КОГДА ВНЕШНОСТЬ ОБМАНЧИВА

Криминальная история

Вспомнился маленький рассказик Ивана Бунина из его книги «Темные аллеи». Даже не рассказик, а житейская зарисовка. В одном из парижских кафе за столиком сидит респектабельный господин, весьма романтически настроенный. А неподалеку от него, тоже за столиком, скучает дама. Но какая дама! Она прекрасна, одета великолепно, по последней моде. Взгляд ее отрешен, будто всем видом подчеркивает она свою гордость и неприступность…

Господин, глядя на даму, начинает фантазировать, мысленно наделяя ее всяческими добродетелями и возвышенными эпитетами, которые заслуживают только порядочные женщины. Официант, заметив томный взгляд господина, подходит к нему и незаметно для окружающих кивает в сторону дамы: «Три франка, месье…».

Этот рассказик подходит как эпилог к одной истории из практической деятельности сотрудников уголовного розыска. Правда, это было давно. В те трудные годы, когда заканчивались «лихие» времена, а полиция еще именовалась милицией.

Однажды в отдел внутренних дел небольшого волжского городка пришла красивая женщина. Даже очень красивая, из тех, кому вслед оборачиваются мужчины и кого недолюбливают женщины, видя в них потенциальных соперниц.

На нее обращали внимание проходившие по коридору ОВД люди, потому что не обратить внимания на такую женственность и красоту было нельзя. А она была спокойна в своем ожидании в коридоре, где размещались кабинеты сотрудников уголовного розыска.

Дама тихо стояла у стены, поглядывая на дверь, за которой находился оперуполномоченный по розыску без вести пропавших, и думала о чём-то своём, тайном для окружающих. Даже предугадать было невозможно, о чем думает и кем является с виду милая дама — то ли потерпевшей, то ли свидетельницей, а то и подозреваемой по какому-нибудь делу.

Дверь в кабинет отворилась, выглянул оперативник и тоже вроде как немного обалдел от красоты женщины.

— Заходите, — сказал он ей.

Она вошла в тесноту маленького кабинета, где едва уместились встык два стола, сейф и несколько старых стульев.

— Присаживайтесь, — сказал ей опер. — Что у вас?

Дама присела на край стула, натянув на колени короткое платье, машинально поправила прическу и негромко печально сказала:

— У меня пропал муж. Несколько дней назад ушел из дома и до сих пор не вернулся.

— Что ж, — вздохнул опер, — пишите заявление.

И дал даме чистые листы бумаги и ручку.

Она придвинулась ближе к столу, придерживая рукой разрез платья на груди, спросила:

— Что писать?

— Все, — был ответ, — и довольно подробно.

Она быстро, четким, почти каллиграфическим почерком написала коротенькое заявление, ответила на вопросы оперативника и величественно удалилась, оставив в кабинете свой незримый образ и еле уловимый запах дорогих духов. На прощание опер дал ей номер своего телефона, мол, ежели еще чего вспомните, то звоните.

Когда за дамой закрылась дверь кабинета, оперативник еще раз внимательно просмотрел бумаги, что остались после визита заявительницы, и фото мужчины, которое она предоставила.

Негусто. Со слов дамы, жили они вроде бы хорошо, без шумных скандалов и довольно небедно. Муж много работал, по-видимому, стараясь обеспечить все женские прихоти своей красавицы-супруги.

Опер задумался, разглядывая фото мужчины. Куда он мог подеваться? Может, завел подружку на стороне? Но при такой красавице-жене это звучало как-то нелогично. Хотя всякое бывает в жизни.

А может, и вовсе просто ушел из дома, как Лев Толстой из своей Ясной Поляны, пресытившись однообразием семейного счастья? В общем, вопросов возникало больше, чем ответов.

Как и положено в таких случаях, опер завел розыскное дело. Заполнил несколько бумажек, бланков соответствующих запросов, наметил план мероприятий и, сложив документы в картонную папку-обложку, убрал ее в сейф — туда, где виднелась стопка аналогичных папок, таивших в себе неоконченные судьбы пропавших неизвестно куда бедолаг.

В то время волонтеров-поисковиков не было, и оперу приходилось надеяться только на себя.

* * *

Примерно за неделю до того, как красивая дама обратилась в отдел внутренних дел с заявлением о пропаже мужа, в темноте позднего августовского вечера, за городом, на берег реки выехала легковая машина. Из нее вышел мужчина, осмотрелся по сторонам, а потом вытащил из автомобиля что-то тяжелое и ступил с ношей к кромке воды. Раздался всплеск, потревоживший тишину над речной гладью.

Мужчина налегке быстро возвратился к машине, завел двигатель. Меж деревьев замелькали удалявшиеся огоньки подфарников. Все стихло.

Конечно, ничего этого опер тогда не знал, да и не мог знать. Он и с прекрасной дамой встретился только через неделю после этого события.

* * *

Прошел месяц после визита женщины в ОВД. Розыск ее мужа не дал никаких результатов. Иногда дама звонила оперу, справляясь, как продвигается розыск. Потом и вовсе перестала. Да и что ей мог ответить опер, разве что сказать банальную фразу, мол, проводятся оперативно-розыскные мероприятия. Однако он все же надеялся на Его Величество случай. Так как случайность, как писал в свое время Зигмунд Фрейд, «есть непризнанная необходимость». Так и произошло.

В сентябре похолодало. В соседнем городке, где в одну реку впадает речка поменьше, разве что рыбаки и мальчишки могли толочься на берегу. Только самые отчаянные купались, так как в наших краях после Ильи Пророка (2 августа), который «два пуда льда приволок», купаться не принято.

В один из таких дней разглядел кто-то из местных в воде неподалеку от берега нечто, похожее на силуэт человека. «Неужто утопленник?!» — обеспокоился он и побежал звонить куда следует.

Приехали сотрудники милиции, выловили обезображенный труп неизвестного мужчины. Сообщение о страшной находке было передано в ближайшие ОВД, но никто на него не откликнулся, и поэтому труп был захоронен как неопознанный.

* * *

Прошел год. И снова оперу поступила информация, что в соседнем районе проживает человек, за плечами которого якобы значится прошлогоднее убийство, совершенное в их городе.

Опер доложил полученную информацию руководству. Стали проверять. К работе подключились и другие сотрудники уголовного розыска.

Мужчина, о котором шла речь, когда-то был судим, но свое отсидел и теперь шагал по частно-предпринимательской стезе, причем делал это довольно успешно.

Проверяя информацию, опера, как принято говорить, примеряли этого человека к нераскрытым убийствам прошлых лет, но ничего не вырисовывалось и не совпадало. Да и самого убийства, в тех временных рамках, указанных в информации, нигде не значилось. Возникали сомнения: неужели информация оказалась ложной? Что ж, и такое случается в практической работе. Уже было хотели прекратить дальнейшую проверку, но опер все же предложил еще раз более внимательно «пошерстить», так сказать, связи фигуранта — то есть его знакомых, друзей, родственников. Какое-то непонятное предчувствие не давало оперу покоя. И он не ошибся. Начав работать в этом направлении, он наткнулся на одну подозрительную связь, от чего и сам опешил.

Этой связью оказалась та самая красивая женщина, которая год назад заявила ему о пропаже мужа. Тот все еще значился в числе без вести пропавших.

Ну а дальше, как говорится, дело техники. Применяя приемы и методы оперативно-розыскной работы, о которых не принято говорить вслух, но правовой базой которой является Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», удалось установить следующее.

Этот мужчина и красивая женщина действительно знали друг друга. И не только знали, но и находились в очень близких отношениях. Удалось выяснить, что летом минувшего года красавица попросила своего друга «побеседовать» с мужем, чтобы тот вел себя нормально, а не доставал своими подозрительными расспросами о ее поведении.

Друг дамы просьбу ее, конечно, выполнил, но, по-видимому, перестарался. И тогда дама заявила о пропаже мужа.

Было принято решение фигурантов задержать, что и было сделано без всяких там киношных перестрелок и погонь. Было раскрыто нигде не значившееся убийство, и еще раз подтверждена народная мудрость, что тайное рано или поздно становится явным, или сколько веревочке не виться, а конец все равно будет. Это как раз и есть неотвратимость наказания, о которой мы часто говорим.

А опер, глядя на поникшую красавицу-даму у следователя, подумал, что вот же как внешность бывает обманчива, и почему-то припомнил маленький рассказик Ивана Бунина, прочитанный когда-то.

Евгений ОЖОГИН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *