остальные деньги берет «Почта России», которая в последнее время становится все менее прозрачной структурой. То же самое с киосками: мы сами еженедельно привозим им газету, которую сделали (то есть написали, а также заплатили за бумагу и печать типографии, за аренду помещений для редакции, налоги и заработную плату коллективу), а они только ее продали, и при этом из 30 рублей 15 берут себе и 15 отдают нам… Такие условия по договору: хочешь — соглашайся, хочешь — нет. Идея организовать собственную службу доставки ни у кого из наших коллег себя не оправдала, к сожалению.

Уважаю наших читателей, но когда иные из них говорят «вы должны, вы за это деньги получаете», или «хочу вызвать корреспондента, у нас тут двор не чистят» — теряешься. Да, мы выбрали для себя такую профессию, но журналистика, прежде всего, информирует, рассказывает о событиях и людях, о проблемах, и уж никак и никого не обслуживает. Но если есть тема, которую кто-то хочет донести до широкого круга наших читателей, не откажем, при условии, конечно, что она не носит кляузный характер.

— Люди часто звонят в редакцию?

— Звонят, приходят, пишут. Правда, рукописных писем сейчас меньше — используют соцсети. Приносят благодарности, объявления, иногда ругаются, не соглашаясь с мнением в статье. Предлагаем поместить в номере их позицию, но под личным мнением люди подписываться не хотят, а вот «выпустить пар» по телефону или в соцсетях инкогнито — другое дело. Это малодушие. Готов подписаться — говори, не готов — молчи.

— А журналист может высказать свое мнение?

— И журналист, и любой другой человек может выразить свою позицию по тому или иному вопросу через газету, есть рубрика «Точка зрения». По собственной инициативе редакция может опубликовать мнение и противоположной стороны, если ситуация того требует — и информационная картина будет более полной.

— За много лет существования газеты она никогда не уходила в оппозицию к действующей власти. Почему?

— У каждого СМИ своя ниша. Когда «Новости» начинались, в Ржеве уже было оппозиционное издание. Да, поначалу у редактора была некая перепалка с главой города на страницах газеты, но подозреваю, что истинной ее целью было просто подогреть интерес к новой газете. Потом, когда «РН» вырвались вперед по тиражу, главы предпочитали с нами дружить, да и мы никогда не шли на конфликт. Хорошие отношения с администрациями позволяют получать и давать больше интересной и нужной информации. Именно это, а не нагнетание настроений, всегда было нашей главной целью. Такова сложившаяся редакционная политика. Общий язык с главами города удается найти всегда, некоторые трения с журналистами были только у Александра Щетинина (он, кажется, снял тогда с должности редактора «Ржевской правды» Анатолия Тарасова).

— Светлана Валентиновна, расскажите, сколько человек работает над статьями, каждый специализируется на «своих» темах?

— Непосредственно корреспондентов у нас четверо, плюс «пишущий» редактор. Учитывая 30-страничный объем, это немного. У каждого своя специализация, но она очень условная, при необходимости каждый из нас подменит другого. Но редактор, конечно, всегда знает, кто напишет лучший репортаж, а кто быстрее разберется, например, в коммунальной проблематике. «Забивать гвозди микроскопом» никто не будет.

— А как получается находить новые темы для каждого номера?

— Журналисты — такие же люди, как и другие жители города. Они ходят по тем же улицам, общаются со знакомыми, ищут какую-то информацию в соответствии с жизненной ситуацией: в какой кружок отдать ребенка, как оформить сделку, почему нет воды, тепла… Мы пишем о том, что на слуху, узнаем о том, что нам самим интересно, откликаемся на проблемы и отвечаем на вопросы, заданные читателями. Конечно, периодически приходится повторяться, город маленький, событий не так много.

— Обнародование проблемы через газету может ускорить её решение?

— Конечно. Люди, от которых зависит решение той или иной ситуации, чего-то могут не знать, о чем-то забыть, что-то отложить. Публикация же послужит напоминанием и стимулом.

— Интернет-технологии развиваются. Как относитесь к разговорам и мнениям, что печатные СМИ себя все же изживут? Учитывая развитие интернет-технологий, печатные издания и телевидение уходят на второй план. Молодёжь редко читает газеты. Планируете ли Вы создавать портал (как аналог газеты) «РН» в сети интернет?

— Хочется ответить заезженной фразой про «одно сплошное телевидение», помните её? Но ведь ни театр, ни кино с его развитием существовать не перестали, выживут и газеты. Да, не все и не везде, но надежда есть.

Интернет-издание — это совершенно иная форма работы. И, к сожалению, сайт и группа в соцсетях не приносят дохода, на который мог бы существовать серьезный редакционный коллектив. В то, что можно «раскрутить» такой портал без денег, я не верю. Даже для мониторинга группы в соцсетях нужно там буквально жить. Пока мы больше живем газетой. И надеюсь, что газета будет жить и выходить для своих читателей и дальше.

Записала Мария СЕДОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *