ЧТО ТАКОЕ НАТЮРМОРТ?

Таким вопросом директор Выставочного зала Ирина Аввакумова озадачила юных художников на мастер-классе, который прошел 12 февраля. А чтобы ребята быстрее вспомнили правильный ответ, предложила посмотреть веселый мультфильм и познавательный документальный фильм о натюрморте.

Итак, что же такое натюрморт? В переводе с французского языка натюрморт означает «мертвая природа». Однако это лишь дословный перевод. На самом деле натюрморт — это изображение неподвижных предметов (цветов, овощей, фруктов, мебели, домашней утвари и тому подобное). Первые натюрморты встречаются на фресках Древней Греции и Древнего Рима. Натюрморты, созданные художниками прошлых веков, рассказывают нам о быте тех времен. Среди них немало и таких, на которых авторы стремились просто запечатлеть окружающую красоту. Например, на картине Александра Герасимова «Натюрморт. Полевые цветы» прежде всего мы замечаем ромашки. Они расположены в центре. Эти на вид скромные цветы растут в России повсюду. Без них, как и без берез, невозможно представить себе наши луга, поля, согретые солнцем лесные поляны. Талантливо написанный натюрморт почти всегда вызывает ощущение, будто ты прикоснулся к предметам, изображенным на картине. И это — заслуга художника. Поэтому натюрморт — это не просто красивые фрукты или цветы, но и целая история, которую можно прочитать, внимательно посмотрев на картину. Огарок свечи, что видим на многих полотнах, — это символ угасающей жизни, стеклянный сосуд — отражение хрупкости бытия, ключи — символ власти хозяйки, которая управляет запасами пищи, нож — уязвимости жизни.

Натюрмортом увлекались многие знаменитые художники. Вспомним уникального и несравненного Пабло Пикассо — выдающегося испанского художника XX века. Каждая его работа — тандем оригинального замысла и гениальности. Или эксцентричный Винсент Ван Гог. Наряду со знаменитой «Звездной ночью» серия картин с подсолнухами стала уникальным символом творчества художника.

Немало великих русских художников работали в этом жанре. Известная всем с детства картина Валентина Серова «Девочка с персиками» выходит за рамки портретного жанра, в ней соединились черты портрета, интерьера и натюрморта. А «Купчиха за чаем» Бориса Кустодиева! Нельзя не восхищаться ярким великолепием показанных на полотне предметов. Сверкающий самовар, ярко-красная мякоть арбузов, глянцевые яблоки и прозрачный виноград, стеклянная вазочка с вареньем, позолоченная сахарница и чашка, стоящие перед купчихой, — все эти вещи вносят в изображение праздничное настроение.

Невероятно, насколько точно и деликатно живописцы умеют передавать каждую мелочь: игру света, особенности формы, цвета предметов. В картинах художников — таинственность, поэтичность и искреннее восхищение миром предметов.

Вдохновленные творчеством великих мастеров ребята и взрослые (которые тоже пришли на мастер-класс) заняли места за мольбертами, взялись за кисти и краски, чтобы за полтора часа нарисовать с натуры натюрморт «Чаепитие». Ирина Аввакумова дает дельные советы.

— Не нужно рисовать всю комнату, — говорит она, — рисуем только лишь фрагмент. Как можно ярче, сочнее, быстрее.

Почему важна скорость? Когда время ограничено, художник работает быстро, чтобы передать впечатление от натюрморта. Получается очень эмоционально и свежо. Нет затертости и замученности в работе.

Подходя то к одному, то к другому ученику, Ирина Николаевна охотно делилась опытом, раскрывая секреты мастерства, не забывая при этом похвалить, подбодрить, что-то подсказать…

— Молодец! Просто супер! — глядя на работу пятилетней Дианы, которая впервые на занятии по живописи, Ирина Николаевна радуется вместе с юной ученицей.

— Какое смелое решение, — этот комплимент взрослой участнице мастер-класса Татьяне.

— Вы заполняете пространство там, где есть свободное место, — ненавязчиво рекомендует педагог серьезной девчушке лет десяти. — Тут цветное пятно и тут… Вот здесь будет очень красивая драпировка — и все уравновесится на листочке бумаги.

— А когда мы работаем с белым цветом, глаз перестраивается на очень тонкие оттенки, — подсказывает Ирина Николаевна своей тезке, Ирине Куценко, учителю и артистке народного театра ГДК. — Чисто белого цвета в природе нет. Где-то освещенный светом, он становится чуть-чуть желтоватым или синеватым, в складках ткани — серым, голубым, фиолетовым. Мы сначала изображаем сложный белый цвет, потом будет проще нарисовать сам предмет, в котором мы тоже найдем много оттенков.

И если для Ирины Куценко такие занятия — первый опыт в рисовании, то для Анны Ермишкиной, ученицы ДШИ № 2 им. А.Г. Розума (преп. С. Азаренкова) — привычное дело. С раннего детства, вот уже 13 лет, Аня увлеченно рисует. Мечтает стать профессиональным художником или дизайнером. А еще хочет поступить на филологический факультет, чтобы потом преподавать. Анна любит писать пейзажи. Провела семь персональных выставок в школе.

Серьезно занимается рисованием и Софья Никитина, ученица лицея № 35 и студии «Я — художник!» (клуб «Текстильщик», рук. И. Аввакумова).

— Я очень люблю писать портреты, — рассказывает девочка. — Мне нравится сам процесс. В моей коллекции — портреты родных и близких, а также известных писателей.

Мечта Сони — стать художником и… ветеринаром.

Что ж, ничего невозможного нет. Достаточно посмотреть, как (и чем!) работает ржевский художник, участник мастер-класса Юрий Кокшаров (водитель по специальности), понимаешь — творческому человеку все по силам. Представьте себе, Айвазовский рисовал веником,
а Юрий Кокшаров — обычным хлопчатобумажным носком. Мазал, растирал, скреб ножом. Вот такой получился натюрморт. Как на старинной гравюре…

И нет никаких преград, когда такой полет фантазии, безудержное желание открывать все новые и новые горизонты в живописи, когда очень хочется научиться чему-то необычному, неизведанному.

Елена Сооляттэ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *