ЖИЗНЬ В МАТЕРИАЛЕ

Декоративное искусство, такое многоликое по пластической образности и используемым материалам, всегда было тесно связано с производством. Тверской земле в свое время очень повезло. Благодаря активному развитию в XX веке вышневолоцкого стекольного завода «Красный май», конаковского фаянсового завода имени М.И. Калинина и нескольких других предприятий, многие талантливые стекольщики и керамисты, родившиеся в разных регионах страны, после окончания столичных художественных институтов связали свою жизнь с Верхневолжьем и вписали яркие страницы в историю тверского искусства.

Гибель известных на весь мир производств после развала Советского Союза надломила многих прикладников, поставив их в жесткие условия творческого выживания. Говорят, что в лихие 90-е выдающийся стекольщик Борис Фёдоров не брезговал искать на свалках выброшенные телевизоры: в их кинескопах использовалось качественное стекло. Кто-то скажет, что подобные действия умаляют авторитет автора. Ни в коем случае, напротив, они свидетельствуют о глубокой преданности художника избранному пути.

Увы, Бориса Фёдорова нет с нами, как и некоторых других тверских прикладников, обладавших неоспоримым творческим авторитетом, «горевших» искусством и, что важно, умевших «зажигать» других. Поэтому неудивительно, что на крупных областных художественных вернисажах произведений декоративного искусства все меньше и меньше.

Утолить возникшую печаль, вспомнить славное прошлое и вглядеться в настоящее призвана масштабная выставка «Жизнь в материале», организованная Тверским областным отделением Союза художников России в Твери в музейно-выставочном центре имени Лизы Чайкиной. В экспозицию вошло более трехсот произведений декоративного искусства, созданных в тверском регионе за минувшие пятьдесят лет. Из сорока авторов, чьи работы представлены в залах, четырнадцать уже ушли из жизни. Это художники по стеклу Сергей Коноплев, Ирина Маршумова, Борис Федоров, Виктор Шевченко, Наталия Эверт, керамисты Отари Гагнидзе, Анатолий Камардин, Николай Коковихин, Валерия Шинкаренко и другие признанные мастера декоративного искусства. Их знаковые произведения хранятся в ведущих государственных музеях страны, а камерные вещи — благодаря искренней заинтересованности коллекционеров, родственников и друзей художников — сейчас можно увидеть на выставке «Жизнь в материале». Некоторые прежде не выходили в свет.

Большая часть экспонатов — работы ныне здравствующих художников Елены Есиковой и Константина Литвина, Михаила и Антона Маршумовых, Светланы Федоровой, Татьяны Абкиной, Галины и Полины Камардиных, Татьяны Погодиной, Сапарнияза Султанмуратова, Ларисы Филиной, Анатолия Войтова, Армена Бабаева, Надежды Новожиловой, Константина Федорова, Александра Константинова и других. Показаны объекты-эксперименты, авторы которых известны прежде всего как графики и живописцы, в частности, Владимир Анисимов, Геннадий Самойлов, Игорь Гусев, Игорь Бучнев.

Выставка охватывает солидный временной промежуток, следовательно, у зрителя есть возможность прикоснуться к разным периодам жизни нашей страны, ощутить отличия в стилистических предпочтениях пяти десятилетий, почувствовать преемственность поколений. Отрадно и символично, что в залах демонстрируются произведения сразу нескольких творческих династий.

Экспозиционеры не стремились выдержать хронологический принцип создания работ, в приоритете — диалоги экспонатов по цвету и форме, материалам и фактуре, создание пространственных пауз, позволяющих насытить среду светом, воздухом.

Выставка очень разнообразна. Торжественные канделябры, большие стеклянные букеты, камерные хрупкие вазочки, предполагающие дружбу с живыми цветами, сосуществуют рядом с метафоричным художественным стеклом, построенным на ассоциативной образности и начисто лишенным возможности быть приспособленным в быту.

Ностальгию вызывают широко распространенные в 1970-е годы фаянсовые блюда и приборы, расписанные стилизованными растительными мотивами, отсылающими к народному искусству. Рядом с мажорной русской «агашкой» — многоликие восточные сказки: объемы и пласты из шамота с совершенно иным по духу мировидением. Особенно интересна керамика, в которой над синтезированием традиций превалирует тяга к пластическому эксперименту, поиску новых образных решений.

Одни работы производят впечатление с первого взгляда, другие требуют тщательного рассматривания, как, например, представленная в изобилии «кабинетная» керамическая скульптура. Фантазийные коты, лошадки, ежики, птицы и рыбы погружают зрителя в добрую веселую атмосферу озорства, шутки. Анималистическую тему продолжают керамические вазы в виде полусонных сов, замысловатые насекомые и аисты из бесцветного и синего стекла.

Стекло и керамика хрупки и при неосторожном обращении недолговечны. Зато почти неподвластны разрушительному воздействию времени мозаики, удачно соотнесенные на выставке с гобеленом. Если сравнить состоявшуюся экспозицию со стихотворной стопой, то ее ударными слогами окажутся именно гобелены — эмоционально наполненные, лаконичные и емкие по образному строю, тяготеющие к монументальному искусству. Впрочем, текстиль не ограничивается произведениями, выполненными в технике гладкого ткачества. Присутствуют в залах и батики, и коллажи из ткани, и образцы авторского женского костюма, дополненные декоративными украшениями. Драгоценная составляющая экспозиции — в прямом и переносном смысле — произведения ювелирного искусства.

Есть в залах и абстрактные скульптурные формы из известняка и мрамора, рельефная бумага ручного литья, пластиковые круги с орнаментами из знаков, имеющих философский подтекст, арт-объекты, при выполнении которых использованы дерево, металл, гипс, масляные краски. Столь разноплановые работы могут показаться зрителю неожиданными, даже спорными, но они вполне уживаются в едином выставочном пространстве с произведениями декоративно-прикладного искусства, выполненными в традиционных материалах и техниках. Предложенная экспозиционерами ситуация акцентирует внимание на важности пластических поисков и побуждает к размышлению о границах понятия «декоративное искусство».

Выставка работает до 1 мая.

Анна ШЕСТАКОВА, искусствовед

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *