«СЛУЖИТЬ ОБЯЗУЮСЬ ЧЕСТНО…»

Эпоха конца XIX — начала ХХ веков для Ржева стала важной вехой. Город активно развивался. Был решен вопрос о строительстве в Ржеве большого железнодорожного узла, связавшего город с крупнейшими центрами России (Москва — Великие Луки и Рига, Санкт-Петербург — Торжок, Лихославль и Вязьма — Брянск — Симферополь). До этого в город можно было добраться лишь по Волге (судоходной) и гужевым транспортом. Были открыты новые учреждения просвещения и библиотеки… Одним из важных центров народного образования и большого духовного просвещения в Ржеве во второй половине XIX века становится Владимирская церковь.

Добротное здание на каменном фундаменте с железной крышей являлось украшением волжской правобережной стороны города. К началу 70-х годов XIX века около церкви были возведены три каменных одноэтажных здания для мужской и женской богаделен и для помещений женского училища. К началу ХХ века построен полукаменный дом для учителей.

8 ноября 1868 года в сане священника Владимирской церкви утверждается Алексей Вяхирев (1831-31 января 1900 г., Ржев), который уже через год на три десятка лет станет настоятелем Оковецкой церкви.

В 1871 году Почетным гражданином Ржева Тертием Филипповым и его женой Марией Ивановной при церкви было учреждено Братство Владимирской Иконы Богоматери, целью которого было благотворительное миссионерское служение: помощь нуждающимся, болезненным и престарелым. В 1895 году на собранные пожертвования Братство построило новый дом ночлега и столовую для неимущих. В 1884 году при Владимирской церкви создается Братство святого благоверного Великого князя Михаила Ярославича. Братство помогало строить, открывать и содержать церковно-приходские школы, народные библиотеки, снабжало школы книгами и учебными пособиями и действовало до 1918 года.

В 1890 году при содействии Братства был создан ремесленный приют для мальчиков. При Владимирской церкви действовало Первое городское трехклассное училище, где обучалось 230 учеников, открыта школа грамотности, постоянными были внебогослужебные собеседования. Тут же находился детский приют для 10 приходских малышей. Сотрудничество Ржевского земства и местного духовенства порождало такие весомые результаты обоюдного подвижнического труда и совместной деятельности на благо города и горожан.

Итак, священник Алексей Вяхирев (20 марта 1831 г., сын священника) приехал на службу в Ржев, когда ему было уже 37 лет. Это возраст зрелого пастыря, имеющего опыт работы, весьма положительно зарекомендовавшего себя на прежнем месте духовного служения. Перевод в Ржев стал для него судьбоносным. Тут он состоялся и раскрыл свои возможности как пастырь, педагог-наставник, общественный деятель, подвижник. Здесь он был награжден и отмечен наградами Святейшего Синода и Тверской епархии.

Осенью 1868 года священник Алексей Вяхирев с семьей поселяется в Ржеве, а еще через год становится церковнослужителем Оковецкого храма. Первый год он исполняет обязанности законоучителя и преподавателя наук в Ржевском Владимирском женском училище. С 1869 года Алексей Вяхирев является преподавателем Закона Божия для нижних чинов Ржевской уездной команды. С 1880 года был избран членом Благочиннического Совета Ржева. За усердие в духовной службе Алексей Вяхирев получает благодарности, знаки отличия и награды. 30 апреля 1875 года ему преподано благословение Святейшего Синода (С.-Петербург). В 1897 году по Указу Государя Императора Алексей Иванович был награжден орденом св. Анны 3-й степени.

В конце 1890-х Алексей Вяхирев начинает большие строительные работы по ремонту церковного дома и крыши на церкви и церковном доме. Предполагаем, что именно эти неподъемные уже ему труды сильно подорвали самочувствие немолодого священника. Тогда Алексею Ивановичу было 68 лет… Думаем, что похоронен Алексей Вяхирев был на Казанском кладбище, где в то время находили свой последний приют все высокопоставленные городские особы и священники.

* * *

Подвижническая деятельность Алексея Ивановича по духовному просвещению и духовно-нравственному укреплению жителей Верхневолжья стала важной и знаменательной для Ржева. И, прежде всего, это большая работа по возобновлению и ежегодному проведению Оковецкого крестного хода. Основные заботы и решение различных организационных и финансовых вопросов, конечно же, тогда легли на священника Оковецкого храма Вяхирева.

В 1872 году Ржевская дума и городской голова
Е. Берсенев ходатайствовали перед тверскими духовными властями о ежегодном переносе святой иконы из села Оковцы в Ржев на месяц с 1 июня. Первый крестный ход со святой иконой Богоматери прошел в конце мая — июне 1875 года. И каждый год (более 35 лет) он начинался 31 мая. В отчете за 1875 год к Преосвященнейшему Филофею, управителю Тверской епархии, ржевский городской голова, купец 1-й гильдии Евграф Берсенев напишет:

«Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! По благочестивому желанию жителей города Ржева, с разрешения Святейшего Правительствующего Синода в сем 1875 году совершилось первое перенесение с крестным ходом в Ржев из села Оковец явленной чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Ржевской, или Оковецкой. Крестный ход со святой иконой Богоматери из села Оковец начался 27 мая, по совершении накануне в Оковецкой церкви всенощного бдения, а 27 — Божественной литургии и молебна перед иконой в присутствии представителя Ржевского городского общества и трех гласных Городской Думы. По выходе крестного хода святая икона следовала к Ржеву в сопровождении местного священника Андрея Воскресенского, при большом стечении народа через село Молодой Туд и другие местности, находящиеся на правой стороне реки Волги; ко Ржеву же прибыла 31 мая во втором часу пополудни, и за Казанским кладбищем, на границе городской земли, встречена была городским духовенством с крестным ходом, при большом стечении городского и уездного населения; сопровождена была во Владимир-скую церковь, что при богадельне, в которую, по вынутии из киота, руками священника Оковецкой церкви Андрея Воскресенского на главе была внесена, и находилась в церкви постоянно до 30 июня. Невыразимо то искреннее, радостное и благоговейное чувство, с которым встречена была чудотворная икона Богоматери и с которым верующие прибегали с молитвами к чудотворному образу высокой Покровительницы и Заступницы. Во время пребывания св. иконы в Ржеве Владимирская церковь открыта была постоянно с 3 часов утра до 11 часов вечера; и во все время каждодневно в ней совершаемы были всенощные бдения, Божественные литургии и молебствия перед иконой. Кроме жителей города Ржева и его уезда, чудотворной иконе поклонялись и прибегало с молитвами множество народа из Зубцова, Сычевок, Погорелого Городища, частью из Старицы и Волоколамска и их уездов.

30 июня икона Богоматери перенесена была по желанию жителей Ржева из Владимирской церкви с крестным ходом в городской Успенский собор, в котором совершено было соборно всенощное бдение, а на следующий день, соборно же, совершена Божественная литургия; а по окончании ее совершено было всем городским духовенством соборное молебствие перед иконой, после которого городское духовенство с полным от всех церквей крестным ходом, при большом стечении народа — городских и уездных жителей — сопровождали чудотворную икону Пресвятой Богородицы до городской границы по Осташковской дороге; и затем должно последовать обратное перенесение святой иконы в село Оковцы, по левой стороне реки Волги…».

Возглавил первый и последующие крестные ходы протоиерей с. Оковцы Андрей Илларионович Воскресенский (1827 — после 1908 г.), благочинный 4 округа Осташковского уезда. В конце
60-х годов XIX века он стал вдохновителем проведения крестного хода с Оковецкой чудотворной иконой в Ржев, а потом и в Зубцов. Династия ржевско-осташковского духовенства рода Воскресенских около трех веков достойно жила и служила России. Первые церковнослужители Воскресенские обосновались в сельце Чернейка Ржевского уезда, рядом с которым находился Воскресенский погост. Именно по названию церкви род получил свою фамилию.

В архивных исторических документах погост Воскресенский на ручье Чернейка прослеживается еще в XVI веке. Рядом была отстроена церковь. Она находилась в Лаптевской волости «на государеве цареве и великого князя земле». Вначале это были владения великого князя московского Василия II, а уже позже они принадлежали Ивану Грозному. На 1588 год церковь Воскресенье Христово была деревянной на каменном фундаменте, но ветхая. В XVIII веке Андрей Петрович Воскресенский служил здесь священником. Братья его жили тут же, при Воскресенском храме. Младший Илларион был рукоположен во священника сельца Озаново Ржевского уезда (на волжском левобережье, местоположение Оковцы-Ельцы). Сын Иллариона, Андрей и стал основоположником Ржевского Оковецкого крестного хода.

В самом Ржеве признание и почтение Оковецкой иконы было очень велико.

Так, 12 апреля 1877 года 1-й Уланский Санкт-Петербургский полк 1-й кавалерийской дивизии, стоявший в Ржеве, был призван выступить на войну с Турцией. 22 августа на городской площади был отслужен напутственный молебен. По окончании богослужения протоиерей Иоанн Стружемский и городской глава Евграф Берсенев от имени граждан Ржева поднесли икону Оковецкой Божией Матери и благословили полк на военные подвиги во славу царя, Родины и в защиту веры православной.

Глубоко почиталась Ржевская Оковецкая святыня и старообрядцами. В заметке журнала Тверских Епархиальных Ведомостей за 1905 год говорится, что высшая духовная власть отнеслась к желанию ржевитян сочувственно и одобрительно, возлагая надежды на то, что на почве поклонения одинаково чтимой святой иконы религиозная рознь ослабнет, это будет более способствовать воплощению счастливой идеи сближения и объединения старообрядцев с православными.

Так, к тридцатилетнему торжественному перенесению чудотворной иконы Божией Матери из села Оковцы в Ржев в Тверских Епархиальных Ведомостях было написано: «…в настоящее время старообрядцы, державшие себя прежде всегда в отдалении от православных храмов и духовенства, посещают Владимирскую церковь, где пребывает во Ржеве Оковецкая икона, молятся перед ней, берут ее для молебствий в свои дома и принимают осенение крестом от сопровождающего ее оковецкого священника, и даже путешествуют на богомолье в село Оковцы — место явления и постоянного пребывания св. иконы…».

* * *

Имя ржевского священника Алексея Вяхирева осталось и в истории Оковецкого храма, и в истории Ржева и Тверского Верхневолжья. Это имя достойного духовного просветителя и мудрого пастыря. Он умел выстроить свою жизнь и деятельность как образец честного и верного служения русскому православию. А это, впрочем, как и всегда, было совсем непросто.

Ольга Кузьмина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *