Золотое дно мутной реки

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ДО…

Возьмешь любую центральную газету или посмотришь по телевизору какую-либо передачу про наше жилищно-коммунальное хозяйство, в которой ученые умы-эксперты изрекают простые истины, а телекадры на экране демонстрируют нам дырявые крыши, потрескавшиеся стены домов, текущие трубы и заполненные зловонной жижей подвалы — за голову схватишься, а не только за кошелек, которой становится тоньше от оплаты этого самого ЖКХ.

Между тем (и это тоже подчеркивают ученые эксперты), в сфере ЖКХ крутятся очень даже приличные деньги, правда, порой почему-то исчезающие в неизвестном направлении. И тогда оказывается, что во всем виноват человеческий фактор. Мол, есть в нашей стране такие нечестные люди, для которых ЖКХ — это «золотое дно» мутной реки. И чем вода в этой реке мутнее, тем лучше для них. И за примерами, как в общероссийском, так и местном масштабе, ходить далеко не надо.

Не так давно Ржевским городским судом было рассмотрено дело в отношении бывшего руководителя одной из местных управляющих компаний. Руководитель П. привлекался к ответственности по части 1 статьи 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями).

Судом было установлено, что будучи руководителем управляющей компании, П. заключил договоры подряда на ремонт крыш шести жилых домов общей сложностью на сумму более пяти с половиной миллионов рублей без надлежащей проверки, без согласования объемов работ, указанных в локальных сметах, без одобрения учредителей управляющей компании. А затем подписал акты приемки — тоже без проверки фактического выполнения работ. И перечислил подрядчику большую часть суммы — свыше четырех миллионов рублей.

Как установило следствие и суд, объемы выполненных работ и стоимость затраченных материалов были существенно завышены, работы по ремонту крыш не доделаны, да и то, что успели отремонтировать, выполнено кое-как. Действия руководителя УК не только повлекли за собой материальный ущерб, но и вызвали ухудшение жилищных условий жильцов этих домов, обратившихся в правоохранительные органы.

С учетом всех обстоятельств по делу, а также мнения государственного обвинителя, суд приговорил недобросовестного управляющего к штрафу в размере 100 тысяч рублей.

Увы, но это дело, так или иначе касающееся пресловутой темы ЖКХ, вовсе не исключение из правил судебной практики Ржевского городского суда и нашей действительности. Были и другие подобные дела. В качестве примера и того, как не надо поступать ответственным людям, работающим в сфере ЖКХ, возьмем уголовное дело по обвинению гражданки Ивановой (фамилия изменена по этическим соображениям), также в свое время являющейся управляющей одной из местных УК. Это дело было рассмотрено Ржевским городским судом во второй половине прошлого года, но актуально до сих пор.

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЛУЖЕБНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Органами предварительного следствия гражданка Иванова обвинялась в совершении шести преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 159 УК РФ (мошенничество, то есть, хищение чужого имущества путем злоупотребления доверием с использованием своего служебного положения).

Суть дела такова. Согласно соответствующему приказу Иванова была принята на 1,5 ставки на должность управляющего одного из местных жилуправлений. С ней был заключен трудовой договор, согласно которому на нее была возложена материальная ответственность за ущерб, причиненный жилищному управлению.

Иванова, выполняя обязанности управляющего ООО «Жилищное управление…», должна была обеспечивать его высокоэффективную и устойчивую работу, динамичное производственное, экономическое и социальное развитие, обеспечивать получение прибыли, выполнять условия договора о предоставлении услуг, заключенных ООО с собственниками жилых и нежилых помещений, обеспечивать соблюдение требований техники безопасности и условий труда работников ООО с соответствующим законодательством РФ, своевременно предоставлять в установленном порядке статистическую и бухгалтерскую отчетность о работе ООО в соответствующие органы, то есть, Иванова была наделена организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями.

Но, как всегда, сгубила тяга к наживе. Считая недостаточным для себя денежное вознаграждение, получаемое по месту работы, у Ивановой возник преступный умысел, направленный на хищение денежных средств путем мошеннических действий из кассы организации ООО. Схема действий простая. Она оформляет заведомо фиктивный договор подряда на ремонт печи на сумму 11,5 тысячи рублей в одном из домов, обслуживаемом их организацией. Потом составляет такой же фиктивный акт приема-передачи на выполненную работу, которая в действительности не производилась, и передает документы в бухгалтерию, после чего в соответствии с расходным кассовым ордером, используя свое служебное положение, получает деньги в кассе ООО с учетом вычета подоходного налога в сумме 1495 рублей. Затем в расходном ордере расписывается от имени человека, который, якобы, выполнил указанную работу, в получении денежных средств. Деньги присваивает себе и распоряжается ими по собственному усмотрению. Жилуправлению причинен материальный ущерб.

Это был первый эпизод мошеннических действий управляющей. Дальше — больше. Схема та же. Снова фиктивный договор подряда на ремонт печи на сумму 12,5 тысячи рублей. Работа не выполнена, а деньги Ивановой получены (якобы, для вручения работнику) и присвоены себе.

Потом был новый фиктивный договор подряда, якобы, заключенный с работником, который за вознаграждение в размере 16,5 тысячи рублей должен был выполнить работы по удалению наледи и уборке снега с крыш домов. Работник ни сном, ни духом об этом не знал, а в бухгалтерию уже предоставлены документы о выполнении работ, и деньги из кассы текут в личный кошелек управляющей.

Четвертый задокументированный факт снова представлял собой фиктивный договор подряда на ремонт печи, на этот раз на сумму 15,5 тысячи рублей. «Деньги ваши стали наши»… Пятый эпизод — опять фиктивный договор подряда на ремонт печи, снова на 15,5 тысячи рублей. Шестой эпизод — то же самое — фиктивный договор подряда на ремонт печи, которую никто ремонтировать не собирался, на сей раз за вознаграждение в 21,5 тысячи рублей, и предоставление фиктивных документов за, якобы, выполненную работу. Подпись за работника — и деньги в кармане.

В принципе получалось, что деньги возникали из воздуха, но делать деньги из воздуха тоже уметь надо. И не бояться, что рано или поздно тебя разоблачат. А тогда крест на карьере и позорное пятно на хорошей биографии.

Это касается не только упомянутой бывшей управляющей Ивановой, но и других лиц, наделенных властными служебными полномочиями — не простых работяг, а образованных интеллигентных людей — разного рода начальников, чиновников и так далее. Стоит ли рисковать ради каких-то денежных сумм «из воздуха» своей приличной биографией?! Но ведь рискуют. И попадаются в поле зрения правоохранительных органов. А сколько не попадаются? Поэтому мы так и живем.

Впрочем, городок наш маленький. Многие друг с другом знакомы и знают, кто чем дышит, а потому, согласно русской народной поговорке, шило в мешке не утаишь. Сограждане и жалобу написать могут, и сообщить анонимно куда следует. Тем более, что сообщать о правонарушениях и преступлениях — это гражданский долг каждого. Без принципиальной гражданской позиции общества порядок не навести, особенно — в сфере жилищно-коммунального хозяйства и складывающихся здесь отношений.

Понятно, что жалобщиков начальники не любят, но и побаиваются их. Перефразируя писателей Ильфа и Петрова, можно воскликнуть: пишите, Шура, пишите! И пишут. Тем более, что сейчас век Интернета, и не такая уж большая проблема — «достучаться до небес», то есть сообщить куда следует о творимых безобразиях, надеясь на принятие своевременных мер воздействия.

КРОМЕ ШТРАФА
НЕ ДАДУТ

Однако вернемся к делу управляющей Ивановой. Первый задокументированный факт ее преступной деятельности относится к декабрю 2010 года, последний — к апрелю 2011 года. После чего тайное стало явным. Потом было следствие и суд.

Тут почему-то вспомнилось выражение, бытовавшее в годы Великой Отечественной войны, когда с ускоренных курсов выпускали молодых лейтенантов: меньше взвода не дадут, дальше фронта не пошлют. И это было действительно так. А «век» взводного на передовой тогда укладывался в три дня…

В нашей реальности перефразируемые слова применительно ко всякого рода мошенникам, взяточникам, лицам, злоупотребляющим служебным положением, и прочим коррупционерам могут прозвучать так: больше штрафа не дадут… И «век» у них долгий, как сама жизнь. Конечно, бывают исключения, но, в основном, это действительно так. У нас гуманное законодательство, да и амнистию к 20-летию Конституции тоже не надо сбрасывать со счетов.

Будучи подсудимой, управляющая Иванова в судебном заседании в предъявленном ей обвинении вину признала, в содеянном раскаялась, заявила о своем полном согласии с предъявленным обвинением и ходатайствовала о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства. Нынче так поступают многие из тех, кто оказывается на скамье подсудимых.

Раскаяние, признание вины, содействие следствию в ходе расследования преступления, отсутствие отягчающих обстоятельств и хорошая характеристика — вот все, что нужно для рассмотрения дела в особом порядке. Тогда и наказание согласно закону не может превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного статьей Уголовного кодекса РФ.

Обвинение, с которым согласилась подсудимая, суд нашел обоснованным и подтвержденным доказательствами, собранными по уголовному делу.

С учетом всех обстоятельств по делу, суд посчитал, что цели наказания и восстановления социальной справедливости могут быть достигнуты посредством назначения подсудимой за каждое из совершенных преступлений штрафа с рассрочкой его выплаты. Гражданский иск по делу заявлен не был.

В итоге, по совокупности преступлений наказание подсудимой было назначено в виде штрафа в размере 150 тысяч рублей с рассрочкой его выплаты на период четыре года два месяца равными частями — по три тысячи рублей ежемесячно.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ПОСЛЕ

Нам, законопослушным гражданам, остается только надеяться, что все равно когда-нибудь настанет время, когда сфера жилищно-коммунального хозяйства перестанет быть мутной рекой с «золотым дном». Остается уповать на совесть и порядочность ответственных лиц, а также на правоохранительные органы, которые борются с экономическими преступлениями и коррупцией.

Евгений ОЖОГИН

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *