ВСЕСЕЗОННЫЙ ДОРОЖНЫЙ ВОПРОС

Задуматься о содержании дорог еще в середине февраля меня заставили два разговора с водителями такси в аккурат после большого снегопада. Первый шофер, от манеры вождения которого рука потянулась проверить ремень безопасности, ругался: дороги не чистятся, не посыпаются, асфальта не видно, ездить невозможно. Я смотрела на расчищенную, как я ее видела, дорогу, и не понимала: следы грейдера есть, да, асфальта не видно, но ведь зима на дворе!.. Второй, перед которым неожиданно вильнула другая машина, стал ругаться тоже: ездить не умеют. «Надо ж понимать, что зимняя дорога —  нельзя вертеть рулем и тормозить так, как будто под колесами чистый асфальт!.. Вот нас учили — к перекрестку подъезжать на пониженной, тормозить двигателем, не то занесет!». Такие знания и умения современным водителям, действительно, практически неведомы.

Но все же, считать уборку дорог зимой удовлетворительной или нет? Безусловно, все мы хотим, чтобы зимой и дороги, и тротуары были такими же, как летом. И в холодное время года требуем от служб благоустройства скорейшей расчистки и вывоза ненавистного снега, который так «внезапно» обнуляет всю очистку и подсыпку дорог.

РАЗНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ

Много замечаний по поводу содержания и очистки ржевских дорог недавно было высказано на заседании комитетов Городской думы. Именно там и прозвучало, что в муниципальный контракт по зимнему содержанию дорог не входят такие важные территории, как подходы к лечебным и образовательным учреждениям. Почему? Потому, что самостоятельные структуры, которые ведут свою финансово-хозяйственную деятельность, сами должны  заключать договоры с обслуживающими организациями. Другой вопрос — хватит ли у них на это средств и компетенций. Та же ЦРБ имеет региональное подчинение и вправе искать варианты для полноценного обслуживания прилегающей территории (а это не только очистка от снега, но и подсыпка, организация освещения и другие вопросы).

Однако бывает, что организация этого сделать не смогла — а такое тоже вполне может случиться, учитывая дефицит средств, дорожной техники да и просто хозяйственных навыков у руководителей, чья прямая обязанность — учить-лечить, а вовсе не чистить-сыпать.

При этом простому жителю города неважно, кто виноват в скользком тротуаре, обледеневшем крыльце и снежном вале на повороте к больнице или детсаду. Он все равно будет винить местную власть, ведь так? Так. И ему вовсе не интересно, что формально в этом виновны совершенно другие службы. И то, сколько денег выделяется на содержание дорог и можно ли на эти деньги их действительно содержать — тоже неинтересно.

ВЫРУЧАЮТ ПРЕДПРИЯТИЯ

— В качестве выхода из положения — помощь городских предприятий и организаций, — говорит глава Ржева Роман Крылов. — Эта практика сложилась уже давно, город условно поделен на территории, каждую из которых очищают от снега АО «514 АРЗ», ПАО «Электромеханика», АО «КСК Ржевский», мебельный комбинат и другие предприятия и организации. Уже нет необходимости напоминать или просить, руководители и сотрудники этих организаций и так знают, что сразу после приведения в порядок подведомственных территорий нужно выезжать в город и расчищать дороги там. Так, авиаремонтный завод обслуживает улицы Челюскинцев, Краностроителей, Республиканскую и расположенные там соцучреждения, «Электромеханика» — заводской микрорайон, больничный городок, 4-ю школу, КСК приводит в порядок улицу Центральную и прилегающие объекты, точно так же поступают мебельный комбинат, «Инчермет», «Элтра»… На помощь городу приходят и частные организации, и индивидуальные предприниматели, в чьем распоряжении есть спецтехника. Получив сводку о надвигающейся непогоде, мы собираем заседание КЧС с приглашением всех ответственных структур и упомянутых руководителей, детально разрабатываем план действий и расстановку сил и ресурсов.

Резервы муниципального предприятия «БиЛД» невелики, и тем важнее использовать их максимально рационально. Нынешняя зима (а надо сказать, что она заставила нас вспомнить, какой должна быть настоящая зима) показала ряд слабых мест. И одно из них — обслуживание дорог второстепенных, в том числе, частного сектора.

Конечно, как любой из жителей города, я хочу видеть на улицах Ржева уже в момент снегопада большое количество дорожной уборочной техники. Но давайте вспомним, сколько сильных снегопадов было нынешней снежной зимой? Вот столько раз нужны в сезон спецмашины, а в другое время они будут просто простаивать. То есть, нужно не большое количество техники, содержание которой, учитывая запчасти, налоги и зарплату персонала, обходится довольно дорого. Нужна хорошая и универсальная техника, которую можно комбинировать по необходимости и в зависимости от сезона и погоды.

НУЖНА УНИВЕРСАЛЬНАЯ ТЕХНИКА

Зимнее содержание территорий — это не только очистка и посыпка дорог. Пешеходные зоны тоже нужно обслуживать, и с учетом того, что в последние годы в Ржеве стало больше брусчатки, нужно понимать, что и содержания она требует бережного. А в распоряжении муниципального предприятия благоустройства на сегодняшний день для этого один маленький трактор «Беларус». Машинка хорошая, но одна! Такой же дефицит с грейдерами: среднего, которому под силу обработать узкие улицы частного сектора, нет, а большой (уже видавший виды) на таких дорогах далеко не везде применим — он попросту не сможет пройти и развернуться. Отсутствуют и средства малой механизации. Жители наверняка заметили, что улица Краностроителей, возле «дамбы», у храма, всегда очищается от снега быстро, а с другой — с опозданием. Причина в том, что более широкий тротуар можно очистить при помощи трактора, а более узкий — только вручную.

Зауженных тротуаров в Ржеве много. Это — наследие частных контор, которые открывали магазины и офисы на первых этажах, и входные группы с козырьками и ступенями выносили на тротуар — особенно много таких по Большой Спасской улице.

Есть информация, что вскоре «БиЛД» найдет возможность приобрести как минимум две машины для обслуживания дорог и тротуаров, и выбирать их будут прежде всего с позиции универсальности.

— Нагрузка на предприятие благоустройства значительно выросла, — отмечает глава Ржева Роман Крылов. — И не только по обслуживанию дорожной сети и обновленных объектов городской инфраструктуры, но и по планомерно усиленной уборке старых деревьев. И в этих условиях предприятию сложно, учитывая, что бюджет на эти цели в 2021 году почти вдвое меньше, чем 15 лет назад. Тем важнее грамотно распределить силы и средства, чтобы получить максимально возможный эффект. Нужно понимать, что затраты должны быть намного больше, без этого нельзя рассчитывать на хороший результат, на который мы нацелены. Поэтому администрация и депутаты изыскивают различные варианты организации работ, и очень благодарны тем, кто помогает. Используем своего рода бартер, например, когда в «БиЛДе» появилась установка для переработки остатков спиленных веток в щепу, это сырье стало полезным для питомника, поставляющего в Ржев саженцы деревьев ценных пород.

…Да, зима почти прошла, но ее уроками нужно пользоваться, готовясь к следующей. Колейность на дорогах после снегопада доставила много неудобств автомобилистам, которые ругали дорожные службы и администрацию почем зря. А причиной тому стала поломка большого грейдера. Выйдя из ремонта, он за пару ночей привел в порядок дороги, которые до этого приходилось чистить малым грейдером.

Кстати, в нынешнем году практиковалась ночная очистка дорог — более быстрая по причине отсутствия припаркованных на обочинах автомобилей.

Впереди весна, и встает задача убрать с улиц песок, которым зимой боролись с гололедицей. Его объем в нынешнем году намного больше, чем в прошлом. А администрации и Думе предстоит думать о способах обновления технопарка МКП «БиЛД».

— Причем на первый план сейчас должно выйти не собственно количество техники, а ее состояние и универсальность. Имеющейся не хватает еще и по той причине, что она постоянно ломается. На одну исправную машину  взять 2-3 операторов, которые будут меняться, а машина работать круглосуточно… Есть и такая техника, которую выгоднее не приобретать, а арендовать. В прошлом году на улицы Ржева выходил дорожный пылесос нового типа, он убрал центральные улицы буквально за 1-2 ночи. Имеющиеся у нас в городе подобные машины намного менее эффективны: комплект пластиковых щеток, которые заметают пыль и листву в емкость (а попутно поднимают в воздух) изнашивается за считанные дни, а стоит сотни тысяч рублей, — поясняет глава города.

А еще одна задача ближайшего будущего — начать уделять внимание дорогам второстепенным, отмечает он. Особенно тем, где нет асфальтового покрытия.

— Обслуживание грунтовых дорог требует больших затрат. Грейдирование без подсыпки, о котором часто просят жители, приносит кратковременный (а иногда даже и обратный) эффект, ровно до первого дождя. А подсыпка — очень большие деньги. В прошлом году на второстепенные дороги (улицы Елисеева, Щорса, П. Савельевой, Пионерский переулок, подъезды к новому кладбищу) было высыпано более тысячи кубометров щебня, и это капля в море. Однако на сегодняшний день нет ни одной (!) программы по субсидированию ремонта и обслуживания дорог с грунтовым покрытием, помощью которой мы могли бы воспользоваться. А собственными средствами муниципалитету под силу решать только точечные проблемы в небольшом объеме.

Тем не менее, дорожный вопрос всегда стоит наверху в повестке. Администрация, как и в прошлом году, подготовила много проектов по ремонту дорог — тактика «запаса» в прошлом году дала возможность воспользоваться дополнительно выделенными областью средствами. А если бы проекты готовы не были, мы эту возможность упустили бы, как ряд других муниципалитетов. Несмотря на то, что к каждому из них нужна своя доля софинансирования, а городской бюджет-2021 складывается очень непросто, будем пытаться справиться и с этим. Ведь дороги, тротуары и общественные территории — важные слагаемые комфорта в городе.

Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *