«В ОРГАННОЙ МУЗЫКЕ МНОГО ДОСТОИНСТВ» Екатерина Олеговна ДМИТРИЕВА, кандидат искусствоведения, музыковед, органистка:

— Екатерина, для меня органист, в силу необычности профессии, наверное, сродни космонавту. Слышала мужское исполнение органной музыки, и у меня почему-то сложилось мнение, что женщин-органисток почти нет, или же их крайне мало…

— По моим наблюдениям, во всяком случае, в нашей стране, женщин-органисток даже больше, чем мужчин-органистов. И мне кажется, что сами музыканты совсем не воспринимают эту специальность как экзотическую. Мне очень повезло: к тому моменту, когда окончила Московскую консерваторию и начала преподавать орган, в России начался буквально «бум» органного образования. Если говорить даже только про Москву — открылось и возродилось множество классов органа в музыкальных школах, кафедра органа открылась в Российской академии музыки им. Гнесиных, появилась возможность поступать в училище и в Московскую консерваторию на орган как на отдельную специальность (до того на органе можно было играть, только совмещая его с какой-либо другой специальностью). В результате довольно быстро сложилась полная система образования в этом направлении, включающая теперь все три последовательные ступени: школу, училище и вуз. Также уже много лет существует класс органа, например, в МГУ, при соборах христианских церквей западных конфессий, где высоких результатов порой достигают люди, для которых орган отнюдь не является основной профессией.

— Если для музыканта орган — не экзотика, то для слушателя, особенно в нашей стране, этот инструмент по-прежнему остаётся таковым.

— Мне сложно судить об этом, я нахожусь как бы «изнутри», но мне кажется, что благодаря интенсивному развитию органного образования и не в последнюю очередь установке новых органов, наш инструмент уже не столь экзотичен для россиян, как это было раньше. Сейчас звучание органа в России отнюдь не ограничивается практикой академических концертов в залах или храмах. Он звучит во время церковной службы, на всевозможных торжествах.

Часто орган, благодаря его широким возможностям, используется в качестве сопровождающего инструмента, например, для детских сказок или мультимедийных представлений. Очень часто у нас на органе звучат (и прекрасно звучат!) переложения популярной академической оркестровой музыки. Кроме того, орган — прекрасный партнёр для ансамбля с певцами или инструменталистами.

— Значит, у нас просто нет опыта слушания органа…

— Да, у большинства из нас нет обширного опыта общения с традиционной органной музыкой прошлого, нет знаний, необходимых для её глубокого восприятия. Так происходит потому, что для России это не родной инструмент, не родная традиция. Хотя исторически орган — это  не только богослужебный и церковный инструмент, всё же история развития органной музыки связана, в первую очередь, западноевропейской христианской культурой — католической, протестантской традицией. Эту музыку писали по определенному поводу, на определенные тексты; каждый из церковных органных жанров занимал своё особое место в богослужении, имел в нём особый смысл, и все выразительные средства были направлены на воплощение этого смысла. И это, конечно, слушателю, не обладающему специальной подготовкой, практически недоступно. Поэтому я стараюсь во время своих концертов немного рассказать о том, что я играю, чтобы помочь публике войти в этот мир. В России органы стали появляться главным образом со времён Петра I, когда он «прорубил окно в Европу» и стал приглашать на работу европейцев-иноверцев. И, конечно, число органов в России не сравнить с количеством органов в европейских странах, там их несравнимо больше. Во многих из них и по сей день буквально в каждой деревне стоит прекрасный, часто исторический инструмент, возраст которого может насчитывать 300-500 лет. И, если проходит концерт, публики зачастую почти нет — разве что меломаны из числа местных жителей придут на имя какого-то известного музыканта; это потому, что для европейцев орган — это их родная культура, нечто обыденное, и инструмент не вызывает такого интереса, как в России.

— У меня, как, наверное, и у большинства слушателей, орган ассоциируется с соборами…

— Это ошибка — считать орган только церковным инструментом. Изначально самый первый «орган» — древнеримский гидравлос — использовали во время праздников и даже… для сопровождения боев гладиаторов. В эпоху средневековья орган, по всей видимости, тоже далеко не сразу пришёл в церковь. На протяжении очень долгого времени были популярны небольшие переносные органы — портативы и позитивы, и портатив вполне мог удержать в руках один человек: одной рукой он накачивал воздух в трубы, второй рукой играл. И мы знаем множество свидетельств тому, что такие органы использовали повсеместно — в уличных шествиях и празднествах, во дворцах аристократии для развлечения, в частных домах… Церковная (причем не факт, что сразу именно богослужебная!) традиция использования органа предположительно возникла сравнительно поздно — вероятно, не ранее XII-XIII века (исследователи и сейчас дискутируют на эту тему и постоянно находят новые свидетельства). В самой церковной службе орган, по-видимому, стал участвовать не ранее XV столетия. При этом практически ни один композитор не писал органную музыку только для церкви — буквально у каждого есть сочинения, которые могли звучать в том числе и в церкви, но совсем не обязательно именно в богослужении. Очень много где в Европе существовала практика проведения концертов в церкви с участием органа, и далеко не всегда содержание этих концертов было чисто церковным. Пространство соборов порой выполняло роль своего рода места встреч и концертного зала. И, конечно, огромную роль в развитии органной музыки сыграла реформация — поскольку в обиходе большинства реформатских церквей её границы, по сравнению с применением в католичестве, были значительно расширены. Особенно это касается лютеранства.

— Когда и где Вы сами впервые услышали орган? Какими были Ваши впечатления?

— Уже и не вспомню, где услышала его впервые… Но орган люблю с раннего детства. До того, как начала учиться на нём играть, я даже не мечтала, что смогу когда-нибудь к нему прикоснуться, для меня орган был чем-то недосягаемым.

— Выбрать музыку делом всей жизни — шаг осознанный?

— Я с раннего детства сочиняла музыку. В шесть лет меня привели в музыкальную школу, я училась по классу фортепиано и решила, что буду композитором. Но на данный момент композиция — это скорее моё хобби, серьёзные занятия ею требуют большого количества времени и постоянного совершенствования мастерства. Когда поступила в консерваторию на музыковедение, узнала, что можно попробовать поиграть на органе. На втором курсе впервые прикоснулась к инструменту, и затем через год, благодаря инициативе моего педагога, сдала экзамен и перешла на спецкурс органа, и неожиданно для себя окончила два факультета. Органная музыка диаметрально развернула область моих музыковедческих интересов, в результате занятий органом моя научная специализация оказалась совсем иной, чем я планировала.

— Блеск глаз выдает, что Вы вряд ли об этом сожалеете. В зависимости от конструкции у органа может быть ещё и педаль — клавиатура для ног. Читала, что для того, чтобы играть ногами, нужна специальная чувствительная обувь.

— Мне удобно играть в туфлях на тонкой гибкой подошве с широким, но невысоким каблуком. У каждого органиста свои приоритеты. Кто-то шьёт обувь на заказ.

— У Вас дома есть орган?

— Да, электронный, без него я пропала бы. Играю ночью в наушниках. Иначе в многоквартирном доме никак. (Смеется)

— Играете каждый день?

— Что Вы! К сожалению, совсем не так часто, как мне хотелось бы.

— Несколько раз за концерт, который Вы давали в Евангелическо-лютеранской церкви святого Луки в июне, я ловила себя на мысли, что мне следует выпрямить спину, неподобающе слушать величественную музыку органа, сгорбившись.

— Да, в этой музыке много достоинства.

— Можно ли научиться играть на органе, например, в 40-50 лет? Обязательно ли уже уметь играть на клавишном инструменте?

— Считаю, что научиться играть на любом инструменте можно в любом возрасте. Знаю немало музыкантов других специальностей — скрипачей, альтистов, флейтистов — которые прекрасно играют на органе, начав заниматься им только в консерватории. Среди моих зарубежных друзей, играющих на органе «для себя», есть финансисты, менеджеры, инженеры, в том числе люди очень преклонного возраста, причем, некоторые из них способны дать фору профессионалу.

— Целеустремленные ребята. На каких еще музыкальных инструментах, помимо фортепиано и органа, Вы играете?

— Профессионально — только на органе. Помимо фортепиано, немного, как самоучка, играю на гитаре и блокфлейте. Планирую продолжить профессионально учиться игре на клавесине, это сложный и очень интересный инструмент. Меня привлекает клавикорд (клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент). Мечтаю когда-нибудь для себя научиться играть на скрипке и на лютне (струнный щипковый музыкальный инструмент).

— Вот так способности, вот так планы! Я, в свою очередь, теперь буду мечтать услышать Вашу игру еще и на этих музыкальных инструментах. А чтобы послушать музыку, время остается?

— Из-за нехватки времени в данный момент слушаю в основном то, что необходимо для профессиональной деятельности, совмещаю приятное с полезным. Чтобы быть настоящим профессионалом, мало знать музыку только для своего инструмента. Я постоянно расширяю кругозор в тех областях старинной музыки, где, как я считаю, знаний и информации у меня недостаточно. На данный момент это старинная камерная, ансамблевая музыка, сольные сочинения эпохи барокко для других (не клавишных) инструментов. Стараюсь слушать побольше современной музыки, это очень интересно.

— Какими будут Ваши пожелания нам, читателям и слушателям…

— Не отворачиваться от академической музыки, не бояться её. Она заставляет думать, чувствовать и, в конечном счёте, совершенствоваться, поскольку поднимает очень серьёзные, основополагающие вопросы человеческого бытия. Человеку, не привыкшему к такой музыке, она поначалу может не понравиться, показаться скучной и непонятной, и это нормально — ведь всегда, когда мы начинаем новое дело, нам бывает трудно. Главное — приложить немного усилий и потихоньку идти в этом направлении, это процесс постепенный и увлекательный. Музыки очень много, она очень разная, и каждый обязательно найдет то, что ему близко и интересно.

— Спасибо за интересный и познавательный рассказ. Удачи Вам, приезжайте в Ржев еще!

Ольга ЖДАНОВА

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *