ИСТОРИЯ АВИАРЕМОНТНОГО ЗАВОДА

В 2021 году АО «514 Авиационный ремонтный завод» («514 АРЗ») отмечает своё
80-летие. По историческим меркам — период небольшой, но сколько всего происходило за это время в нашей стране и мире! История завода — это труд его коллектива и судьбы людей, чьи героизм и мужество в суровые годы Великой Отечественной войны и трудовая доблесть в пору мирного созидания вызывают чувство глубокого уважения и гордости. Именно их трудом завоевывалась слава предприятия.

Рождение «514 АРЗ» происходило в самое трудное и горькое для нашей страны и народа время.

1941 год. Начало Великой Отечественной войны. Страна несла неисчислимые потери, которые не обошли и авиацию. Уже в первый день войны, 22 июня, Советский Союз потерял множество самолётов — многие из них даже не успели взлететь и были разбомблены на своих же аэродромах.

В первый год войны ощущалась острая нехватка самолётов. Чтобы успешно сражаться с захватчиками, нужно было не только получать новую технику (авиационная промышленность работала, заводы строили боевые машины даже в эвакуации), но и стараться сохранить имеющуюся. Поэтому 1941 год стал временем массового создания авиаремонтных мастерских.

К 20 июля 1941 года на базе стационарных ремонтных мастерских № 164 Воронежского вагоностроительного завода имени Тельмана были сформированы «19-е подвижные ремонтные мастерские», которые представляли собой эшелон из 22-х вагонов-теплушек. Такие вагоны знакомы нам по фото и кинофильмам. Из грузовых формировались санитарные вагоны-летучки и, как «19-е ПАМ», заводы на колесах.

В вагонах авиаремонтных мастерских располагались восемь цехов, дизельная электростанция, вагон-баня, вагон-штаб и вагон-кухня. Двадцать два вагона были укомплектованы специальным оборудованием, станками, инструментом для ремонта самолётов и авиационных моторов в полевых условиях. И люди тоже жили здесь: спали в таких же вагонах на двухэтажных нарах. Личный состав мастерских насчитывал 620 человек: 42 — военнослужащие, остальные — из запаса. Многие никогда не работали в ремонтных организациях, не служили в авиации. Но страна поставила задачу: быстро создать полноценную ремонтную организацию. И люди начали восстанавливать самолёты.

ВОСПОМИНАНИЯ

Василия Ждамирова война застала в Воронеже: 23 июня 1941 года он был призван в ряды Красной Армии и направлен в воинскую часть 26276 — «19-е подвижные авиационные мастерские» воентехником 2-го ранга. «Много пришлось приложить труда и знаний руководящему составу для обучения людей ремонтному делу. Учили, не считаясь со временем и отдыхом», — вспоминал Ждамиров (Василий Карпович в годы войны был начальником самолётного цеха «19 ПАМ», после войны работал на предприятии до 1956 года).

Ремонтные работы велись одновременно с организацией рабочих площадей, изготовлением приспособлений и инструмента для ремонта, строевым и техническим обучением и воспитанием личного состава. Одновременно готовился железнодорожный состав из спецвагонов. Весь комплекс был готов в августе 1941 года, но с июня по конец лета личный состав цехов продолжал с помощью работников стационарных мастерских и специалистов завода знакомиться со спецификой ремонта самолетов и ремонтировать их.

Только за три первых месяца войны личным составом «ПАМ-19» было восстановлено 36 самолётов и 35 авиационных моторов.

21 сентября 1941 года авиационные мастерские выехали на фронт обслуживать боевые части. И почти сразу же после выхода эшелона с территории завода он попал под бомбежку. Когда с неба посыпались бомбы, народ кинулся врассыпную, в поля, хотя на станции имелись бомбоубежища. Начальник поезда Константин Миронюк сумел остановить панику и решительно приказал всем спрятаться в укрытии. Сложно поверить, но эшелон избежал немецких бомб, и ни один человек из более чем шестисот не пострадал. Майор Миронюк, которого после этого стали называть «Счастливчиком», провел «19 ПАМ» через всю войну, сам был награжден пятью орденами. Правительственных наград были удостоены 193 человека личного состава авиаремонтных мастерских.

В память об этой бомбежке в заводском музее до сих пор хранится макет-реконструкция событий.

В войну работали так: эшелон вставал где-нибудь в тупике, маскировался сетями и ремонтировал Ил-2, МиГ-3, Су-2, Як-1, Ла-5. Для укрытия от непогоды применялись палатки и навесы. Строились землянки и сараи. Были случаи, когда самолеты приходилось ремонтировать под бомбежками и обстрелом вражеской артиллерии. Особенно тяжело приходилось осенью и зимой, в условиях низких температур и повышенной влажности.

Поврежденные в боях самолеты требовали сложного ремонта. На них меняли фюзеляжи, наращивали крыло, сращивали лонжероны, меняли всю винтомоторную установку вместе с броней, монтировали новые шасси… Трудно описать, с какой энергией трудились солдаты и офицеры — бывало, они сутками не отходили от самолета, чтобы он скорее вернулся в строй.

Всю войну «19 ПАМ» двигались по рельсам за боевыми соединениями.

С июля 1941-го по октябрь 1944 года авиамастерскими было восстановлено столько самолётов, что их хватило бы на 45 полков. Причем на 18 полков из них — сверх плана.

«Ремонтируемые «ПАМ-19» моторы на самолёты Ла-5 по качеству и времени работы даже превосходят новые», — писал командир одной из авиационных дивизий. За успешную работу мастерские неоднократно отмечались в приказах командования как лучшие: в 1942 году — приказом № 0239 командующего ВВС Красной Армии, в 1943-м — приказом № 06 командующего ВВС и приказом N№ 0107 командующего 15-й воздушной армии, в 1944-м — приказами №№ 089 и 0277 командующего 2-й воздушной армии.

Авиамастерские продвигались вслед за Красной Армией и обеспечивали бесперебойный ремонт самолётов, укрепляя преимущество советских ВВС в воздушном пространстве.

Свое восхищение людьми из «19 ПАМ» выразил Евгений Долматовский в одной из глав книги «Автографы Победы», изданной в 1975 году:

«…если положить на вес Победы вклад, сделанный в нее людьми, о которых пойдет речь, окажется, что вклад этот огромен и достоин стоять в одном ряду с самыми яркими подвигами. Они были вооружены винтовками, но чаще держали в руках гаечный ключ, пассатижи, отвертку.

Вот так рассказывает о своей фронтовой работе один из них — Михаил Печковский:

«…1942 год. Воронеж уже захвачен врагом. Мы на аэродроме, окруженном лесом, севернее города. Возвращается с задания шестерка Ил-2. Слава богу, все шесть летят. Но один самолёт еле тянет, приземляется на самом краю поля, крыло опустилось чуть ли не до земли. Самолёт быстро оттягивают в лес, где мы хозяйничаем. Оказывается, зенитный снаряд разорвался под крылом, разворотил всё. Передний лонжерон вырван, всё крыло — как решето. Как лётчик долетел — непонятно, невероятно. И невероятная задача — вернуть самолёт в бой. Всю ночь при свете аккумуляторных лампочек мы где клепаем, где автогеном свариваем. К утру самолёт был готов к бою. Он вылетел на задание, пробомбил танковую колонну, шедшую к Воронежу, и благополучно вернулся на аэродром».

«Идет за годом год. Порой мы сами удивляемся, да мы ли это были в период Великой Отечественной войны, или может быть, какие-то чудо-богатыри? Нет, это были мы, личный состав «ПАМ-19». Мы внесли в победу над Германией свою ПАМовскую победку, в результате подобных и бесчисленно многих победок образовалась грандиозная Победа. Почему мы, личный состав части, как и весь народ нашей страны, упорно и безотказно, не зная усталости, презирая страх, ежедневно и ежечасно, при наступлениях и отступлениях наших войск вкладывали свое умение, разум, силу, пот и кровь в эту Победу? Потому что мы верили в силу нашего строя, в свои собственные силы, потому что вдохновителем и организатором наших побед была наша Партия. Мы добивались победы над врагом путем быстрейшего ввода в строй самолетов. Наша часть на протяжении войны занимала одно из ведущих мест по всем технико-экономическим показателям в системе ВВС Советской Армии… Чтобы представить, какое значение имел ввод в строй наших 3360 самолетов, напомним и сравним, что на 6 июля 1943 года немецкий воздушный флот на всем восточном фронте состоял из 3000 самолетов», — пишет в своих воспоминаниях К. Миронюк.

Константин Игнатьевич Миронюк командовал «19-ми ПАМ» в самое тяжелое время — в годы Великой Отечественной войны и за этот период не потерял ни одного человека из личного состава.

За образцовое выполнение задач командования, проявленные при этом мужество, героизм и самоотверженный труд Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1945 года «19 ПАМ» были награждены орденом Красной Звезды, а 26 мая 1945 года авиационным ремонтным мастерским было вручено Боевое Красное Знамя — символ доблести и чести.

В музее предприятия, который был создан ещё к 40-летию части в 1981 году, бережно хранятся фотоальбомы со старыми фотографиями, на которых запечатлены люди, связавшие судьбу в годы Великой Отечественной войны с судьбой предприятия. Они смотрят на нас сквозь время.

(Из книги к юбилею «514 АРЗ»)

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *