ИСТОРИЯ АВИАРЕМОНТНОГО ЗАВОДА

В 2021 году АО «514 Авиационный ремонтный завод» («514 АРЗ») отмечает своё
80-летие. По историческим меркам — период небольшой, но сколько всего происходило за это время в нашей стране и мире! История завода — это труд его коллектива и судьбы людей, чьи героизм и мужество в суровые годы Великой Отечественной войны и трудовая доблесть в пору мирного созидания вызывают чувство глубокого уважения и гордости. Именно их трудом завоевывалась слава предприятия.

Продолжение. Начало в №№ 13, 15

Интересны в этом плане записки ржевского строителя Владислава Шепелева, который в те годы тоже трудился на предприятии.

В. Шепелев, «Воспоминание о Ремпоезде»:

«В далекие 60-е годы прошлого столетия предприятие именовали «Ремпоезд», хотя официально оно значилось как войсковая часть 26276. Мне, инженеру-строителю, пришлось влиться в коллектив по призыву военкомата.

Основная деятельность того времени — ремонт самолётов МиГ-17, МиГ-19. На ремонтных работах трудились в основном молодые, и им все было интересно. Бывало, МиГ-19, который прибыл на ремонт, завезут на территорию, поставят у механического цеха — молодежь уже обступает его и интересуется всеми деталями.

Подполковник Игнатов был переведен в Москву, на его мес-то был назначен капитан Борис Апкаров. Особый контроль над развитием в/ч 26276 держал командующий Московским военным округом генерал армии Батицкий. Раз в месяц прилетал на Ил-14 с бортовым номером 13 и лично интересовался положением дел на предприятии. В один из таких прилетов профсоюз части обратился к нему с во-просом о возможности строительства жилого дома для предприятия. И уже вскоре майор Фирсов, начальник финотдела, доложил: пришли деньги. И тут мне как строителю и помощнику командира части по строительству пришлось приложить максимум усилий для определения места под строительство дома и сбора исходных данных. Через месяц приступили к закладке фундамента 45-квартирного жилого дома по ул. Кирова, рядом с нарсудом».

1966 год стал для предприятия знаковым: с октября 1966 года 1082-я авиационно-ремонтная база получила статус завода, который стал именоваться «514 авиационно-ремонтный завод».

В мае 1968 года завод возглавил инженер-полковник Иван Соколов. Это был период, когда через каждые два с половиной дня из ремонта выходил самолёт. Напряженный труд требовал максимальной мобилизации сил, организованности и дисциплины. Все это мог обеспечить Иван Александрович — своей требовательностью, трудолюбием и заботой о работниках, которых в трудовом коллективе тогда уже было около тысячи. Постоянный рост объемов производства (в конце 60-х годов прошлого века на заводе капитально ремонтировали до ста самолётов Су-9 в год) настоятельно требовал расширения производственных площадей. Строительство цеха общего назначения площадью 5000 квадратных метров с размещением слесарно-механического и гальванического участков цеха N№ 4 ремонта авиационных двигателей, строительство самолётно-ремонтного корпуса площадью более 7000 квадратных метров позволили выйти из дефицита площадей и развернуть ремонт современных самолётов.

С июля 1977 года «514 АРЗ» возглавил полковник Александр Маслаков. Он прослужил в этой должности 17 лет. При Александре Николаевиче предприятие расширило свои возможности. В 1986 году был построен новый корпус самолётного цеха с поточно-эстакадной линией ремонта фюзеляжей (единственной подобной, созданной на авиационном предприятии, в стране), что позволило организовать процесс ремонта самолётов на новом техническом уровне. Эта линия была разработана заводским инженером-технологом Александром Ваулиным. Поточно-эстакадная линия, применяемая на «514 АРЗ», является уникальной и существует в единственном экземпляре в ремонтной сети ВВС.

В 1989 году Александр Николаевич Маслаков поддержал предложение по изготовлению на заводе дельталетов «Поиск-06», которые используются в различных областях, начиная от геологоразведки и картографии и заканчивая сельским хозяйством.

В 1987 году началась подготовка к освоению ремонта дальнего истребителя-перехватчика МиГ-31. Это самолет четвертого поколения с принципиально новыми характеристиками. В 1986 году специально для ремонта этих самолетов было построено новое здание. Этот самолет на долгие годы стал основной номенклатурой продукции. Освоение ремонта МиГ-31 потребовало от коллектива завода мобилизации всех своих возможностей и сил. Заинтересованность чувствовалась на каждом участке, на каждом рабочем месте. Рабочие, инженеры, руководители вносили свои предложения по совершенствованию технологических процессов, внедрению удобных и производительных приспособлений и установок, рациональному размещению оборудования и рабочих мест.

Это было трудное, но интересное время — время творческого порыва и мобилизации сил. Высокий темп, заданный в 70-е, когда в месяц выпускали до десяти отремонтированных самолетов, и огромную ответственность перед порученным делом перенимали от старших наставников молодые работники завода. И коллектив жил своей насыщенной жизнью, причем не только производственной. Сотрудники регулярно выезжали в подшефные хозяйства, занимались спортом и весело отдыхали всем коллективом.

Примером творческого подхода к своему делу служил бригадир электромонтажников самолёторемонтного цеха Виталий Владимирович Гайков (лауреат Государственной премии СССР, награжден орденом Трудового Красного Знамени). Пользовался авторитетом в своей бригаде, среди инженеров и руководителей предприятия.

В 80-е на заводе освоен ремонт радиоэлектронного оборудования на современной элементной базе. Внедрены новые процессы сварки. Освоение ремонта самолётов-перехватчиков ПВО МиГ-25 всех модификаций во второй половине 80-х годов позволило заводу выйти на самый современный уровень ремонта техники.

В апреле 1993 года «514 АРЗ» снова меняет статус предприятия и называется «514 военный завод». Условное наименование — войсковая часть 26276 — аннулируется. 7 апреля 1994 года полковника Маслакова на посту руководителя сменил полковник Ринат Газин, который возглавлял завод более 17 лет. На его долю выпал очень трудный период в истории предприятия. Отсутствие заказов и финансирования ставило под сомнение само существование завода, и огромная заслуга Рината Ханафиевича в том, что он сумел отстоять завод, сохранить работоспособный костяк коллектива и вывел предприятие на ещё более высокий уровень. В своих воспоминаниях Газин называет годы работы на предприятии лучшими годами жизни.

«Первые годы стали тревожными: страна переживала кризис, и все, что происходило в ней, зеркально отражалось на жизни предприятия. Отсутствие заказов и задержка на 11 месяцев заработной платы, вынужденные сокращения людей и простаивающее производство… Это были тяжелейшие годы испытаний для всего коллектива. Но мы их достойно пережили!

С большой благодарностью вспоминаю команду, сложившуюся в тот сложный период: А.А. Фарафонов, В. Стамплевский, В.А. Радзиховский, С.С. Шлык, С.Д. Кравченко, С.В. Булыничев, Ю.Н. Еремин, А.П. Волков, С.А. Смирнов, М.Б. Зайцев, М.Б. Божко, Ю.Н. Морин, В.А. Боженов, Н.П. Соколов, Л.Е. Николаев, В.Г. Смирнов, Т.В. Варен, М.Е. Одарченко и многие, многие другие.

В конце 1999 года из шести авиационно-ремонтных заводов войск ПВО был отобран именно наш «514 АРЗ», войдя в состав ремонтных предприятий ВВС РФ. А в новом тысячелетии для завода начался период интересных, полезных перемен. В короткое время был освоен капитальный ремонт самолета Су-24, для завода это стало стартом интересного творческого периода. С началом освоения и серийным выпуском из ремонта самолетов МиГ-31 и Су-24 всех модификаций стали поступать устойчивые заказы, финансирование и, соответственно, выплата заработной платы, развитие и обновление производства. Численность работников предприятия ежегодно увеличивалась, сложилась тенденция постоянного роста заработной платы и расширения социального пакета для сотрудников.

В 2003 году была реализована широкомасштабная реорганизация всех авиаремонтных заводов: военные должности — упразднены, предприятие стало называться ОАО «514 АРЗ». По мере роста производительности и авторитета стал увеличиваться гособоронзаказ. Качеством работы и возможностями ОАО «514 АРЗ» начали интересоваться и иностранные заказчики. В 2008 году, впервые в истории завода, был заключен контракт с инозаказчиком на ремонт самолетов Су-24. В последующие годы подобные контракты на ремонт различных типов и модификаций авиационной техники иностранных государств заключались практически ежегодно.

Благодаря этим контрактам, были построены новые цеха, отремонтировано порядка 90 процентов производственных площадей, закуплено современное оборудование, продолжена большая работа по благоустройству территории. У предприятия появилась возможность оказывать помощь в благоустройстве города, территорий и зданий школ, детских садов по просьбе администрации Ржева. С командой главы города А.В. Харченко у заводчан сложилась плодотворное сотрудничество.

В 2011 году я вышел к заказчику с предложением начать на «514 АРЗ» освоение ремонта самолета МиГ-29. Коллектив предприятия отработал четко и слаженно, вследствие чего первая отремонтированная нами машина поступила к заказчику уже через год. А в 2013 году я принял решение оставить работу в должности генерального директора ОАО «514 АРЗ» и уйти на заслуженный отдых.

…Я вновь и вновь готов повторять: годы, которые были связаны с трудовым коллективом «514 АРЗ», стали лучшими годами моей жизни. Наполненные трудностями и успехами, неудачами и радостями побед, творчеством, решением непростых государственных задач, годы, когда благодаря трудовому коллективу завод возродился, вырос и стал одним из лучших в авиаремонтной сети.

Считаю, мне в жизни очень повезло. Повезло с моими командирами, друзьями, коллегами и всем трудовым коллективом нашего предприятия. Я очень горжусь этими людьми. Я благодарен и признателен всем тем, кто участвовал в моей судьбе, в разные годы был моим соратником и членом команды. Всем, кто ушел из жизни — благодарность и светлая память, всем живущим ныне — доброго здоровья и долголетия.

Я уверен: у нашего славного завода — большое будущее!»

Из книги об истории «514 АРЗ»

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *