РЖЕВСКИЕ ПРОХОДОЧКИ

23 марта в клубе железнодорожников состоялась очередная встреча из цикла «Спасские вечоры». На этот раз зрители познакомились с удивительным родником народного творчества — традиционным русским народным танцем.

Ансамбль русской песни «Рябинушка» (рук. И. Кузнецова), танцевальный ансамбль «Русь» (рук. Т. Соловьева), театральный коллектив «Зазеркалье» (рук. В. Королёва) учили танцевальным па краковяка, мужской пляски, дробушек и завивали хоровод. Атмосферу народного гуляния создавал гармонист Сергей Орлов. Вел вечоры Денис Бояркин.

О плясках, переплясах, хороводах и других танцах разных народов знает все Ольга Кузьмина, руководитель ансамбля «Тальяночка».

— Норвежский халлинг, белорусский крыжачок, молдавская сырба, грузинская лезгинка, украинский казачок… — какое изобилие национального колорита, музыкального аромата и характерных движений! — говорит Ольга Михайловна. — Каждый народный танец — это маленькая жизненная мозаика и рассказ о самобытности, история о чьей-то малой родине, ее печали и скромных радостях, о родимой земле. А как красивы народные костюмы! Сколько же в них поэтики, удобства, красок! Немного отвлекаясь, расскажу, что когда бываю за границей, стараюсь посмотреть национальные праздники. И всегда местные в эти дни стремятся выходить «на люди» в традиционной одежде, гордясь своими нарядами и головными уборами. Мы же почему-то стыдимся показаться немодными, страшимся наших традиций, опасаемся быть непонятыми, отвергаем свое исконное. Зря. Мы же дома, и никто не помешает нам в выражении самих себя.

Русские народные танцы интересны своей спецификой. В каждой местности были рождены свои плясы. Вот, например, хоровод — это древний народный танец славян, подчас обрядовый. Основной фигурой танца является круг. Это своего рода круговая композиция, символизирующая солнце. Карагод, танок, хоровод, крУги, улица, городок — вот только несколько местных названий такого танца. И в каждой губернии были свои особенности ведения этого кругового пространства, свой темп, свой пошаговый ритм.

Интересны русские пляски. Кадриль и гусачок, калинка и барыня, казачок и камаринская, чижик-пыжик и лансье, проходочки и улишные, матаня и пересек, падеспань и вальсок… — целое разноцветье народных па и присядок, дробушек и подплясываний.

Хочу сказать, что к пляскам всегда относились очень серьезно. Даже в годы Великой Отечественной войны устраивались смотры плясунов, а на фронте все солдаты уважали своих сотоварищей, умеющих лихо станцевать задорную камаринскую или русскую барыню.

В 1944 году, когда Ржев уже был освобожден от неприятеля, именно сюда постоянно направлялись небольшие мобильные концертные бригады, чтобы хоть как-то скрасить трудные военные будни. Более того, именно на ржевской земле состоялись дебютные танцевальные премьеры в будущем известных по всему миру хореографов Надежды Надеждиной и Татьяны Устиновой. Надежда Сергеевна стала основателем легендарного ансамбля «Березка» (1947-1948 гг.). А наша землячка с тверской «Пролетарки» Татьяна Устинова сделала блистательную карьеру в хоре им. Пятницкого.

Но вернемся к «Ржевским проходочкам».

Интересной находкой нашего проекта стало проведение экспресс мастер-класса старейших народных исполнителей русского танца для юных дарований. Их провели В. Один, В. Королева, Г. Шихмамедова. Аккомпанировал на гармони С. Орлов.

В заключение отметим, что именно такое творческое содружество опытных народных мастеров танца и нашего подрастающего поколения способно возродить традицию — традицию национального пляса.

Подготовила Елена Сооляттэ

Фото Дениса Бояркина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *