РЖЕВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА РУБЕЖЕ ХIХ-ХХ веков

К началу советской эпохи Ржев как уездный город Тверской губернии представлял собой значимый образовательный центр Верхневолжья.

До 1918 г. здесь работали две гимназии: мужская и женская. Это был основной тип средней общеобразовательной школы, где учились дети дворян, чиновников, интеллигенции. Согласно данным на 1910 г., в мужской гимназии обучалось 343 учащихся, где работали 39 преподавателей. На тот же период в женской гимназии училось около 300 девочек. Добавим, что 31 мая 1918 г. на основании Постановления Наркомата было введено обязательное совместное обучение, а сами гимназии преобразованы в Единые трудовые школы II ступени (аналог средних школ).

На тот же 1910 г. в Ржеве функционировали 17 низших учебных заведения (9 — для мальчиков, 3 — для девочек, 5 — для совместного обучения): всего — 1961 воспитанник.

Кроме того, с 1912 г. путем реорганизации городских училищ с включением повышенной программы действовали два Высших начальных училища. Они имели определенный общественный статус и предназначались для детей зажиточных горожан, мелких чиновников, других слоев населения.        Кстати сказать, на 1913 г. среднестатистическая грамотность по стране составляла всего 21% населения.

До 1918 г. во Ржеве работала «Школа ремесленных учеников» (таково ее официальное название). Она была открыта в 1909 году на средства известного горожанина Н.И. Болоболина. Здесь подростки обучались основам кузнечно-слесарного и токарно-столярного производства. Подчеркнем, что еще в 1871 г. при активном участии Д.И. Менделеева функционировала местная техническая школа, к сожалению, проработавшая только два года.

С 1876 по 1918 гг. в городе действовал Дом призрения бедных детей, где, кроме социальной помощи (кров, питание, одежда), проводились уроки грамотности в 2-х классном приходском училище (современный вид социального приюта).

В Ржеве работало уездное отделение Тверского епархиального училищного Совета, которое находилось при местном епархиальном училище. В нем обучалось около 300 девочек.

В 1915 г. с началом первой Мировой войны на Верхневолжье приехало много беженцев, в их числе и латыши, для детей которых стало работать начальное двухклассное училище. С открытием во Ржеве в 1915 г. учительской семинарии (она находилась в с. Успенское) стабилизировался сам процесс и подготовки младшего педагогического корпуса, главной целью которого ставились образовательные задачи: ликвидация безграмотности, поднятие общего культурного уровня, введение и изучение новых научных дисциплин.

Курс учительских семинарий был государственно установлен как 4-летний период обучения учащихся педагогического профиля. Его учебный процесс во многом обуславливался требованиями православной церкви, что сказывалось на предметной специализации. (Для читателя: на начало 1917 г. в России функ-ционировала 171 семинария). По существу, это была ступень современного средне-специального образования с элементами общевузовской подготовки. В них преподавали русский язык, литературу, историю, математику, естествознание, физику, психологию, педагогику, методику первоначального обучения, цикл искусствоведческих уроков (музыка, рисование) и другие предметы. Необходимыми практическими дисциплинами признавались ручной труд (знание ремесел и домоводства) и обучение навыкам работы в сельском хозяйстве. Надо отметить, что именно сельское местонахождение семинарий регионального типа было закономерным правилом их жизнедеятельности. Так, например, Смоленская Вяземская учительская семинария располагалась тоже не в самом городе, а в селе Алферово.

При учительской семинарии обязательной формой учебного сопровождения и педпрактики было содержание образцовой школы, где будущие учителя закладывали основы своих организаторских способностей, культурно-просветительной и преподавательской деятельности.

События 1917 г. в корне изменили ход ржевской истории педагогического образования, когда порушилась вся структура и наработанные его модели. И в первую очередь это коснулось учительской семинарии. В архивах сохранился списочный состав ее абитуриентов на 1915 г., но, по-видимому, ни одного выпуска так и не состоялось.

30 мая 1918 г. был подписан Декрет о передаче в ведение Наркомпроса всех учебных и общеобразовательных учреждений. Семинарии, как вид не светского просвещения, надлежало повсеместно реорганизовать либо закрыть. В 1919 г. ржевская учительская семинария была преобразована в трехгодичные педагогические курсы, которые стали действовать в здании бывшей женской гимназии. А уже через год, согласно указанию ГУБОНО, для безотлагательного решения по искоренению безграмотности, в Ржеве создается Институт народного образования (ИНО). Он подразделялся на три отдела. Первый и второй отделы предполагали подготовку учителей 2-й ступени (для семилетнего школьного образования). В третий отдел вошли учащиеся педкурсов, большинство которых составили бывшие семинаристы; он был рассчитан на совершенствование педкадров для школ I ступени (4-классное обучение).

Представим читателю краткий список учителей, работавших в нашем городе в начале ХХ в., с указанием их образовательного уровня. Выпускники Московского университета: М.В. Каменев-Любавский (физико-математический факультет); А.Д. Орехов (отделение естественных наук физико-математического факультета); И.И. Каширин (физико-математический факультет, специальность — математика); В.А. Вишневский (химический факультет); Б.И. Абрамов (историко-филологический факультет, специальность — история). Петербургский университет и Петербургская Педагогическая академии: Н.П. Шульц. Киевский университет: А.Ф. Дружиловский (специальность — история). Юрьевский университет: А.М. Рождественский (медицинский факультет, специальность — врач и преподаватель гигиены). Петербургский пединститут: Л.В. Михайлова, А.П. Антипенко (+ курсы французского языка в Гренобле). Петербургская сельхозакадемия: А.В. Сорокин (факультет агрономии). Московский Учительский институт: А.А. Ченцов (факультет: естествоведения). Московские высшие женские курсы: В.Н. Любская, А.В. Берсенева. Московская Духовная семинария: А.Н. Соболев; М.М. Некрасов (специальность — педагогика). Московское Высшее Строгановское художественное училище при Академии художеств: Н.А. Романовский (специальность — рисование и черчение); А.И. Шарапов (рисование и лепка). Тверская Духовная семинария и регентско-учительские курсы (Москва): Н.Т. Васильев. Тверской пединститут (или Учительский) и Алферовская (Вяземская) учительская семинария: Н.М. Кольцов. Московский сельскохозяйственный техникум: Е.В. Дьяков. Пензенская художественная школа: Н.П. Шведов. Петербургская военная гимназия и гимнастическая школа: Ф.Г. Плинк. Московские регентско-учительские курсы: А.А. Курносов (специальность — музыка и пение).

Читателю напомним, что это только те специалисты педагогического труда, которые известны автору статьи из подлинных архивных документов. Список действительно внушительный, и даже на сегодняшний день вызывает уважение и гордость за интеллектуальное состояние педагогического состава ржевского учебного заведения.

В 1921 г. вновь произошло реформирование в сфере ржевского образования: Институт народного образования (ИНО) поменял название, став Практическим ИНО. И, как потом оказалось, коснувшаяся утрата самого названия повлекла за собой весьма скорую реорганизацию всего учебного процесса.

Клич советского государства о ликвидации неграмотности имел свои «острые углы». Массовая волна школьно-ученического движения все нарастала, а учителей среднего и начального звена не хватало.

Ржевский Практический институт народного образования в большей степени был переключен на ускоренную и экстернаторскую формы учебной подготовки (на это сказалось и очень слабая образовательная база поступающих абитуриентов, в основном, прибывших из сельской местности). А третий отдел, в котором сохранялись хорошие ученические кадры бывшей учительской семинарии, а также городских мужской и женской гимназий, получил функции педагогического техникума.

Переименование коснулось не только Ржева, но и Твери. Только вот потом для нашего города это обернулось невозвращением вузовского статуса.

Само переименование на «практический институт» решало, прежде всего, текущие задачи: быстро «слепить» подобие школьного наставника и посадить всю страну за парты. Партия Советов срочно выдвигала требование подготовки значительного количества специалистов, строго спрашивая за все большее количество выпускников. Был приказ — и он не обсуждался.

И здесь мы должны вспомнить А.Ф. Дружиловского (1888 — после 1940), который вместе со своими мудрыми коллегами-учителями, аккуратно вывел свой школьный корабль с чиновничьих рифов военного времени. Хотя и не без горьких потерь.

Немного забегая вперед, скажем, что почти через 20 лет в 1939 г. в Ржеве вновь откроется Учительский институт, где будут работать в том числе и лучшие московские профессора. Безмерно жаль только, что его работу прервет Великая Отечественная война.

А.Ф. Дружиловский, будучи на тот момент (1921 г.) директором и Института народного образования и техникума (как часть ИНО), пишет рапорт в губернский отдел народного образования о неопределенности положения и института, и техникума. Мало того, что учебные заведения располагались в одном помещении (теперь это здание швейной фабрики), и занятия порой велись параллельно в тех же аудиториях. Но накладывались и чисто житейские проблемы, когда сама текучесть и отсеивание учащихся происходили спонтанно, не по вине учебного заведения. А планку вуза и суза надо было выдержать: читать полноценные лекции, сдавать экзамены, проходить практику, словом, по-настоящему учиться. Было очень трудно держать списочный состав. Шло постоянное и бесконечное колебание числа учащихся по житейским и бытовым причинам: отсутствие транспортного сообщения, а ведь большинство из них приезжало в Ржев из дальних уголков близлежащих уездов; повальный голод и нищета, безработица родителей, элементарная нехватка одежды и обуви, разновозрастность обучающихся и т.д. А многие ученики были просто сиротами из-за прошедших войн и революций.

Алексей Федорович Дружиловский в своем заявлении к губернским властям в 1921 г. просит разрешить сложившееся положение в пользу ржевского педтехникума. Он отчетливо понимает, что это в должной мере реально определит и дальнейший статус регионального учреждения образования, и обеспечит оптимальную сохранность именно такого типа учебного заведения.

Оценивая всю сложность текущего положения, обстановку в стране, шаткость властных структур и сумятицу переходного периода, А.Ф. Дружиловский берет на себя личную ответственность закрытия Института народного образования. Для него, как для руководителя, это был очень тяжелый шаг, ведь он отступал от самим им созданного вуза. Он сам подбирал штат преподавателей (а это выпускники ведущих российских университетов с добротным практическим опытом), сам выстроил адаптированную структуру такого учебного заведения, которое системно решало несколько задач педагогической работы в подготовке широкого спектра специалистов: от элементарного обучения грамотности до основ научного мышления.

И, вместе с тем, Алексей Федорович не мог позволить штамповать и выпускать педагогов как пустые конвейерные заводские болванки. Ведь учитель в своем лучшем понимании — это сложившаяся личность, владеющая не только скороспелыми и узкоспециальными знаниями, но и обладающая культурно-образовательным статусом. В условиях же небольшого уездного города, с его нескончаемым потоком беженцев (еще шла гражданская война), беспросветным мещанским бытом и ограниченностью общего интеллекта, суровым и полуголодным существованием было очень тяжело подняться до институтской планки. И он отдает пальму первенства Твери, где на тот момент тоже решался вопрос о реорганизации Института народного образования. Именно тогда и был создан Тверской учительский (педагогический) институт (ныне Государственный университет), став головным вузом губернии.

Только в конце ХХ в. во Ржеве стала складываться вузовская подготовка студентов, и то пока только на правах филиалов Тверских и Московского вузов. А начало ей положил Алексей Федорович Дружиловский, сам выпускник Киевского университета, историк, обществовед, социолог. Настоящий интеллигент — понимающий, разумный, мыслящий, творческий созидатель общественного развития и культуры. Человек высоких нравственных и гражданских позиций.

Ольга Кузьмина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *