СКАЗКА — ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК

Замечательный подарок в дни летних каникул преподнесли ржевитянам артисты Тверского академического театра драмы. Музыкальная сказка «Принцесса и свинопас» (реж. Иоланта Мельникова) по мотивам книги Г.Х. Андерсена, которая прошла 11 июня на сцене клуба «Текстильщик», порадовала и детей, и взрослых. А зрителей в тот день собралось немало. В основном это были ребята и их педагоги из пришкольных лагерей Ржева и Ржевского района.

Надо сказать, что премьера спектакля состоялась совсем недавно в Твери, и юные ржевитяне одни из первых в области смогли увидеть эту волшебную, поучительную историю о добре и зле, о ценностях истинных и ложных, о том, как любовь может изменить человека.

Конечно же, все мы читаем и очень любим великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена. «Гадкий утенок», «Огниво», «Дюймовочка», «Снежная королева» — сказки писателя переведены на 125 языков мира и век за веком олицетворяют собой уроки доброты, светлой морали, честности и стойкости.

Больше часа, затаив дыхание, дети следили, как развиваются сказочные события, как гордая принцесса Луиза отвергает подарки влюбленного в нее принца Филиппе, потому что по ее мнению, настоящие роза и соловей недостаточно роскошны.

И принц Филиппе, притворившись свинопасом, устраивается к императору во дворец и мастерит волшебный горшочек…

«Ах, мой милый Августин», — вызванивали песенку бубенцы на горшочке. Услышав мелодию, капризная принцесса захотела во что бы то ни стало купить эту вещицу. И… за 10 поцелуев стала счастливой обладательницей забавной игрушки. Потом была чудесная трещотка, которая исполняла все вальсы на свете. На этот раз свинопас назначил цену в сто поцелуев принцессы. Поначалу принцесса возмутилась, но потом вдруг сказала, что надо поощрять искусство и велела фрейлинам становиться вокруг. Император застал врасплох целующихся принцессу и свинопаса. Разгневавшись, он выгнал их из дворца.

Но если сказка Андерсена — грустная и бескомпромиссная история о строгом уроке, преподанном принцессе, не умеющей понять, где истина, а где ложь (принц отвергает принцессу), то на сцене главные герои все же соединяются в финальном поцелуе любви.

Впрочем, музыкальная история настолько захватывает, что зрители, забыв о сюжетных разночтениях, с удовольствием совершают увлекательное путешествие вместе со сказочными героями. Принцесса (Дарья Осташевская) и принц (Никита Бахметьев) разыгрывают свою историю с нежностью Ромео и Джульетты. Благородный, пылкий, влюбленный юноша, конечно же, заслуживает большого и светлого ответного чувства. И мы видим, как любовь творит чудеса. Капризная, взбалмошная принцесса превращается в нежную, добрую девушку, у которой, как оказалось, большое сердце, способное вместить в себе большую любовь.

Трогательный образ заботливой кормилицы Клары создала народная артистка Вера Рычкова, которая в самые трудные минуты всегда рядом с принцем. Тонко и ненавязчиво дает дельные советы, искренне радуется или печалится вместе с ним. Надо отметить, что в спектакле нет второстепенных персонажей. Важная гофмейстерина Брунгильда (Татьяна Лугачева), занимающаяся воспитанием принцессы и фрейлин, и влюбленный в нее гофмейстер (Александр Крайнов) — еще одна блестяще сыгранная любовная история со счастливым финалом.

Болтушки и хохотушки фрейлины (Анжелика Панкова, Елена Филатова, Иоланта Мельникова) — дамы с огоньком, под стать принцессе. Смешон и комичен «заботливый» отец Луизы император Людовико II (Вячеслав Грибков), особенно когда негодует о том, что «какой-то свинопас целует чистокровную принцессу». Вызывают улыбку и бравые стражники Марио (Алексей Великотный) и Паоло (Никита Березкин), которые не прочь на минуту забыть о своих основных обязанностях и поиграть (как современные дети) в «камень, ножницы, бумагу». От души насмешили зрителей милые розовые свинки на колесиках. Они вырвались на волю и весело хрюкали, бегая по сцене (ими умело управляли стражники).

Все эти сказочные персонажи танцуют, поют и играют свободно и живо, им веришь, ими увлекаешься. Еще одно действующее лицо сказки — музыка, певучая и легкая, которую приятно петь, она движет действие мягко и грациозно. Мелодии живые и свежие, вокальные партии оригинальные и выразительные. А какие шикарные костюмы! Каждый — шедевр, созданный настоящим мастером Ириной Подосенковой! Отметим, что и музыка, и песни — творение режиссера спектакля, актрисы и автора инсценировки Иоланты Мельниковой, человека талантливого и очень интересного. Многие наверняка помнят блистательный мюзикл «Сказка о мертвой царевне», который Тверской драмтеатр показал в клубе «Текстильщик» в 2018 году.

Несколько вопросов удалось задать Иоланте Евгеньевне после спектакля.

«Театр — моя жизнь»

Иоланта Мельникова — режиссер спектаклей «Золушка», «Сказка о мертвой царевне», «Невольники», «Аргентинские страсти».

— Иоланта Евгеньевна, почему все-таки в истории про свинопаса и принцессу счастливый финал?

— Мы решили, что будем внушать нашим зрителям оптимизм. С принцессой произошла трансформация потому, что вся ее капризность была наносной. Это попытка следовать этикету королевской чести, ее так научили. А на самом деле Луиза — это жаждущий любви и романтики тонкий человечек. Она смогла влюбиться в свинопаса, потому что он обращался с нею по-другому, не так чопорно, как при дворе.

— Как Вы стали композитором?

— С раннего детства мечтала связать свою жизнь с музыкой и театром. В шестилетнем возрасте пошла учиться в музыкальную школу. Моя мама — профессиональная акт-риса, и у меня никогда не стоял выбор, кем быть. Мама закончила ВГИК. Служила в Баку в Театре юного зрителя. Снималась в фильмах вместе с Гурченко, Быстрицкой. Сергей Бондарчук отобрал ее на пробах на роль Наташи Ростовой в «Войне и мире». Но в ту пору уже была в планах я, и мама не смогла принять участие в съемках. Остались на память только фрагменты киноленты с тех проб.

— Вы — композитор с юридическим образованием.

— У меня несколько высших образований. Юрист, музыкант, дирижер хора. Сейчас учусь в Московском институте культуры на кафедре режиссуры театра.

— Трудно ли писать музыку?

— Мне кажется, что я не пишу, а записываю. Я вхожу в состояние сосредоточения: как будто подключаешься к чему-то большому, а затем в тебя просто вливается музыка, стихи, пьесы, макеты костюмов. Но бывает, что напишешь стихи или музыку, несколько дней с этим ходишь, а потом понимаешь, что это не то. И тогда, как Гоголь, отправляешь всё в огонь. А бывает, что, не записав мотив вечером, утром этот мотив всё ещё звучит внутри тебя. Значит, в нем что-то есть. А если он исчезает — значит, того не стоит. Не люблю исправлять. Мне проще переписать заново.

— Я знаю, что Вы еще и кукол шьете.

— Это мое хобби, которым я занимаюсь с самого детства. Если раньше я шила для них наряды, то становясь старше, стала делать народные куклы-мотанки. Они «шьются» без единого укола иголкой, без ниток и ножниц. Все обматывается, обрывается, и таким образом закладывается в эти куклы теплая энергетика. Дарю их друзьям.

— Иоланта, а где Вы родились?

— В Баку, но корни тверские. Старинному роду Лариных (по отцу) уже 170 лет. Мои предки жили в селе Городня в Конаковском районе. Бабушка подарила мне такое необычное имя. Очень любила музыку, особенно оперу Чайковского «Иоланта».

— Как давно Вы в Тверском драматическом театре?

— Три года. До этого 15 лет работала (и сейчас тоже) композитором в Тверском театре кукол. И еще у меня была своя музыкальная творческая лаборатория, в поселке Радченко Конаковского района.

— Довольны ли Вы своей судьбой?

— Я родилась в актерской среде. С трех лет декламирую со сцены стихи, поэтому театр у меня в крови. Да, я счастливый человек. И другой судьбы я себе не мыслю. Как говорил Конфуций: «Если не хотите всю жизнь работать, сделайте хобби своей работой. И тогда вам не придется работать ни дня». Театр — это даже не хобби. Это смысл жизни. Я все время творю. И часа не проходит без размышлений, поиска новых идей. Театр — это моя жизнь.

— Спасибо Вам за интересный рассказ. До новых встреч на ржевской сцене!

Елена СООЛЯТТЭ

Фото Дианы Родионовой и с сайта Тверского драмтеатра

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *