«ПРОДОЛЖЕНИЕ»

12 марта в Твери открылась областная художественная выставка. Своими впечатлениями о вернисаже поделилась Анна Шестакова, искусствовед, ответственный секретарь Тверского областного отделения Союза художников России.

— Областная художественная выставка — всегда крупное событие в культурной жизни Верхневолжья. Такие выставки проводятся регулярно, но неизменно вызывают большой интерес. Во-первых, потому, что на одной экспозиционной площади демонстрируются одновременно живопись, графика, скульптура, произведения декоративного и храмового искусства. Все они свежие, недавно созданные художниками. Важно и другое: в едином пространстве соседствуют работы, значительно отличающиеся друг от друга по стилистике. Это вполне объяснимо: их создатели — люди разных поколений и мировосприятия.

Организатором выставки традиционно выступает Тверское областное отделение Союза художников России. Отбор работ осуществляет выставочный комитет, сформированный из наиболее авторитетных и творчески активных членов организации. Сложная эпидемиологическая ситуация обусловила просмотр произведений по фотографиям. Цифровое изображение, конечно, не может заменить подлинник, тем не менее, вынужденный дистанционный формат проведения выставкома упростил порядок подачи заявок на участие в вернисаже.

Из 380 работ 102 художников из Твери и десяти районных центров выставочный комитет отобрал порядка 150 произведений 85 авторов. В экспозицию вошли 140 работ 78 художников (63 из них — члены Союза художников России). Ржевитян на выставке представляют график Александр Цветков (пастели «Старицкий монастырь вечером» и «Сельский пейзаж»), живописцы Ирина Аввакумова («Святые места в Кашине») и Павел Соловьев («Начало лета»).

Крупная сборная выставка — это всегда радость общения, своего рода творческий диспут, провоцирующий на размышления о критериях художественного, на поиск среди представленных произведений таких, которые действительно соответствуют этим критериям, независимо от места дислокации в экспозиции и регалий автора.

Выставка «Продолжение» открывается двумя реалистическими пейзажами, запечатлевшими природу среднерусской полосы. Именно их в первую очередь видит зритель. Он может предположить, что впереди — целый ряд таких работ, но ошибется, поскольку окажется в иной стилистической реальности: учтивый реверанс традиционной ландшафтно-видовой живописи сменяется декоративным озорством нескольких полотен с человеческими фигурами, изображенными с определенной долей условности, и деревянными женскими изваяниями, состоящими из балясин разной конфигурации. В залах присутствуют и портреты, и жанровые произведения, и натюрмортные композиции. А вот пленэрная пейзажная живопись, по количеству демонстрируемых работ обычно преобладавшая на предыдущих областных вы-ставках, на этот раз не в приоритете. Быть может, у членов выставочного комитета предвзятое к ней отношение? Вовсе нет. Возникшая ситуация — повод задуматься о том, что пейзаж начала XXI века, ориентированный на идеалы классиков советского реалистического искусства, зачастую инертен, подражателен, нередко чрезмерно натуралистичен, а, главное, «заточен» на коммерческий успех. Предостережением звучат слова Стендаля: «Цель личной выгоды у художника убивает всякое произведение искусства».

Тематика проходящей выставки обширна, однако ярко звучит лейтмотив Великой Отечественной войны. В мир трагических страниц прошлого зрителя погружают иллюстрации к стихотворению Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом» и графический диптих, в котором художественно осмысливается оккупация Калинина в 1941 году. Хрупкими воспоминаниями-призраками рисуются акварели серии «Листы из альбома. Дети войны». Мужская, женская и детская фигуры предстают на фоне креста в деревянном горельефе «Судьбы». Лаконично скульптурное изображение головы бойца в пилотке. Пронизана символизмом и безысходной обреченностью керамическая композиция «Репрессия», вызывающая ассоциации с полотном Василия Верещагина «Апофеоз войны». Мощным аккордом, завершающим и тему, и всю экспозицию в целом, звучит гобелен «Марш «Прощание славянки»». Оказывается, для того, чтобы услышать пронзительный чеканный шаг монолитного строя идущих на смерть бойцов, достаточно взгляда с экспозиционной стены. Упомянутые выше произведения создавались для художественных проектов областного и всероссийского уровня, посвященных 75-летию Великой Победы. Но те масштабные выставочные планы, увы, не осуществились.

Пандемия коронавирусной инфекции внесла серьезные коррективы в привычную жизнь, заставила о многом задуматься и остро ощутить хрупкость земного благополучия, ценность человеческого общения. Сложный для всех нас период, полный тревог и телесных недугов, несомненно, нашел отражение в произведениях. Два из них, написанные маслом и объединенные в диптих, так и называются «Осень 20-го года». Молчаливые сумерки, небольшой дом с высоким крыльцом. В эпицентре зрительского внимания — маленькое окно, освещенное ярким светом. Оно одновременно и манит, и вселяет беспокойство, придавая цветовую и эмоциональную остроту зыбкой валерной живописи. Звенящая тишина и внешняя бессобытийность, напряженный искусственный свет присущи и некоторым другим работам.

И все же, несмотря на тревожные интонации и ощутимое тяготение к скупой монохромности, выставка не производит тяжелого впечатления. В экспозиции есть мес-то и мягкой лирике, и радостному воодушевлению. Отдельные разделы посвящены народному искусству, наделенному светлым оптимистичным началом, и иконописи, неизменно прославляющей стойкость духа и утверждающей победу вечной жизни над смертью.

Жизнь продолжается. Продолжается разговор об искусстве. Рождаются емкие художественные высказывания. К счастью и воодушевлению, открываются новые имена. Будучи профессионально безупречным, максимально искренним и честным в своих душевных порывах, талантливый художник непременно окажется услышанным и овладеет сердцем зрителя.

Остается добавить, что экспозиция работает до 4 апреля. Добро пожаловать в Тверской городской музейно-выставочный центр (Тверь, ул. Советская, д. 54).

Елена Сооляттэ

Фото Анны Шестаковой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *