ПЕРВЫЕ СТРОИТЕЛИ ОКОВЕЦКОГО ХРАМА

К 200-летию Оковецкого собора (1821-2021 гг.)

Храм стоит на горе — над горою века.

Купола в серебре расплескала река.

Был забыт и убог, и страдал много лет,

А теперь в тебе Бог, а теперь в тебе Свет.

Распинали тебя, жгли иконы твои —

Но ты вынес, скорбя, окаянные дни…

Над рекой слышен звон, над горой — купола.

У святынь и икон так молитва тепла.

Александр Попов

Ржевско-Оковецкий храм величественно украшает правобережье нашего города вот уже два столетия.

В исторических документах первые упоминания о ржевской святыне встречаются в 1715 году. Это Прошение к царю Петру I «об устроении деревянной церкви во имя Пресвятыя Богородицы Чудотворного Ея образа Ржевския с приделами Иоанна Предтечи и преподобного отца Нила Столобенского». Ржевские ходоки — князья Путятины и знатные горожане — обратились к великодержавному русскому царю и получили доброе согласие на столь важное дело.

Тогда ржевские земли входили в Санкт-Петербургскую губернию и были административно подчинены столичным окраинным территориям. Для нашего города, первого на Волге, это было важным и значимым фактором его развития.

Петровская эпоха была ознаменована радикальной перестройкой всей экономической и политической жизни русского государства. Не менее эффективной была деятельность первого русского императора и по отношению к церкви, главной задачей которой стала строгая подчиненность и служение царю. Все церковные вопросы стали решаться коллегиально созданием Указа об образовании Святейшего Синода (Духовной коллегии), митрополит же был впервые не выбран, а назначен волей и личным царским пожеланием. Более того, в период правления Петра I проводилась большая реорганизация церковных строений, повсеместно сокращалось количество культовых зданий, убывала численность монастырских владений.

Возведение нового храма в Ржеве, думается, стало непростым решением Государя. Ржев всегда был заметен среди древних поселений России своей духовной мощью и гражданской крепостью, но и постоянно требовал внимания к своим особым вопросам жизнедеятельности.

Новую церковь планировалось возводить в Береговой Зарецкой (Иоанновской) слободе (в районе современной ул. Марата) — в самой сердцевине больших расселений староверов (раскольников), отношения с которыми всегда отличались неровностью, сложностью и противоречивостью. И все же вопрос был решен положительно. В 1717 году по указу Патриаршего Местоблюстителя митрополита Стефана Яворского было разрешено строительство деревянного храма Ржевской Богоматери.

Оковецкая церковь возводилась долго. Большие свои труды здесь приложил настоя-тель ржевского Успенского собора Семен Львович Протопопов, в 1720-е годы он был священником главного ржевского храма, протоиереем, а в 1742 году упоминается как протопоп.

Первым священником Ржевского Оковецкого храма (известным на сегодня) был Григорий Ульянов, который на 1746 год состоял в этой должности. Через пять лет на служение в этом сане рекомендован Максим Иванов.

Только к 1758 году, почти через сорок лет после хождения к великому царю Петру ржевских просителей, были подготовлены документы на полное окончание строительства деревянного Оковецкого храма, и в 1759-м  состоялось первое освящение всех трех престолов церкви. Священником ее на тот момент был Максим Иванов, дьяконом Иона Никифоров (переведен из Ржевской Предтеченской церкви). Спустя десять лет Иона Никифоров станет в Ржевской Оковецкой церкви священником. Чин освящения храма проводил настоятель Ржевской Успенской церкви Иван Алексеев.

Ржевский храм Оковецкой Божией Матери возводился практически параллельно с еще одной верхневолжской святыней: в это же время строилась и Смоленская церковь в местечке Оковцы (тогда это Оковецкая волость Ржевского уезда). Напомним, что именно в Оковском лесу еще в 1539 году близ этого поселения и было явление сразу двух чудотворных икон. Указанием царя Ивана Грозного в прославление святынь там сложили деревянную церковь. В середине XVIII века церковь в селе Оковцы была возведена из камня. В 1751 году освятили сразу три ее престола: Одигитрии Пресвятой Богородицы, Животворящего Креста Господня и Святителя Николая.

Ржевская Оковецкая деревянная церковь весьма быстро стала ветшать. Сказывалось ее местоположение: близость воды, а значит, и переувлажненность почвы, загнивание деревянного сруба, действие ветров. Постоянно требовалось привлечение дополнительных материальных средств для сохранения от разрушения этого здания.

Значительное усердие в восстановительных и постоянных реставрационных работах прикладывает священник Василий Рубцов, который два десятка лет, с 1786-го и до конца жизни, беззаветно служил в Оковецкой церкви. Василий Дмитриевич был родом из старинного рода тверского духовенства — монастырских священников, вышедших из древней Опекаловской обители. Эти многовековые династии священнослужителей (Афанасьевские, Александрийские, Вишняковы, Рубцовы) известны и поныне. Пращур Василия Дмитриевича Еремей (в монашестве Ефрем) — иеромонах Опекалова Вознесенского монастыря Старицкого уезда (около д. Мологино, в верховьях Бойни, неподалеку от деревень Новый и Старый Рукав). В нем было 8 келий и две деревянные церкви: Покрова Пресвятой Богородицы и Вознесения Господня. Недалеко от Мологинского лесничества стояла часовня, «построенная в незапамятные времена на месте бывшего мужского Вознесенского Опекаловского монастыря, разрушенного, как говорит предание, при Литовском нашествии».

Повседневная жизнь ржевского храма была тяжелой. В Тверском архиве сохранилась папка документов на ремонт и подновление церкви. Непростыми были и кадровые решения: кто-то уходил в гражданское ведомство, не найдя себя в храмовой деятельности, проявлялись и человеческие пороки, и многие жизненные обстоятельства.

В Ржеве родились и выросли четыре сына Василия Рубцова и дочь Анна.

Старший сын Александр окончил Тверскую духовную семинарию. На 1813 год — учитель Ржевского духовного училища, с 1816-го — священник Тверской Вознесенской церкви, в 1841 году — протоиерей.

Именно Александр Рубцов стал одним из инициаторов перестройки Вознесенского храма на Тверском проспекте нашего областного центра. Будущий каменный Ржевский Оковецкий храм и Тверской храм Вознесенья имеют много общего и в почерке архитектора, и в отделке, и внутреннем убранстве.

Еще один сын ржевского священника и стал первоустроителем Ржевского Оковецкого храма. Андрей Рубцов после окончания богословского курса Тверской духовной семинарии в 1806 году был возведен в сан священника на место своего покойного отца — в Оковецкую церковь. Через двадцать лет был произведен в протоиереи Ржевского Успенского собора. За усердие в строительстве храма он был награжден высшим духовным начальством. В 1833 году священник был переведен в Пятницкую церковь Бежецка, потом трудился в Троицкой церкви Зубцова и одновременно в Зубцовской Никольской церкви.

Третий сын Василия Рубцова Михаил после окончания Тверской духовной семинарии выбрал нелегкий путь монашества в Троицком Селижаровом монастыре с наречением имени Михаил Малеин.

Православной церковью очень почитается преподобный Михаил Малеин. Именно он укрепил в вере Афанасия Афонского, основателя Великой Афонской Лавры в Греции.

Младший сын Василия Рубцова Иван окончил Тверскую семинарию, служил в Оковецкой церкви диаконом. Это было непростое время Отечественной войны 1812 года. В 1823 году он выбыл на гражданскую службу: чиновник канцелярии тверского губернатора. А его сын Николай, внук ржевского пастыря Василия Рубцова и родной племянник первоустроителя каменного храма, был одним из первых тверских краеведов, видным общественным деятелем губернии, занимал важные государственные посты, получил чин тайного советника. Блестяще окончив Тверскую гимназию, он учился в Московском университете. С 1845 года являлся старшим помощником правителя канцелярии тверского губернатора А.П. Бакунина, затем был секретарем губернского статистического комитета. С 1860 года — инициатор и устроитель первой публичной библиотеки в губернском центре, а в 1866-м становится зачинателем Тверского музея, куда передает свои личные коллекции по этнографии и минералогии. Затем с 1870 года — правитель канцелярии Виленского и Минского генерал-губернатора. Свой след оставил Николай Рубцов и в истории ржевского краеведения. Это литературные очерки о Ржеве, которые открывают цикл его зарисовок о городах губернии (Осташков, Торжок, Кашин, Старица).

Действительно, уникальных людей рождает провинция. И Ржев в этом ряду выглядит весьма достойно. Только один род Рубцовых выпестовал для России и Тверского Верхневолжья столько личностей, а ведь мы поведали еще не о всех Рубцовых!

Именно такие сильные натуры с высоким духовным порывом, преданностью к отеческой земле, ярким патриотическим накалом подвигают общество развиваться, верностью и честью служат ему умом, сердцем, поступками и помыслами. Конечно, они достойны подражания, ими восхищаются, но так же трудно и боязно следовать по их стопам. Может быть, поэтому их забывают?

Историческая справка

1821 год: в Ржеве построена каменная церковь с тремя престолами: Оковецкой Божией Матери, Иоанна Предтечи, Преподобного Нила Столобенского.

1832 год: освящен холодный придел Оковецкой Божией Матери, в 1834 и 1837 годах — теплые приделы Иоанна Предтечи и преподобного Нила Столобенского чудотворца.

1841 год: построена колокольня Оковецкой церкви.

С 1933 года в храме полное забвение духовной жизни, с 1956 по 1980 годы здесь находился краеведческий музей.

В 1991 году состоялась передача Тверской епархии всего комплекса Оковецкой церкви.

С 2011-2012 годов это кафедральный собор Ржевской и Торопецкой епархии.

Ольга КУЗЬМИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *