Александр Аманович Джураев, заместитель главного врача Ржевской ЦРБ по обслуживанию населения: СПАСИБО МЕДИКАМ ЗА САМООТВЕРЖЕННЫЙ ТРУД

— Александр Аманович, расскажите об эпидобстановке в Ржевском районе, какова у нас ситуация по заболеваемости коронавирусом?

— Обстановка постепенно стабилизируется. Заболеваемость идет на спад.

— Когда был самый большой наплыв?

— Ситуация начала ухудшаться в ноябре. В конце декабря — начале января было очень много случаев заболевания коронавирусной инфекцией. Начали проводить вакцинацию, на данный момент — пока городским сотрудникам образования и культуры. 73 человека уже получили прививки.

Вакцинацию прошли все медицинские сотрудники, кто желал, и главное, кто не переболел коронавирусом. Потому что существуют противопоказания: если человек переболел этой инфекцией, то вакцинация не рекомендуется в течение полугода. Чтобы узнать, переболел или  нет, надо сдать анализ на наличие антител в крови. Своим сотрудникам мы делали этот анализ бесплатно. Остальные сдают такой тест по желанию и платно. Сама же вакцинация для всех категорий граждан бесплатная.

В Ржевском районе также начинается прививочная кампания. Совместно с главами поселений составляются списки желающих получить прививку вакцины от коронавируса. И по мере поступления информации из поселений мы будем определяться: при небольшом количестве людей — подвозить их будут сюда, в городскую поликлинику, если желающих 40-50 человек, то прививочная бригада может выехать непосредственно в населенный пункт.

— В интернете пишут разные страшилки про вакцинацию.

— Не надо верить предположениям. Допустим, человек чувствует себя вполне здоровым, проявлений болезни нет, а вирус уже поселился в организме. Но есть желание сделать прививку, полагаясь лишь на свое самочувствие. В такой ситуации последствия могут быть непредсказуемыми. Поэтому я рекомендую делать тест на антитела, чтобы быть спокойным за свое здоровье.

— Во время пика заболеваемости в городской поликлинике не хватало врачей. И я знаю, что наши сельские медики приходили на помощь городу.

— Да, и сейчас продолжают работать. Я хочу высказать огромную благодарность медикам Ржевского района, все они самоотверженно работали, не считаясь с личным временем, отодвинув на второй план свои заботы, семьи и дом. Был такой момент, когда в городской поликлинике оставалось всего два терапевта. И сейчас ситуация остается напряженной. Большую помощь оказывал и оказывает до сих пор врач Есемовского кабинета ВОП Михаил Глушков, пользующийся большим авторитетом и уважением. Сейчас Михаил Николаевич ведет прием как врач-терапевт в Центре амбулаторной помощи больным коронавирусной инфекцией (для ковидных больных создали прием с отдельным входом в поликлинику). Кроме того, Глушков руководит Свистуновским гериатрическим отделением и Свистуновским кабинетом ВОП.

— Получается, он работает практически круглосуточно?

— Когда встал вопрос об открытии Центра амбулаторной помощи, настаивать на привлечении Глушкова к работе в нем я не стал. Но Михаил Николаевич дал согласие.

В поселке Победа и деревне Хорошево тоже была непростая ситуация по заболеваемости, и врачей этих участков не привлекали к работе в городской поликлинике, им и так несладко пришлось.

Мы использовали помощь сельских фельдшеров для ведения приема больных пациентов в городской поликлинике и для обслуживания вызовов на дом. Хочется отметить работу и выразить благодарность Любови Валерьевне Морозовой (Есемовский ВОП), Марине Александровне Беляевой (Медведевский ФАП), Ольге Геннадьевне Барановой (Муравьевский ФАП), Нине Ивановне Виноградовой (Домашинский ФАП), Светлане Владимировне Сальниковой (Хорошевский ВОП), Ирине Дмитриевне Королевой (Плешковский ФАП), Ирине Николаевне Садиковой (Образцовский ФАП).

Большая нагрузка у фельдшера Есинского ВОП Артема Владимировича Цветкова. Это наша палочка-выручалочка, самоотверженный труженик. Он сейчас работает и в Есинском ВОП, и в Курьяновском ФАПе.

Нельзя не отметить врача Итомлинского участка Сергея Александровича Вишнякова. Он обслуживает огромную территорию сельского поселения Итомля. Это проблемный участок. Два года назад не стало фельдшера в Трубино, замену ему не нашли. Из Раменского ФАПа уволилась фельдшер, совмещает работу на этом пункте старшая медсестра Итомлинского отделения Татьяна Анатольевна Кононова. В Парихино тоже нет фельдшера. Сергей Александрович Вишняков держит на контроле оказание медицинской помощи жителям всего поселения Итомля, а также руководит работой Итомлинского терапевтического отделения на 12 коек и кабинетом ВОП. Не менее сложный участок у врача Глебовского кабинета ВОП Вениамина Наумовича Богомолова.

— Какова обстановка в Свистуновском гериатрическом отделении и Глебовском отделении паллиативной помощи?

— Часть сотрудников глебовского отделения переболели коронавирусом. Среди пациентов вспышки ковида не было. Сейчас в стационаре 13 больных. В Свистунах — 12. И там с пациентами все благополучно. Но среди персонала имелись случаи заболеваний.

— Если бы еще медработники не болели…

— К сожалению, они первые приняли на себя удар пандемии. В первую волну эпидемии медики Есемовского ВОП полным составом заболели. После выздоровления уже с выработанным иммунитетом спокойно работали.

— Какова ситуация с кадрами в учреждениях медицины Ржевского района?

— У нас 7 офисов врача общей практики, в двух нет врачей — в Свистунах и Есинке. ФАПов числится 24. Но только в 17-ти из них есть фельдшеры, прием ведется в 19 ФАПах. Администрация ЦРБ направила письмо в Фонд социального страхования, чтобы Озерютинский, Леонтьевский и Парихинский фельдшерско-акушерские пункты исключили из тарифного соглашения. ФАПы, по сути, уже закрыты окончательно. Молодежь туда не поедет работать. Изъявить желание могут только жители этих мест, кто знает и любит сельскую жизнь в глубинке.

— Программа строительства модульных ФАПов — это ведь какой-то выход из сложившейся ситуации, потому что есть жилье для медика?

— По идее, да. У нас поставлено уже четыре модульных ФАПа на территории района. К сожалению, ситуация с коронавирусом приостановила это строительство.

Но мы надеемся, что программа продолжится. Наши заявки в Минздраве есть. Теперь слово за областью и федерацией. Я считаю, что целесообразно поставить модульные ФАПы в Трубино, Погорелках, Раменском, Михалево — это достаточно отдаленные населенные пункты, а фельдшерско-акушерские пункты располагаются в старых помещениях. Домашинский ФАП тоже оставляет желать лучшего, было бы правильным поставить и в Домашино модульный ФАП.

— Сейчас много говорят о программе «Земский доктор», о стимуляционных выплатах медикам, изъявившим желание работать и жить на селе.

— Да, программа существует. Медики, переехавшие работать в посёлки или города с населением до 50 тысяч человек, получают единовременные выплаты: врачи — 1 млн рублей, фельдшеры — 500 тысяч. Если населённые пункты находятся на удалённых и труднодоступных территориях, то компенсации увеличиваются до 1,5 млн и 750 тысяч рублей соответственно. По новым правилам, на господдержку также смогут рассчитывать акушерки и медсёстры фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов. Размер выплат для них будет таким же, как и для фельдшеров. Как и прежде, для получения компенсации медработники должны заключить договор с лечебным учреждением, обязуясь отработать там не менее пяти лет.

Однако потока желающих нет. Два фельдшера, выпускницы нашего Ржевского медколледжа, изъявили в прошлом году желание работать на селе. Но, к сожалению, спустя некоторое время отказались и теперь работают в городе.

Проблема в том, что заработная плата для начинающего фельдшера — 12-13 тысяч. Фельдшеры со стажем получают немного больше, но тоже невеликую зарплату по нынешним временам.

— Есть ли перспективы, обещают ли увеличить зарплату? Ведь так мы совсем в глубинке без медицины останемся!

— Огромный отток специалистов в Москву и другие крупные города. О чем можно говорить, если, например, в столице врачи получают одну сумму, а здесь, на периферии, им платят в несколько раз меньше. Почему? На этот вопрос пока нет ответов.

Естественно, любой человек будет выбирать более высокооплачиваемое место работы. Сейчас с таким несправедливым разделением мы скоро в провинции вообще без врачей останемся. Домодернизировались. А в России ведь было самое сильное здравоохранение в мире. Я в ужасе от того, что сейчас происходит в нашей отрасли. Считаю, что необходимо, наконец, создавать нормальные условия для медицины районного и сельского уровней. Пока ситуация не изменится, кадровый голод в медицине будет оставаться нашей главной бедой.

— Каков средний возраст медиков на селе?

— От пятидесяти лет. Это проблема, и с каждым годом она будет усугубляться. Еще несколько лет — и работать станет совсем некому. Приведу статистику, чтобы не быть голословным. У нас один-единственный фельдшер в районе до 40 лет, в возрасте 46-50 лет — тоже один. Врачей в возрасте 51-55 лет — 1, фельдшеров — 6. Врачей в возрасте 56-60 лет — 2 и 4 фельдшера. 60 и старше — два врача и пять фельдшеров. Уже есть несколько кандидатов, которые в ближайшее время собираются уходить на заслуженный отдых.

— Александр Аманович, не хотелось бы на столь печальной ноте завершать нашу беседу. Пандемию мы все-таки победим?

— Безусловно. В этом направлении работают лучшие научно-исследовательские институты и лаборатории страны. Полагаю, вакцинация должна дать результаты. Но расслабляться еще рано. Я желаю всем здоровья, берегите себя!

Беседовала Светлана Кудрявцева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *