ЛИКИ РОССИИ

24 июня в Выставочном зале в рамках празднования Дня города Ржева открылась выставка известных тверских художников Людмилы Юга и Николая Давыдова.

К сожалению, из-за жары сами художники не смогли приехать, но творческая встреча с ними обязательно состоится, о чем мы сообщим дополнительно. А сегодня расскажем об этих замечательных мастерах кисти и их произведениях, представленных в экспозиции.

Серия графических работ народного художника РФ Людмилы Юга «Ценою собственной жизни. Я убит подо Ржевом», размещенная в малом зале, посвящена Ржевской битве.

Чтобы прочувствовать то место, где шли бои, Людмила Георгиевна и ее муж, фотохудожник Николай Погорелов, много раз приезжали в Ржев. В том числе, посетили краеведческий и музей, который создали поисковики.

— Сказать, что увиденное поразило меня, значит, не сказать ничего, — говорила она.

— Это настоящий ад, через который прошли русские люди, выстояв и победив. Поразила целая витрина алюминиевых, медных крестиков, которые были зашиты у солдат в гимнастерках, воротничках, когда матери, отцы провожали их на фронт.

Войну Людмила Юга писала с документальной точностью. Работала в смешанной технике: сангина и монотипия. В каждой пронзительной картине — доблесть и сила воинов, которые сплотились для борьбы с общим врагом.

Работы достаточно крупные (70 на 90 см) и уже при первом взгляде впечатляют, вызывают ряд ассоциаций. В центре внимания художника — портреты бойцов, батальные сцены и тихие сюжеты, напоминающие, что мир бесценен.

И эта последняя капля воды, которую пьет боец, или смотрит в воду, в которой отражается космос, небо. Здесь видны горящие деревни, вздыбленная земля и те самые травы, та самая вода. Ради чего бойцы бились? За свой дом, за землю, за эти травы, за это болото. Они не были завоевателями, они охраняли свою землю.

Каждый рисунок сопровожден строчками из бессмертного произведения Твардовского. Эти изображения и стихи не просто гармонично дополняют друг друга, они не мыслятся раздельно. Здесь нет пафоса и патетики, только суровая правда и эмоции, вызывающие слезы скорби и ощущение преклонения и благодарности перед безмерным подвигом того поколения.

Внимательный зритель, конечно, обратит внимание, что на первый план на этих рисунках выходят травы. Почему? Возможно, как символ живого и непреходящего на земле.

— Природа намного сильнее человека, — считает художник. — Человек взрывает, убивает все вокруг, но проходит время, пробиваются ростки, и зеленые растения покрывают, как ковром, израненную землю. Также прорастает в наших душах, несмотря ни на что, память о погибших в той ужасной войне. Травы — это и образ, и аллегория.

По мнению Людмилы Георгиевны, главное сейчас, когда историю пытаются переиначить и переписать, — напомнить еще раз нам всем о Победе, о том, какой ценой она далась, о роли в ней нашей страны и заслуге русских людей. И еще. Под Ржевом на передовой находились люди самых разных национальностей. Например, известный факт, что в Ржевской битве полегло более 10 тысяч казахов, воинов 100-й и 101-й отдельных стрелковых бригад. И этот факт отражен на одной из картин.

Показ творчества Людмилы Юга дополнен графическими листами, посвященными 500-летию обретения мощей преподобного Макария Калязинского.

Людмила Георгиевна создала серию иллюстраций к житиям святых: первого русского патриарха Иова, преподобных Нила Столобенского и Ефрема Новоторжского, благоверных Михаила Твер-ского и Анны Кашинской. Среди персон ее графики — герои Отечественной войны 1812 года и тверской купец Афанасий Никитин.

Людмила Юга — организатор более 20 крупных проектов. Это книги, альбомы, каталоги художественно-исторического и духовного содержания. Известный общественный деятель Валентин Курбатов сказал о ее творчестве: «Художник будущего дня нашей судьбы и веры. Она не мечется, не гонится за новизной языка, не горит честолюбивым желанием непременных художественных открытий, а живёт высоким духом традиции и сама является живой почвой русского света, землей и небом жизни, тем «камнем», на котором стоит художественная история России».

* * *

В большом зале представлены живописные работы Николая Давыдова, заслуженного художника РФ, академика Российской академии художеств, посвященные городам России, их поэтическим образам.

Николай Давыдов родился в селе Ольшанка Одесской области в 1951 году. Судьба позаботилась о том, чтобы ещё в школьные годы у Николая, выходца из семьи потомственных художников, была возможность держать в руках оригиналы кисти великих мастеров — своего деда В. Мешкова, действительного члена АХ СССР, лауреата Государственной премии СССР, а также К. Коровина, С. Виноградова, В. Бакшеева, С. Герасимова. Вероятно, это обстоятельство определило его жизненный путь. В 1973 году он окончил Красноярское художественное училище им. В.И. Сурикова, а в 1978 году — факультет живописи Дальневосточного педагогического института искусств. С 1976 года — участник многих российских и зарубежных выставок. С 1989 года — член Союза художников СССР.

С самого начала творческой деятельности произведения художника, благодаря его природному дару и редкостному трудолюбию, отличались завидной самостоятельностью и необычайной зрелостью. Немаловажное значение на становление Николая Давыдова как художника оказал тот факт, что, проживая в Твери уже 40 лет, он много сил и энергии отдает художественной и общественной жизни Дома творчества «Академическая дача», где всегда чтили творческое наследие великих мастеров прошлого.

В своем творчестве художник продолжает традиции русской академической школы живописи.

Особый интерес мастера вызывает Русский Север. Это Вологодчина, Карелия, Республика Коми и побережье Белого моря. Николай Давыдов — художник-летописец своей эпохи. Постепенно меняется облик деревень, а вместе с ним и Русский Север, уходит в прошлое старый быт, привычный жизненный уклад. Художнику удалось на своих полотнах сохранить для потомков красоту этих мест: рыбацкие поселения с деревенскими рублеными домами, часовни, натюрморты с предметами крестьянского быта. Привлекают внимание художника и старинные города: Тверь, Псков, Великий Новгород, Ярославль, где на протяжении многих веков происходили важнейшие для России исторические события.

С непосредственной подлинностью на его полотнах предстает тишина сонного озера, свежесть снега в январскую стужу, прозрачность весеннего леса, тяжесть дождевых облаков. Произведения, воспевающие красоту окружающего мира, отмечены чувством причастности и ответственности за хрупкое состояние природы. Давыдов известен сериями пейзажей «На Тверской земле», архитектурных пейзажей «Храмы земли русской», «Монастыри России».

Постоянно находясь в творческом поиске, он отыскивает новые нюансы в колористической гамме, добиваясь в картине соответствия оттенков, которые видит в данный момент в окружающей природе.

Более 40 персональных выставок Николая Давыдова прошли во многих городах нашей страны, среди которых Тверь, Москва, Тольятти, Ярославль, а также за рубежом — в Минске, Париже, Софии, Салониках, Берлине, Лондоне, Дублине. Работы художника находятся в Тольяттинской картинной галерее, Национальном музее Республики Коми, Национальном художественном музее Республики Беларусь, Могилевском областном художественном музее и Бобруйском художественном музее (Беларусь).

За свою активную творческую и выставочную деятельность художник награжден медалями и дипломами, архиерейской грамотой и медалью «За жертвенное служение храму Христа Спасителя».

Экспозиция открыта до 18 июля. Добро пожаловать в Выставочный зал!

Елена Сооляттэ

Фото автора
и Николая ПОГОРЕЛОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *