НЕ «ХРАНИЛИЩЕ» БЫЛОГО, А ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ

15 апреля рабочая группа в составе заместителя главы администрации Николая Берлизова, главного архитектора Марии Орловой, руководителя отдела культуры администрации Елены Писаревой, директора Выставочного зала Ирины Аввакумовой и других посетила Московский институт бизнеса и дизайна, где подробно ознакомилась с концепцией оборудования будущего музея, который будет располагаться на первом этаже исторического здания на Пушкинской набережной.

До своего разрушения в годы Великой Отечественной войны Ржев по праву считался одним из красивейших русских городов. Но в силу трагических событий, стёрших наш город с лица земли практически полностью, сегодня природная, рельефная пластика города практически никак не поддерживается архитектурно. В послевоенный период первоочередной задачей было наладить жизнь и быт, восстановить промышленность, а не вернуть былой архитектурный облик.

Сегодня Ржев по-прежнему малоизвестен. Разве что в связи с открытием Мемориала Советскому солдату люди узнали больше о кровопролитных боях под Ржевом. Но никто не может себе представить исторический архитектурный облик города, построенный поколениями предков-ржевитян в рамках свойственных этим местам культурно-бытовых традиций и в контексте уникальных природных ландшафтов берегов Волги.

— Здание государственного банка строилось в 1912-1914 годах на месте старой гостиницы. Торжественно банк открыли в 1916 году. Архитектурный стиль — модерн с добавлением древнерусских мотивов. К банку относился дом для служащих. История этого проекта началась в XIX веке. Тогда, в конце столетия, был объявлен конкурс на проект «отделения Государственного банка в уездном городе». Первой премии удостоились проектные изыскания академика архитектуры Анатолия Томишко. Само здание является проводником в образ города начала XX века — это становится отправной точкой концепции: необходимо проявить историческую сохранившуюся архитектуру, дать ей «заговорить» в пространстве города и музея, — такие сведения дает авторская группа Института бизнеса и дизайна, занимающаяся разработкой концепции.

Мало кто знает и понимает ту значимую роль, которую Ржев играет в картине исторической — как явление культурное и социальное в начале ХХ века, как явление военных событий в его середине. Тем, кто в городе не живёт, не слышит об этом в школах и на встречах с крае-ведами, эти слои знаний и образов сегодня недоступны.

В концепции открытия нового музея красной нитью проходит тема истории и архитектуры Ржева. Сотрудники и студенты Института бизнеса и дизайна подчёркивают необходимость проявить образ и дух города для современного поколения, воссоздать в экспозиции утерянную картину величия и расцвета. Миссия создаваемого музея состоит в формировании у посетителей чувства гордости и восхищения историческим и культурным наследием Ржева, его архитектурными ансамблями, наследием социальным — а значит, вовлечь ржевитян в развитие города завтра.

— Благодаря этой поездке мы увидели, насколько правильно нужно подходить к поставленной задаче, — делится впечатлениями руководитель ржевского Выставочного зала Ирина Аввакумова. — С 2020 года администрация города начала работу по созданию музея истории Ржева — такого, которого ещё не было, чтобы он не уступал по своей значимости столичным музеям. Мы рассматривали разные варианты концепции, в некоторых сомневались по причинам отсутствия экспонатов, дорогостоящего устройства экспозиции. 15 апреля нас пригласили в Институт бизнеса и дизайна. Авторский коллектив возглавляет Игорь Сафронов, чье имя тесно связано с нашим городом. Инженер, дизайнер, лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства, доцент профиля «Архитектурная среда и дизайн» АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна». Также в состав авторской группы входили В. Савинкин — архитектор, дизайнер, член Союза архитекторов, дизайнеров и художников России, профессор МААМ, руководитель проектной группы «Поле-Дизайн», лауреат Государственной премии в области дизайна, К.  Янькова — член Союза художников России, архитектор-дизайнер, лауреат международных и всероссийских выставок и конкурсов, руководитель проектной группы «АРХЛАМ», и студенты Института бизнеса и дизайна.

Для воплощения концепции создания в Ржеве музея истории и архитектуры был выбран особый формат: музей как центр исследования архитектурного наследия и воссоздания объектов утраченной архитектуры. На территории музея планируются мастерские, где будут проводиться макетно-художественные работы на базе аддитивных технологий и живого ремесленно-художественного труда.

Экспозиционный маршрут зрителя начинается от главного входа в здание через короткий функциональный блок гардероба и кассы, идет в соответствии с логикой и последовательностью экспозиционного сценария, с возможностью выйти во внутренний двор в летнее время или с возвратом к гардеробу зимой.

Концепция базируется на трёх образах Ржева.

Первый образ — Ржев в 1910 году. Экспозиционными доминантами станут реалистичный макет города в масштабе 1:2000 и более крупные макеты уникальных застроек — соборов, улиц и кварталов. Вводный «Белый зал» объёмно и последовательно рассказывает зрителю о достижениях города к началу века, о развитии мануфактур, торговли, банковского дела, социальных явлениях. В макетах представлены значимые архитектурные объекты, позволяющие прикоснуться визуально к картине жизни Ржева на рубеже ХIХ-ХХ веков. Также предлагается использовать статичные носители информации (стенды, инфополотна, ткани) и мультимедиаоборудование.

Этот зал призван погрузить зрителя в атмосферу той жизни Ржева, познакомить с персоналиями выдающихся ржевитян, рассказать об их вкладе в развитие города. Именно в этом зале зритель знакомится с историей и значимостью здания, в котором находится: его архитектура и историческая роль являются проводником в осознание картины жизни Ржева того времени. И это становится отправной точкой в сценарии экспозиции.

Доминантой первого раздела становится реалистичный макет города и более крупные макеты соборов, улиц и кварталов, представленные в следующем «Макетном зале».

Результаты историко-архитектурных исследований музея будут демонстрироваться на постоянно обновляемых тематических экспозициях, привлекая таким образом специалистов к дискуссии, а посетителей — к более детальному знакомству с историей культурного места, в котором они живут или гостят.

Второй образ — Ржев в 1943 году — «Зал памяти ВОв». Противопоставление первому образу должно вызывать у зрителя острое чувство утраты от разрушающей силы войны. Экспозиция — в закрытом замкнутом помещении бывшего банковского сейфа, за тяжёлой бронированной дверью. Причиной такого решения стало стремление заострить переживания зрителя, сконцентрировать влияние этих событий на последующее развитие города, и в то же время — не давать этому образу «распространиться» на другие разделы экспозиции. Военная тема неразрывно связана с историей города, от неё не уйти. То, какие разрушения принесли трагические события войны, полностью перевернуло ход развития, да и самого существования Ржева. Война была. Но в здании музея она символично запирается в бункер как хранимая горькая память.

Образ событий в зале представлен через архитектурные приёмы: силуэты белых изящных соборов «Белого зала» резко сменяются силуэтами разрушенных зданий и остовами печных труб. Это картина той невероятной беды, которая накрыла каждого жителя города. Экспозиция не повторяет уже существующие музеи и мемориалы Ржева, но призвана быть созвучной с ними. Предполагается, что стены и потолок зала будут окрашены в чёрные тона, чтобы ещё больше усилить контраст с предыдущим залом.

Третий образ — «Зал будущего». Осмысление настоящего невозможно без опоры и анализа прошлого, и без ориентира в будущее: как город будет выглядеть завтра, как развиваться? Что мы делаем для этого сегодня? Как вовлечь молодое поколение в участие и формирование образа города в будущем?

Этот зал предлагается сделать центральным макетом Ржева сегодня, который соединен с мультимедийным оборудованием. Посетители смогут моделировать свои идеи и сразу видеть, как они встраиваются в общий макет. Экспериментально-фантазийный макет Ржева может быть использован и для проведения мастер-классов на базе мастерских музея, где модели изготавливаются и могут стать уникальными музейными сувенирами. Каждый посетитель сможет ощутить персональное участие в будущем города, осознать, что он и его роль в жизни Ржева имеет смысл.

Зал «Кинотеатр/лекторий», расположенный рядом, это возможность активной культурно-просветительской программы: лекции, беседы, встречи, мастер-классы.

Музей сегодня — это не только хранилище былого. Это драйвер развития, инициатор социальной и культурной активности жителей города.

Мария СЕДОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *