«Нам школа родная — извечное солнце»

Игорь Ефимович Либензон, директор школы № 1 им. Пушкина:

«Нам школа родная — извечное солнце»

Досье «РН»

Родился 31 декабря 1953 года. В 1980 году окончил Тверской педагогический университет. 1986 г. — директор школы им. А.С. Пушкина. Школа под руководством И.Е. Либензона имеет звания «Школа высшей категории», «Школа года». И.Е. Либензон — член-корреспондент Академии общественных наук. Заслуженный учитель Российской Федерации. С 2007 г. — действующий депутат Ржевской городской Думы.

— Игорь Ефимович! Накануне 60-летнего юбилея принято размышлять над главными событиями своей жизни, оценивать те дела, которыми человек хотел послужить Богу, Отечеству, людям.

— Ну что же, давайте размышлять — о времени и о себе. Правда, когда говорят, что мне исполняется 60 лет, то кажется, это про кого-то другого. Для меня это звучит удивительно. Свое кредо могу выразить в следующих поэтических строках:

Никто и ничто не остудит нам сердце,

Никто и ничто не изменит ума,

Нам школа родная – извечное солнце!

Нам доля такая от Бога дана.

Для меня Бог — в словах, звуках, красках, в родителях, в детях, в коллективе учителей, в хороших людях, которыми матушка-Россия воистину не оскудела. Мама моя была педагогом, окончила свой профессиональный путь директором школы, словесник, учитель русского языка и литературы, как и я. Папа — военнослужащий, майор в отставке. Армию люблю, сам служил, многие хорошие начинания оттуда взял. Но, видимо, мамины гены оказались сильнее, раз связал свою судьбу с педагогикой. Семья военнослужащего вела кочевую жизнь — с детства у меня калейдоскоп городов, школ, людей, событий. Поменял 5 школ за свою бытность — начал двигаться в сторону Ржева с Дальнего Востока, жил на Украине, в Белоруссии, Москве. Родился в Комсомольске-на-Амуре, жил в Советской Гавани, где стоит памятник знаменитому фрегату «Паллада», на котором русский писатель Гончаров совершил свое кругосветное путешествие, описанное в одноименной книге. Биографическая суета, в хорошем смысле этого слова, определила во многом мое отношение к жизни: как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними. В свое время собирался в журналистику, окончил филфак, получил диплом журналиста, работал в «Смене», «Калининской правде». Писал стихи. Но однажды приехал в Ржев, зашел в пушкинскую школу. И вот по сей день я здесь.

Да, в преддверие 60-летия хорошо бы оглянуться: что удалось осуществить? Что не получилось из намеченного? Какие пожинаем плоды?

— Игорь Ефимович, Вы заметили, кругом одни юбилеи — в 2016 году Ржеву 800 лет, а пушкинской школе — 80. Но юбилеи — зачастую обратная сторона проблем.

— Да, в год 800-летия Ржева отмечаем 80-летие пушкинской школы. Хочу, чтобы ржевское турбюро включило школу N№ 1 в свои маршруты экскурсий по городу. В Ржеве сохранились старинные, знаковые места, но здесь мы имеем историческое здание. Хотите, сейчас пойдем, покажу, где штаб фашистский располагался. Что же касается проблем… Ремонт — это раз. Капитального ремонта у нас не было. Кадры — два. Кадровый вопрос надо решать. Рядом Тверь, где есть соответствующие вузы, педучилища. В чем же дело? Должна быть государственная программа, и не только директора должны кадрами заниматься. За кадрами стоит зарплата. 7142 рубля получает молодая учительница. Без комментариев. На августовской педагогической конференции, во время которой традиционно представляют молодых педагогов, на сцену вышла одна девочка. Помню, когда-то на этой сцене было не протолкнуться, в три ряда стояли молодые специалисты. Да, «не ладно что-то в нашем королевстве»! Бегущая строка на экране телевизора говорит о многом: «требуется учитель русского языка, английского, математики»! Словно дворника на работу приглашают. По среднеобластной статистике сегодня в школе — 49 процентов пенсионеров. У меня — 24. Тем не менее, это звоночек. О каком качестве образования, выдаваемом учителем, может идти речь, когда вопрос стоит о выживании?

— А как же стимулирующие фонды?

— Что касается финансирования, как такового, придуманные стимулирующие фонды — это один из аспектов психологической войны. Еще и придать все это любимой гласности, от которой в свое время страна развалилась. Сегодня продолжается тенденция, направленная теперь и на развал российского образования. Неужели высоко сидящие не знают, сколько нужно на житие-бытие учителю? Чтобы жить, учить и учиться самому — а это книги, театр, экскурсии, компьютеры и так далее. Девиз нашего педагогического коллектива «Docendo discimus» — «Обучая, учимся сами». Спасибо области, субвенции нам дают, и мы еще что-то приобретаем. Учителя стимулировать надо словом, делом и рублем. Но не копейкой.

— Игорь Ефимович, какие у Вас планы на следующие 60 лет или хотя бы 10? Что хотелось бы успеть?

— С прежних времен в нас крепко сидит убеждение: государство нам что-то должно. Может, и должно. Но государство — это мы и есть. В свое время удалось сделать не без помощи администрации города и области пристройку к школе. Но спустя 10 лет места в школе снова не хватает! К 80-летию школы и 800-летию Ржева на Думе поднял вопрос о строительстве новой школьной пристройки, которая решила бы вопрос со второй сменой. В ней могли бы разместиться кадетские классы для поста N№ 1 и «скалолазы» — мы с клубом «Шурави» дружим. К сожалению, ветераны Великой Отечественной уходят, а люди, которые нюхали порох, в школе должны быть, чтобы в детях воспитывать мужественность. Нашлось бы место и социокультурному центру. В нашем образовательном округе нет детского учреждения, куда родители могли бы прийти, например, отметить День рождения ребенка. Они бы с удовольствием пришли к нам в выходные, в каникулы, в праздники. Ну а дальше, пожалуйста — вот специалисты сидят, которыми не каждая школа может похвастаться — педагог-психолог, социальный педагог, логопед, учитель-методист. У нас хорошие успехи по оздоровлению — спортзал есть, спортивный клуб «Орион» открыт, медицинский кабинет отлично оборудован, прием ведут врачи детской поликлиники. Теперь вот стадион хочется с искусственным покрытием, ведь успехи наших учащихся известны далеко за пределами Ржева.

— Игорь Ефимович, по результатам учебно-воспитательного процесса пушкинская школа традиционно входит в тройку лучших школ города, но она еще и оазис культуры…

— Неслучайно несколько лет я обучался теории и практике управления в Тверском институте усовершенствования учителей. Хочу отдать должное учительству — труженику бесконечному, бесплатному и неоцененному. «Учитель, перед именем твоим …». Не только преклонить колени, но рухнуть перед своими учителями хочется. Мой любимый коллектив, честь ему и хвала, это «ратники знаний» в вечно юной стране с названием звонким «детство». Патриоты — в самом высоком смысле слова! Конечно, образование — составляющая часть культуры, а пушкинская школа — ее оазис:

И каждый день он рядом с нами,

До боли близкий и родной.

С проникновенными стихами

Во Ржеве Пушкин молодой.

Оазис культуры мы создали не без помощи родителей, которые школу в 90-е лихие сохранили. Но нам надо и дальше продолжать это делать. Только сегодня требовать надо громче. Не бегать на митинги, пошуметь и разойтись. Одного меня сегодня мало. Вот когда общественность пойдет…

Пушкинская школа — это триединство муз в широком смысле. Анималистика Бурова, знаменитая картинная галерея в школе — спасибо незабвенному Игорю Зиновьевичу Ладыгину. Сейчас у нас проходит межшкольный конкурс «Союз волшебный муз и дум». Музыка — школьный хор один из лучших. Смотрите, вот у людей есть живопись: краски, Левитан. Уберите! Бедными становимся. Музыка: мелодии, Чайковский. Уберите! Совсем нищаем. Литература: слово, Чехов. Уберите! Все, нет человека! Нет! Компьютеры, техника и прочее останется, но человека не будет. Музыка, живопись, литература — надо, чтобы это сохранялось вечно! Будет это, будет и человек. В Японии давно роботы бегают. Но они не люди. Японцы это прекрасно понимают, поэтому у них большое количество часов в школьной программе уделяется искусству, хореографии, живописи, музыке, родному языку.

— Да, нелегко быть оазисом культуры в современном мире.

— Например, у меня большие претензии к телевидению, федеральному и областному. На федеральных каналах все нужное показывают в то время, когда люди не смотрят телевизор. Все необходимое, воспитывающее, родное, национальное, культуроемкое, грамотное, художественное — днем или глубокой ночью. Меня возмущает, что телевидение показывает фильмы, которые разлагают человека. Раньше был такой момент, по субботам на областном ТВ показывали кино с комментариями. Сейчас только новости да новости. Нечего показать? Есть тематика: 800-летие Ржева. Крутите Вячеслава Кондратьева. А сколько в Твери театров! Почему бы не показывать театральные постановки? Да перед этим сделать встречу с актерами, специалистами. Вот вам и воспитательный момент.

— Дело в идеологии, которую не разделяют. У многих совершенно другое мировоззрение.

— Достаточно вспомнить знаменитые тезисы директора ЦРУ Алена Даллеса образца 1945 года: «Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания…. Литература, театр, кино — все будут изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, всякой безнравственности. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство, наркомания… — все это мы будем насаждать ловко и незаметно… Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее». Если американцы влезут в Россию, все мы будем влачить жалкое существование. Цель их одна — от Даллеса, Бжезинского, Клинтона, Рейгана до Горбачева. Сегодня за примером далеко ходить не надо — Ближний Восток, Украина. Не случайно против нас ведутся информационные, психологические войны — им необразованная масса нужна, тупой народ, которым легче управлять. А Россия — как сырьевой придаток, колония. Внуки потом спросят: «Что ж вы сделали? Продали нас, где вы были?»… Уничтожается медицина, культура, образование. Что следующее?

— Продолжают разваливать?

— В лучшем случае на образование у нас приходится 3,3 процента от внутреннего валового продукта. Южная Корея, Чехословакия, Финляндия — от 14 до 26 процентов от ВВП. Вот и ответ. При Сталине 12 процентов было, при Брежневе — 6. Сейчас — 3. Денег нет! Хотя реклама по ТВ — «Газпром — национальное достояние». Куда трубопроводы деньги качают? Явно не в сторону образования.

— Путин вот на российском литературном собрании недавно вспомнил — надо возвращать русский язык, литературу. «Даже если, — заявил Владимир Владимирович, — снижение интереса к чтению, к книгам является общемировой тенденцией, мы не вправе с этим смириться». Русский человек читает 9 минут в день, и это в лучшем случае. Как огромные природные богатства не мешают у нас существованию нищеты и убожества, так и огромный культурный потенциал не мешает прозябать в невежестве в полном соответствии с общемировыми тенденциями. Нехорошо!

— Конечно, литературу возвращать надо. Вербальности-то нет, одна клипово-экранная виртуальность. А ведь книжно-письменная культура — это святое! По телевидению идут одни ток-шоу, а где русская театральная школа, где национальный театр? Общественные палаты, думы, комитеты, фракции — все в разговорах погрязли. Давайте что-нибудь делать! Это один из этапов психологической войны — пусть разговаривают, но о том, что нам нужно. Государство разваливается не потому, что изначально рождаются болтуны, пьяницы, бандиты. Мы их воспитываем. Точнее, воспитывают с нашей помощью. Их задача — развал России. Наша задача другая — противостоять всеми силами. Силы еще есть. Самый великий народ в мире — русский, я глубоко в этом убежден. Потому что наш народ выше, чем любые узкие — корпоративные, семейные, национальные — интересы. Это, к сожалению, мало кто понимает — и правители, и сам народ.

— Игорь Ефимович, позвольте поблагодарить Вас за интервью. И поздравить с юбилеем!

Ирина Кузнецова

Фото Владимира Кутузова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *