ИЗ ИСТОРИИ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИЦИИ

18 февраля — День транспортной полиции. Именно в этот день в 1919 году в целях «поддержания революционного порядка и единства управления на всех железных дорогах» было принято постановление ВЦИК «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны», а Президиум утвердил «Положение о рабоче-крестьянской железнодорожной милиции». Однако на самом деле история железнодорожной или транспортной полиции своими корнями уходит в далекое прошлое.

Еще и железных дорог в России не было, когда 20 ноября 1809 года император Александр I утвердил «Учреждение об управлении водяными и сухопутными сообщениями», тем самым отдав под специальный полицейский надзор сферу транспорта. А первая железная дорога из Моск-вы в Царское Село была построена в 1836 году, уже при императоре Николае I. Вот тогда и учредили отдельную структуру — железнодорожную жандармерию, призванную обеспечивать порядок на марш-рутах следования поездов.

Уже на стадии строительства железных дорог возникла необходимость линейного, а не территориального принципа охраны порядка.

Увеличение количества вводимых в эксплуатацию железных дорог, рост пассажиро- и грузопотоков расширили количество задач, вставших перед жандармской полицией. Согласно своду военных постановлений, «жандармские полицейские управления железных дорог несут все обязанности и пользуются всеми правами наружной полиции, принимая участие в охранении внешнего порядка и в предупреждении и пресечении нарушений общественных благочиния и безопасности на определенных районах по железным дорогам…»

В связи со строительством железных дорог и наш Ржев становится крупным железнодорожным узлом. В 1886 году была сооружена Ржевско-Вяземская линия, движение поездов на которой стартовало 5 ноября 1888 года. В сентябре 1901 года начала действовать Московско-Виндавская железная дорога, которая, благодаря направлениям на Москву и Прибалтику, связала наш купеческий, торговый город с важнейшими культурными и промышленными центрами России.

К 1905 году станция Ржев-II была уже третьего класса, а Ржев-I считалась станцией четвертого класса, с меньшей коммерческой деятельностью, чем Ржев-II.

Согласно документу «Устройство и состав жандармских полицейских управлений железных дорог» отделениями управлений заведовали начальники на правах эскадронных командиров в чине подполковника или ротмистра. Состав унтер-офицеров в жандармских полицейских управлениях комплектовался из числа уволенных в запас фельдфебелей и унтер-офицеров. Они принимались в эти подразделения на сверхсрочную службу и распределялись по станциям. Старший унтер-офицер на станции заведовал всей служебной перепиской и представлял своему начальнику донесения обо всех происшествиях в своем районе.

Так было до 1917 года, когда еще в апреле власти заменили слово «жандармерия» (жандарм в переводе с французского — «люди оружия») на более общее — «милиция» (в переводе с латинского — «войско»). А потом произошла Октябрьская революция, и в дни перехода власти к Совету рабочих, крестьянских и солдатских депутатов охрана правопорядка в Ржеве и на железнодорожном узле была возложена на коменданта города, начальника гарнизона Т. Щербину, и ЧК, первым председателем которой в Ржеве был товарищ Тимофеев.

В феврале 1919 года создается железнодорожная милиция, первым начальником в Ржеве становится 25-летний Иван Ребров (в 1920 году он возглавит уголовный розыск Ржева и уезда, а в марте 1921-го станет начальником ржевской уездно-городской милиции).

Не буду пересказывать все реорганизации, происходившие в годы Советской власти как на железнодорожном транспорте, так и в структуре транспортной милиции (об этом доводилось писать неоднократно). Отмечу, что в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов многие сотрудники милиции ушли на фронт сражаться с фашизмом. Они защищали Родину, в том числе и свой родной город. Кому-то повезло вернуться после Победы в разрушенный Ржев, но многие так и остались навечно молодыми.

В 1947 году Ржевский железнодорожный узел уже вышел на довоенный уровень. Активно шла работа по восстановлению и строительству жилья. В этом же году вышел Указ ПВС СССР «Об усилении ответственности за хищение государственного имущества», который совпал с денежной реформой и отменой продовольственных карточек. На фоне этих событий произошел всплеск преступности, что потребовало от сотрудников правоохранительных органов, в том числе и ржевской транспортной милиции, особого профессионализма и навыков.

В свое время Ржев называли городом машиностроителей и железнодорожников, и это было правдой, и люди гордились этим. Но все в жизни меняется. С уменьшением пассажиропотока (теперь поезда с севера на юг следуют через Тверь) сократилась и численность ржевской транспортной милиции, которая с введением в действие федерального закона «О полиции» стала именоваться полицией на транспорте. Теперь линейное отделение полиции на станции Ржев как структурное подразделение входит в состав ЛОВД на станции Тверь. Но цели и задачи сотрудников остались прежними: охрана общественного порядка и борьба с преступными проявлениями.

Знать и освежать в памяти историю службы необходимо, а главное — помнить о ветеранах, людях старшего поколения, многих из которых уже нет в живых. На смену одним солдатам правопорядка на транспорте приходят другие, и уже они пишут новую историю ржевской транспортной полиции.

Евгений ОЖОГИН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *