Завтра, которое мы почти потеряли

На «Локомотиве», где раньше гоняли мяч и шайбу прославленные спортсмены, теперь только ветер гоняет пустые бутылки и пакеты. Разрушился забор, заросло футбольное поле. Волейбольные площадки, некогда отсыпанные кварцевым песком (а ведь подобных больше нет в области!), и вовсе уже сложно найти. На трибунах залежи пустой пивной тары, битое стекло. Бэушные автопокрышки. Ничего спортивного, только постапокалиптическое. Забредут сюда разве что бомжи, и те, пожалуй, предпочтут более цивилизованное место.

Молодые ржевитяне застали только эту картину и вряд ли помнят, как детьми приходили на прекрасный стадион с родителями, если не на футбол, то на Масленицу и День железнодорожника точно. И старшему поколению уже непросто вспомнить, каким «Локомотив» был тогда, когда был жив. Когда ещё не был пустырем. Когда ещё был нужен железной дороге. Когда ещё предприятия шефствовали над клубами, стадионами, школами и детсадами. Когда стране были нужны воспитание молодых, спорт и культура. Теперь страна, кажется, декларативно возвращается на здравые позиции. Но пока не здесь, не в провинции…

4_локомотивВасилий Богданов, заведующий отделом по физкультуре, спорту и делам молодежи Ржевского района, работал на стадионе «Локомотив» много лет. Там он занимался в детстве и юности, и именно с этим связывает свое становление и как спортсмена, и как руководителя. Здесь тогда развивались все виды физической культуры, до городков и штанги, работала хоккейная коробка. Богданов вспоминает приезд великих спортсменов: Игоря Нетто, Эдуарда Стрельцова, Владимира Маслаченко, и с горечью говорит о сегодняшних перспективах «Локомотива».

— Мой учитель Евгений Кузьмич Васильев, который поднимал этот спортивный объект своими руками — сегодня уже очень пожилой человек. Он был участником и свидетелем того, как после войны ржевитяне, которые вновь хотели жить в красивом и удобном городе, зарывали ямы от бомб и выравнивали площадку, на тачках возили землю. Это поколение людей, которые с нуля создавали спортивные объекты, да и весь Ржев, каким мы его увидели, для себя, своих детей и внуков. Они всю жизнь смотрели на обновленный Ржев с гордостью. Им было чем гордиться. Сказать этим людям, что завтра здесь, на «Локомотиве», больше не будет спорта, а будут с комфортом торговать вином, едой и одеждой — кощунство. О какой преемственности поколений может идти речь, когда мы сегодня своими руками разрушаем сделанное нашими отцами? Объявляем Годы истории, а сами… Сегодня наш отдел вместе с гимназией и детской спортивной школой ведёт пропаганду спорта — собираем фотографии, рассказываем об истории ржевского спорта детям в разных школах района, демонстрируем фильм об Олимпиаде. Но гораздо лучшей пропагандой было бы создать условия для спортивной работы. А не для торговли! У нас и так аптек больше, чем булочных…

«РУБИН» ИЛИ ПУСТЫРЬ?

Засилье торговых точек и вправду видно всем. Торговлей заняты все первые этажи зданий на всех центральных улицах, и магазины продолжают открываться. Безусловно, такой лакомый кусок, как огромный земельный участок в центре второго по величине города области, новый владелец теперь так просто никому не уступит. Дефицит свободной земли наблюдается во всех городах, и Ржев не исключение. Именно поэтому гипермаркеты строят в отдаленных районах. А здесь — пустырь, да в центре, да рядом с вокзалами, да с налаженным транспортным сообщением. Идеальное место для реализации торгового бизнеса! Правда, вся окружающая торговля и общепит мигом умрут, но разве бизнесменов это волнует? Рядовой момент волчьей конкуренции…

Мы уже писали о «Локомотиве» не раз. Для тех, кто упустил историю вопроса, напомним: полгода назад руководство ООО «Тверской продукт» обратилось к властям Ржева с просьбой внести изменения в Генеральный план, а именно — в отношении земель, на которых располагается «Локомотив», изменить предназначение с «спортивно-массовой» застройки на «деловую», после этого строительство торгово-офисного центра стало бы законным. Депутаты воспротивились. И «Тверской продукт» предпринял вторую попытку, на этот раз уже с конкретными эскизами будущего центра. Об этом мы тоже писали. Если заглянуть в сами эскизы, видно, что так называемая зона семейного отдыха предусмотрена как весьма слабая уступка тем, кто явился противником торговой застройки. Первый этаж масштабного строения (его нарисовали в виде буквы Т прямо по центру огромного участка) по площади займет больше десяти тысяч квадратных метров и, как видно из концепции, будет, разумеется, чисто торговым. Там, говорят, разместится гипермаркет «Тележка», как в тверском «Рубине» и ржевском «Купце» на ул. Щербакова. А на втором этаже, где две трети также займут торговые площади, под эту самую спортивно-развлекательную зону остается лишь треть. Да, еще из нее нужно сминусовать два кафе, также расположенные в зоне семейного отдыха. Что остается: каток с окружающим пространством — тысяча квадратов, чуть меньше отводится под боулинг; примерно по четыреста квадратных метров (каждый из соседних бутиков примерно такой по площади) на игровую зону для детей, футкорт, тренажерный зал вместе с раздевалкой. И всё? Всё! Конечно, если выбирать между пустырем и таким гипермаркетом, торговля — лучше, чем ничего. Как сказал директор ООО «Тверской продукт» неуступчивым депутатам, новые владельцы готовы бросить объект, ничего на нем не строить; мол, любуйтесь дальше на эту свалку в центре города, это ваш позор, нам в областном центре его не видно. Бросят? Вряд ли. Но и городу не подарят, факт. Возможно, продадут — но где Ржеву взять деньги на выкуп?

КАК «ЛОКОМОТИВ»
ПОД ВЫБОРЫ ОТДАЛИ

А ведь сегодняшней ситуации могло бы и не случиться. Процесс передачи ведомственного соцкультбыта в собственность муниципалитетам шел в 90-е. И Василий Богданов хорошо помнит этот момент.

— В этот момент шла очередная выборная кампания, в которой участвовал и глава города Александр Васильевич Харченко. При всем моем к нему уважении, я констатирую: он мог решить судьбу стадиона иначе, мог! Но тогда, получив от руководства Октябрьской железной дороги письмо, где говорилось об их желании оставить стадион «Локомотив» в уставном капитале дороги, он это им позволил — правда, не с первого, и даже не со второго раза. Может быть, только по той причине, что выборы подступали, а многочисленные железнодорожники нужны были в качестве правильного электората. Думаете, руководство ЖД было намерено поднимать стадион? Нет, они сразу же стали его продавать! Спортивный объект был для них лишь средством получения прибыли. В 2000-2005 году я составлял массу смет, на миллионы рублей, по строительству беговой дорожки, полей с искусственным покрытием и многого другого, если бы железнодорожное начальство решило восстанавливать «Локомотив», там могли бы быть и стрелковый тир, и спортивный зал, и хоккейная коробка, и административное здание… Но такого рода объекты не окупаются раньше чем через 10-12 лет, а в стране наступило время быстрых прибылей.

— Остаточная стоимость стадиона «Локомотив», — продолжает Богданов, — была всего 110 тысяч рублей. Но с 2009 по 2011 год объект «висел» на торгах по другой цене — его продавали за 8 миллионов 900 тысяч рублей. И тогда мы, спортивная общественность, обошли в городе всех людей, у которых были деньги. Однако поодиночке ржевские бизнесмены восстановление «Локомотива» не потянули бы, а объединиться не смогли и не захотели. Ведь, помимо выкупа, нужно было порядка 50 млн. рублей потратить на его оснащение…

Мог ли город найти тогда такие деньги? Вероятно, да. Почему этого не случилось? Неизвестно. На вопрос может ответить только городское руководство того времени — Александр Харченко, а позже — Александр Щетинин. Они либо не задавались такой целью, либо что-то иное. Как раз тогда и нашелся «Тверской продукт», который спокойно объект выкупил и предпочел сохранить эту сделку в тайне — до поры до времени.

Для тех, кто не знает, владелец его — бизнесмен из Твери Чхатвал Харминдер Сингх, опоясавший всю область сетью «Тверских купцов». В марте 2013 года таких магазинов было уже 178, причем, они стали появляться и в соседних регионах тоже. Индус по национальности, живет в России больше 20 лет, он — член партии «Единая Россия» и четвертый год как депутат Заксобрания области, где входит в комитет по налогам и бюджету. Представлявший интересы ООО «Тверской продукт» Сергей Мамонов — тоже депутат, правда, Тверской городской Думы.

— Говорите, новый хозяин грозится его бросить? Да и пусть бросает. Стоит он таким два года, простоит еще два… Но терять «Локомотив» для будущего как спортивный объект — просто преступление. Депутаты и администрация, уверен, могут найти варианты. И рычаги воздействия тоже найти могут. Было бы желание, — убежден Василий Васильевич.

ВСЕ МОГЛО БЫ БЫТЬ
ПО-ДРУГОМУ!

«Локомотивы» — стадионы с одноименным названием — были не только в нашем городе, но и по всей стране. Это наша славная и с каждым годом все более далекая история. Подобные функционировали раньше в Великих Луках, Бологое, Выборге. На сайте РЖД эти названия в перечне спортивно-культурных объектов все еще есть. Но, конечно, нет ни слова о сегодняшнем дне этих сооружений. Потому что госкорпорация ОАО «РЖД» к ним никакого отношения уже давно не имеет.

Но есть и примеры, когда такие объекты не превращались в пустыри и свалки. Или ненадолго, а потом восстанавливались. И за такими примерами даже не нужно далеко ехать.

Сохранить «Локомотив» удалось в Пскове. В начале 2000-х он тоже лежал в руинах, затем был взят в аренду компанией «Авто-Лада». Но власть объект не бросила. Переговоры с РЖД о передаче сооружения на баланс администрации Псковской области велись около пяти лет, прежде чем это завершилось ожидаемым результатом. Такой последовательности нам можно, увы, только позавидовать. В итоге передача осуществилась, и сегодня Псков обладает прекрасным стадионом с футбольным и мини-футбольным полями, трибуны которого вмещают больше полутора тысяч зрителей. Это пример того, как власть и бизнес могут успешно сотрудничать на благо жителей города. Получив стадион на баланс, область отдала его в долгосрочную аренду той же «Авто-Ладе», которая много лет являлась там спонсором спортивных команд. В 2005 начались строительные работы, первый футбольный матч на обновленном искусственном покрытии прошел в октябре 2006-го. В 2011 году за играми на футбольном поле, обрамленном прекрасной беговой дорожкой, зрители наблюдали с новых трибун. Кстати, это было уже второе искусственное футбольное поле стоимостью 11 млн. рублей, которое было подарено Пскову Российским футбольным союзом после вхождения города в федеральную программу. То есть, при желании деньги привлечь можно? Можно.

С 2006 по 2013 год финансирование строительства спортивных объектов, осуществляемое Министерством спорта России, составило более 157 миллиардов рублей. Из них более 21 миллиарда было потрачено в 2013 году. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006 — 2015 годы», безусловно, будет продолжена. Как направить средства в периферию — другой вопрос. Тем более тогда, когда, как сегодня в Ржеве, наблюдается конфликт интересов.

Но сегодня дать согласие на изменение назначения земельного участка значит потерять его. И тогда, если даже завтра найдутся средства на возведение спортивного объекта, строить его придется далеко за городом — в городской черте свободной земли нет. С желанием ли дети и взрослые поедут за здоровьем и спортивными успехами на «выселки», в нецивилизованный район, где не будет даже налаженного транспортного сообщения?

* * *

Нельзя не понимать, что за внешними силами, бизнесом, у которого в Ржеве образовались свои интересы, стоят большие деньги. В сегодняшней России это значит — большие возможности. Спорт же всегда держался на энтузиастах. Он и теперь на них держится… Не хочется думать, что все потеряно. Да, свои позиции город сдал, и не однажды. Но проиграть одну битву еще не значит проиграть всю войну. В Думе, когда говорят о судьбе «Локомотива», всегда шумно. Сторонники и противники строительства торгового центра там уже определились. Теперь то же самое предстоит сделать ржевитянам. Возможно, нам всем придется участвовать в судьбе бывшего стадиона — в том случае, если вопрос будет вынесен на публичные слушания. Вот тогда и решится, разменяем ли на торговую монету мы свою спортивную славу и свое лучшее завтра.

Светлана АРТЕМЬЕВА

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *